Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:34, реферат
Наивный вопрос «Что такое реклама?» стал причиной написания десятков и сотен монографий, исследований, рассуждений и дебатов известных людей на протяжении множества лет. Хотя нам всем кажется, что ответ лежит на поверхности.
Понятие рекламы
Наивный вопрос «Что такое
реклама?» стал причиной написания
десятков и сотен монографий, исследований,
рассуждений и дебатов
У нас с вами нет возможности
посвятить остаток своей жизни
поискам наиточнейшего ответа на
этот вопрос. Да, впрочем, это и ни
к чему. Нам нужно лишь набросать
несколько тезисов к
Потому что эти особенности рекламы как «товара» предопределят и особенности техник и технологий ее продажи.
В этой главе я быстренько обсудижу с вами:
историю возникновения рекламы и ее появление в современном виде — просто для того, чтобы вам было чем поддержать разговор со своими друзьями, спрашивающими вас: «Ну и во что же ты ввязываешься?»
цели и задачи которые преследует реклама — иными словами, зачем она собственно нужна? И, что самое интересное, ответ может оказаться не столь уж и очевидным, как кажется.
ну и самое, наверное,
важное, — в этой главе мы
обсудим некоторые самые
Немного истории
Принято считать, что отец родной почти у всех наук и явлений на свете, как правило, один — вы угадали, это Аристотель. Чего он только не на придумывал, родоначальником каких только наук не был. Наверняка и рекламу придумал он.
Это не так. Во всяком случае некоторые рекламисты в поисках своих корней забрались аж в первобытный строй, где всякую символику на древних сосудах, топорах и камнях расценили как рекламный мессадж . В интернете также можно найти забавные материалы на темы «Реклама на Руси», «Реклама в Североамериканских колониях», «Реклама и Моисей» и так далее.
Для нас с вами из всего этого очевидно одно: реклама появляется фактически одновременно с письменностью или, хотя бы, с появлением графических нанесений. А что, до этого не было рекламных сообщений? Когда один неандерталец знаками давал понять, что по вопросу заточки копья лучше обратиться к его брату — это не было рекламой?
В этом безумном поиске точки отсчета мы с вами можем добраться не то что до обезьян, машущих друг другу руками, — до одноклеточных можем дойти!
Однако принципиально важный вывод здесь есть.
Реклама появляется одновременно с общением, одновременно с коммуникацией.
Просто потому, что реклама — это и есть коммуникация. Коммуникация с определенными целями. Добавим еще: деловыми целями.
Реклама в нашем понимании — это коммуникация с деловыми целями.
Итак, понятно, что были в древние временя и царские глашатаи (еще в 14 веке до н.э. на острове Крит), и выкрики торговцев на восточных базарах, и товарные знаки на греческих амфорах… а когда же и как реклама приобрела тот вид, которые более привычен нам, живущим в городах на стыке XX и XXI веков, людям.
Кстати говоря, по подсчетам американских исследователей, житель крупного мегаполиса получает в среднем 12 000 коммерческих предложений в день — то есть, грубо говоря, видит/слышит/чувствует 12 000 реклам. Это и газетная реклама, разумеется, теле-, и радиоролики, и этикетки на полках в магазине, и значки на багажнике автомобиля, стоящего перед вами в пробке, и… да, словом, все. Подумайте: 12 000 реклам. Ваш город не столь крупный? Ну, отнимите пару тысяч, картина не изменится.
Итак, современная реклама. Важно понять, что и в античности, и в средневековье реклама была практически не отделена от информации. Глашатаи всегда сообщали какие-то новости. А вот четкое разделение этих двух функций — информирования и рекламирования происходит приблизительно в XVIII-XIX веках.
Уже в 1840-х годах успешную конкуренцию прессе в европейских странах начал составлять многоцветный плакат, добравшийся до России только к концу столетия.
К началу XX века приобрели большую популярность малые формы изобразительной рекламы: почтовые открытки, изысканно оформленные меню и театральные программки, всевозможные этикетки и упаковочные материалы. В число рекламных средств включается фотография. Ну а дальше вы знаете: кино, радио, телевидение, интернет — новые рекламные носители в последние сто лет появляются невероятно часто.
Итак, важный для нас вывод — в том, что реклама в современном ее виде появляется тогда, когда отделяется от информации и начинает нести еще и другие задачи: побуждение к действию, повышение узнаваемости марки и другие.
Что же это такое?
Официальное определение: «Реклама (франц. reclame, от лат. reclamare — выкрикивать, откуда-то оттуда же, видимо, и наше слово «декламировать») — разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо, например товаров, зрелищ, услуг, оказываемых каким-либо предприятием и т.д. …» — так гласит один из толковых словарей. Мы даже специально не даем сноски, потому что абсолютно не важно, какой именно.
Загляните в словарь на вашей книжной полке. Посмотрите в компьютерных словарях. Зайдите в интернет: «Яндекс» в ответ на запрос «определение рекламы» выдает 53 919 ссылок . Везде будут разные определения. Не существует единого и «самого правильного» определения, потому что в нашей работе никто не обладает монополией на истину.
Федеральный закон «О рекламе», опубликованный 15 марта 2006 года дает такое определение: «реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Пожалуй, это определение важно знать, потому что законодательство — это один из тех важных моментов, который, все-таки, волей-неволей, вам придется учитывать в своей работе.
Что же касается нашего мнения, то мы его уже озвучили: реклама — это коммуникация. Со всеми оговорками, что «деловая», что «с целью продвижения», что «широкому кругу лиц» и так далее. Но самое главное — это коммуникация.
Место рекламы в маркетинговой политике компании
Да, реклама — это коммуникация. Но вот вопрос: односторонняя (монолог) или двусторонняя (диалог)?
В общем, по правде сказать, довольно односторонняя. Какой-либо бизнес, скажем, какая-нибудь компания по продаже пластиковых окон, «говорит» своим покупателям посредством рекламы: «немедленно покупайте именно у нас». Или: «только до 31 января действуют особые скидки и специальные предложения». Или: «Компания «ООО Вася» — нам 10 лет». Это был скорее пример неудачной рекламы.
Да, реклама, это коммуникация
в одну сторону, потому что потребителя
в ответ не слышно. Что предпринимает
бизнес, чтобы «услышать» своего потребителя?
Правильно, он проводит маркетинговые
исследования — всевозможные опросы,
анкетирования и глубинные
Получается, что реклама и маркетинговые исследования как раз и образуют тот диалог, который так необходим и бизнесу, и потребителям. Целиком этот процесс обмена информацией можно назвать «маркетингом» (вот вам и еще одно, видимо, последнее в этой книжке, научное определение).
По сути, получается, что хороший маркетинг у компании есть тогда, когда этот диалог рекламы и исследований проходит без сучка и без задоринки. Это довольно существенная вещь.
Нам действительно важно было сейчас об этом сказать, чтобы мы с вами окончательно понимали, чем же мы занимаемся, когда продаем рекламу — мы помогаем потребителю и компании лучше слышать друг друга.
Реклама как посредник
Позвольте мне небольшое лирическое отступление, хорошо? Раз уж мы заговорили о коммуникации, давайте постараемся понять, что же и это такое, и почему это так важно?
Мы с вами работаем в медиабизнесе. А что такое слово «медиа»? Происходит оно оттуда же, откуда и слово «медиум», что означает посредник. Вообще, «медиа» это некая срединная зона, объединяющая и связующая что-то? Мы с вами — посредники? Но между чем и чем?
Медиум как колдун был всегда посредником между миром живых и миром мертвых. Делая небольшую поправку на профессиональный ветер, мы смело можем сказать, что мы с вами — посредники между миром реальным (людьми и потребителями) и миром, немного оторванном от реальности (бизнесами и компаниями).
Коммуникации — это то, чем живет медиа. То, чем и занимаются посредники — построением возможностей для общения. Они — связующее звено.
Это очень важный вывод. Вы
— посредник между директором
магазина и его покупателями. И
именно вы, вместе со всеми сотрудниками
вашего отдела рекламы в газете,
обеспечиваете ему эту «
Поймите, вы даете возможность людям общаться друг с другом. Вот чем вы занимаетесь на самом деле!
Задачи рекламы
Зачем же нужна реклама — вопрос совсем не праздный. Есть типичная фраза про «двигатель торговли», но она мало что говорит в деталях.
На самом деле задачи у рекламы, цели рекламной кампании могут быть совсем разными.
Маркетинговые задачи, которые решает клиент с помощью рекламы могут быть такими:
Какие еще маркетинговые задачи?
И еще много других (кстати, каких?). Понятно, что само рекламное сообщение и выбор каналов его коммуникации — сейчас мы об этом поговорим, о медианосителях, — будут в каждом случае разными.
Виды, типы, способы классификации
Знаете, мы искренне считаем, что если 100 любых разных предметов разложить на столе и попросить людей разбить эти предметы на группы, то у каждого получится своя классификация, своя система, свои аргументы, почему именно так делить — правильнее всего.
И несмотря на это, небольшая работа по классификации рекламы не повредит. Лучше все с самого начала разложить по полочкам, чтобы потом легко и непринужденно в нужный момент доставать и использовать. Человек уж так устроен — на все хочет навесить свой ярлычок, чтобы стало понятнее.
Поэтому говоря о классификации видов рекламы, мы в самом начале приведем наиболее типичную, классическую точку зрения — снова не претендуя на истину в распоследней инстанции.
А затем попытаемся посмотреть на разные типы рекламных сообщений под другими углами зрения. И уже в следующей главе немного поговорим о преимуществах и недостатках каждого из этих типов рекламы.
Очевидная классификация
Телереклама, радиореклама, реклама в газетах — во всех этих словах главным является указание на то, каким способом реклама доносится до целевой аудитории: через телевизор, по радио, в газетах.
Естественно, основная классификация видов и типов рекламы основана именно на этом — на медианосителе.
Обычно классификация по типу носителя рекламы выглядит так:
1. Телереклама
2. Радиореклама
3. Наружная реклама и реклама на/в транспорте
4. Реклама в печатных СМИ
5. Все остальное
Не густо.
Часто говорят, что первые четыре пункта — это ATL-реклама, а «всем остальным» называют BTL-рекламу. Откуда это пошло? На этот счет есть красивая легенда.
Говорят, что примерно в середине ХХ века один из руководителей некоей крупной компании (утверждают, что это — Procter & Gamble) составлял смету предстоящих расходов на маркетинг. Включив в нее стандартные элементы (реклама в прессе, на телевидении и радио, и в наружке), он подсчитал расходы, подвел черту (по-английски, черта будет the line — линия), и вдруг вспомнил, что не учел раздачу бесплатных образцов товара, расходы на организацию праздника, на котором люди будут пробовать производимую его компанией продукцию, спонсорство дня города, семинар для врачей-стоматологов, PR-статьи и так далее. Посчитав все дополнительные расходы, которые он записал под чертой, он и составил окончательную смету.
Так и возникли термины ATL — above the line (над чертой) и BTL — below the line (под чертой). Тут же, естественно, появились умники, утверждающие, что их рекламное агентство занимается рекламой по технологии TTL — through the line (через черту), то есть, всем подряд.
Можно породить следующую классификацию рекламы:
1. Реклама на щитах на улицах (наружная реклама)