Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:34, реферат
Наивный вопрос «Что такое реклама?» стал причиной написания десятков и сотен монографий, исследований, рассуждений и дебатов известных людей на протяжении множества лет. Хотя нам всем кажется, что ответ лежит на поверхности.
Наружная реклама и реклама на транспорте
В качестве массового средства
воздействия на людей, живущих в
более или менее крупных
Наружная реклама бывает следующего рода:
1. Стандартные щиты на улицах города, фиксированного размера 3 на 6 метров, двусторонние и односторонние.
2. Реклама на уличных
предметах / объектах городского
хозяйства — остановках
3. Перетяжки на улицах города.
4. Разноформатные, как правило, очень крупные конструкции на крышах, торцах и фасадах зданий, на лесах реконструируемых домов и т.д.
5. Мелкоформатная официальная и неофициальная (серая) реклама — отрывные объявления, плакаты, постеры, наклейки на столбах, подъездах, в лифтах и т.д.
6. Все остальное — и
тут действительно масса всего,
Реклама на транспорте классифицируется, по большому счету, на 5 видов:
1. Внутрисалонные рекламные планшеты в общественном транспорте.
2. Наружные рекламные
плакаты, размещенные на
3. Станционные плакаты/баннеры/
4. Реклама в объявлениях
на остановках в официальных
боксах объявлений
5. Реклама на билетах.
Как вы понимаете, с каким-либо таргентингом, кроме географического, у наружной рекламы дела обстоят плохо: ее видят все, и пионеры, и пенсионеры, и приезжие, и водители машруток.
Чуть-чуть лучше обстоят дела у рекламы внутри транспортных средств — внутритранспортная реклама рассчитана на аудитории с невысокой покупательской способностью (мы можем предполагать это ввиду отсутствия у них автомобиля): рабочих, служащих, мужчин и женщин, переезжающих из дома на работу и обратно, домашних хозяек, отправляющихся днем за покупками, школьников и студентов. Плюс к этому можно выбирать особые маршруты (например, трамваи, идущие к городскому институту или университету). Но по сути своей наружная реклама — наиболее массовая и неизбирательная.
Несколько фактов:
средняя продолжительность проезда в общественном транспорте составляет 30 минут;
удивительно и грустно для нас с вами, но число читателей внутрисалонных планшетов (в автобусах, трамваях, метро) превышает число читателей газет;
круг читателей внутрисалонных постеров и объявлений составляет примерно 25% от взрослого населения.
Существуют пять наиболее важных правил рекламы на транспорте. Мы говорим вам об этом, опять же, для того, чтобы вы были профессионалом не только в сфере газетной рекламы. Вот они:
1. Часто попадаться на глаза.
2. Привлекать к себе внимание.
3. Быть краткой (для размещаемой на наружной стороне транспорта).
4. Быть без труда читаемой на ходу.
5. Быть понятной.
Транспортная реклама подходит для компаний, предлагающих различные услуги населению, а также для организаторов массовых мероприятий, целевой рынок которых сосредоточен в данном населенном пункте. Важно также понимать, что реклама, размещенная снаружи транспортных средств, обращена к иной группе населения, чем реклама внутри их.
Ну и, традиционно, плюсы и минусы. Достоинства наружной рекламы и рекламы на средствах транспорта:
Хорошо заметна и, следовательно, эффективна.
Доступна потребителям в течение 16 или 18 часов в сутки (а с подсветкой у щитов — и все 24).
Контакт с ней может быть достаточно длительным (если человек идет по городу пешком или стоит в пробке)
Ее можно использовать, чтобы донести рекламу до богатых людей, пользующихся машинами (реклама на внешней стороны транспортных средств), щиты и перетяжки в определенных районах города или на определенных трассах (например, по дороге в аэропорт).
Реклама внутри транспорта постоянно воздействует на людей, пребывающих в замкнутом пространстве (от нее некуда деться).
Недостатки наружной рекламы и рекламы на средствах транспорта:
Неэффективность малых объемов: если в городе поставить только один щит или натянуть одну перетяжку — ее попросту не заметят. Для успешной работы нужна целая кампания, а это уже стоит приличных денег.
Постоянное движение, у людей всего несколько секунд, чтобы усвоить информацию (касается только рекламы на бортах транспорта).
Вся эта рекама подвержена воздействию атмосферных факторов и актов вандализма — она мокнет, выцветает, на ней рисуют граффити и т.д.
Зачем она нужна?
Цели, задачи, мотивы, вселенское предназначение
Конечно же, наивный вопрос.
Вроде как ответ очевиден: «чтобы продать». Мы так и говорим: «вот, разрекламировали очень сильно, а потом много этого самого и продали».
Маркетинговые задачи клиентов
На самом деле, если заглянуть чуть поглубже (а ваши рекламодатели точно захотят это сделать, попросив вас обосновать ваше предложение), то мы увидим, что вопрос о том, зачем же нужна реклама, — это вопрос совсем не праздный. Есть типичная фраза про «двигатель торговли», но она мало что говорит нам в деталях.
На самом деле задачи у рекламы, цели рекламной кампании могут быть совсем разными. Эти рекламные кампании, как мы будем с вами говорить, ориентированы на решение разных маркетинговых задач ваших клиентов — рекламодателей. Давайте посмотрим внимательно на эти задачи.
Маркетинговые задачи, которые решает клиент с помощью рекламы могут быть такими:
общее увеличение сбыта
привлечение покупателей в магазин
привлечение максимального числа покупателей в короткий срок
увеличение количества пробных покупок
увеличение средней суммы чека
резкое увеличение сбыта одного товара или категории (распродажи)
увеличение известности марки
поддержание известности марки на конкурентном уровне
перепозиционирование в другой (более дорогой/дешевый) сегмент
Какие еще могут быть маркетинговые задачи? Продолжаем список:
привлечение внимания к компании
имиджевая реклама
вывод на рынок нового бренда
повышение узнаваемости торговой марки
ознакомление потенциальных покупателей с новой услугой
информирование о распродаже
поддержание лояльности к бренду рекламодателя
выравнивание по объемам рекламной активности с ключевыми конкурентами (иными словами: «Раз они ведут активную кампанию, мне тоже нельзя отставать»).
И еще много других — потому что детализировать можно до бесконечности.
Давайте попробуем свести эти разные маркетинговых задачи в одну единую и понятную схему. Разумеется, она немного упрощает реальность и потому немножко условна — но здесь без этого никак.
«Волшебные маркетинговые столбики»
Для этого я придумала вот такую метафору.
Предположим, что вы —
владелец крупнейшего в вашем
городе центрального и главного магазина
обуви с самым большим
Отлично. Шаг второй: как вы думаете, «все потенциальные клиенты» и «все, потенциальные клиенты, кто знает о моем магазине» — это одно и то же? Конечно нет, всегда есть люди, которые о нас не знают. Есть люди в вашем городе, которые не слышали про кока-колу, не знают, кто сейчас является президентом России, слыхом не слыхивали о существовании вашей газеты и так далее. Они есть. Конечно, первые две группы не столь многочисленны, уровень знания марки кока-колы и имени лидера государства, кстати, примерно одинаков: 96–98%, а вот третья группа может, увы, оказаться довольно большой, даже если ваша газета существует с начала ХХ века. Иными словами, столбик под названием «Знают о нас» будет всегда ниже первого.
Знают и хорошо относятся — одно и то же? Нет, и тут мы снова несем потери. Всегда есть люди, которые нас не любят. Они плохо к нам относятся и не будут у нас покупать (только если мы с вами не работаем на монопольных рынках, там, разумеется, картинка другая: вспомните вагон-ресторан — никому не нравится, но все сидят и смиренно ждут нередко хамоватую официантку).
Хорошо относятся — значит ли это, что они хотят у нас купить? Тоже нет. Бывает сплошь и рядом. Могу позволить себе купить телевизор SONY, знаю об этой марке и об этих телевизорах, уверен в качестве, но покупать не намерен. Снова потери.
Хотят купить и покупают? Разумеется, тоже не одно и то же. Масса примеров: едим кетчупы, знаем о кетчупе «Балтимор», хорошо к нему относимся, хотим его купить, записали себе в список, пошли в гастроном, выходим из него — в руках «Пикадор». Бывает такое? Сплошь и рядом. У вас есть клиенты, которые хотели купить у вас рекламу в газете, но по какой-то причине передумали и ушли к конкурентам.
Не все те, кто покупают — покупают второй раз. Тут многое зависит от качества товара, качества обслуживания, ожиданий самого клиента и того, насколько его опыт совпал с этими ожиданиями. Есть компании, где покупка редко совершается повторно (например, приобретение стальных дверей). В таком случае аналогом столбика «2-я покупка» является столбик «Рекомендация».
Наконец, не каждый, кто совершил 2–3 покупки, стал лояльным и преданным покупателем (или постоянно рекомендующим фанатом марки).
Что все это значит? А значит это следующее. Есть, в связи с этими столбиками, в маркетинге несколько «аксиом» (хотя, конечно, маркетинг — наука неточная):
1. На немонопольных рынках
каждый правый столбик будет
меньше левого: не «расплескать»
потенциальных клиентов
2. Целью маркетинговой
политики любой компании
3. Каждый столбик является
«линией отсечения» для
4. Столбики обычно «падают» неравномерно — у каких-то бизнесов особый провал на столбике «знают» (его никто не знает, поэтому никто и не покупает); у кого-то проблемы с «хорошим отношением» (знают, но не верят); а кто-то заваливается на столбике «покупают» (знают, любят, хотят купить, но… магазин находится далеко и неудобно добираться / продавцы хамоваты / несправедливые цены / плохой сервис / и т.д.).
5. Главной маркетинговой задачей для компании является преодоление самого большого разрыва.
6. «Подтягивание» каждого
из этих столбиков (т.е.
Теперь мы можем с вами сказать просто и четко: задача рекламы в том, чтобы решать маркетинговые задачи клиентов и тянуть «наверх» разные из его маркетинговых столбиков.
Почему это важно для
нас с вами? Потому что нам важно
с вами понимать, зачем же нужна
реклама и что такое мы с
вами продаем. Не с точки зрения верстальщика
газеты (квадратных сантиметров и
полос), а с точки зрения клиента
(решение моей задачи). Подробнее
об этом мы поговорим в следующем
разделе «Реклама как товар». А
сейчас давайте попробуем
Эта схема дает удобное и наглядное представление о том, где находится зона ответственности каждой из сторон, участвующих в продвижении товара — рекламиста и рекламодателя. И когда клиент спрашивает нас «А где гарантии, что после вашей рекламы я увеличу свои продажи?», мы мило отвечаем ему, что готовы нести ответственности за столбики «знают», «хорошо относятся», «хотят купить» — а дальше готовы отвечать за работу только в случае, если он нам передаст магазин в управление. Потому что факторы, влияющие на столбик «покупают» (цена, сервис, качество продавца, месторасположение и т.д.), не находятся в зоне влияния рекламного агентства.
Схема наглядна и понятна, и они обычно соглашаются.