Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель исследования была сформулирована как представление об Интернет-аудитории России.
Задачами исследования являлись:
• Характеристики Интернет-аудитории - Интернет-пользователи и их социально-демографический профиль.
• Основные направления использования Интернета: время и место работы, частоту выхода и продолжительность нахождения в Интернете, мотивы работы с Интернетом, предпочтения к Интернет-провайдерам;
• Особенности покупательского поведения - использование Интернет-магазинов: частота посещений, заказываемые товары, стоимость разовой покупки, причины неудовлетворенности процедурой покупки в Интернет-магазинах.
• Отношение к Интернету - основные мотивы использования Интернета различными социально-демографическими группами.
1. Образ жизни. Влияет на заинтересованность в тех или иных товарах и образ жизни потребителей. Продавцы все чаще прибегают к сегментированию рынков по этому признаку.
2. Тип личности. Характеристики
личности также используются
продавцами в качестве основы
для сегментирования рынка.
- Сегментирование по поведенческому принципу. При сегментировании рынка на основе поведенческих особенностей можно разделить покупателей на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Поведенческие переменные считают наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка.
1. Статус пользователя. Пользователей Интернет услуг можно разбить на следующие сегменты: лица, не пользующиеся услугой Интернет, бывшие пользователи, потенциальные пользователи, пользователи-новички и регулярные пользователи. Крупные фирмы, которые стремятся заполучить себе большую долю рынка, особенно заинтересованы в привлечении к себе потенциальных пользователей, а более мелкие компании стремятся завоевать регулярных пользователей. Потенциальные и регулярные пользователи требуют различных маркетинговых подходов.
2. Интенсивность потребления. Пользователей Интернет услуг можно также разбивать по группам слабых, умеренных и активных потребителей товара. Активные пользователи, как правило, составляют небольшую часть рынка, однако на их долю приходится большой процент общего объема потребления товара.
3. Степень готовности
покупателя к восприятию товара. В любой данный момент времени
люди находятся в разной степени готовности
к совершению покупки товара. Одни вообще
не осведомлены о товаре, другие - осведомлены,
третьи - информированы о нем, четвертые
- заинтересованы в нем, пятые - желают
его, шестые - намереваются купить. Соотношение
потребителей различных групп нужно учитывать
в маркетинговой программе.
4. Отношение к товару. Потребительская
аудитория может относиться к товару восторженно,
положительно, безразлично, отрицательно
или враждебно. Чем яснее выявлена связь отношений к
товару с переменными демографического
порядка, тем эффективнее работа организации
по охвату наиболее перспективных потенциальных
клиентов.
Таким образом, сегменты потребительского рынка Интернет услуг могут выделяться на основе географических критериев, демографических критериев, критериев психографических и поведенческих.
2.2. Выбор основного сегмента потребителей услуг Интернет в России
Очевидно, что наиболее привлекательные сегменты не могут быть определены без соответствующего изучения потребителей услуг Интернет. Но, тем не менее, всегда существует возможность предположить возможные признаки сегментирования. Во-первых, можно опросить продавцов фирмы, непосредственно осуществляющих продажи клиентам на предмет способов возможного деления потребителей. А во-вторых, можно воспользоваться предложенными Ф. Котлером стандартными социально-доходными и социально-демографическими признаками сегментирования (пол, возраст, доход, профессия и т.п.) [17].
При сегментировании потребителей услуг Интернет в качестве предполагаемых признаков сегментирования, могут быть выбраны:
Проанализировав литературу о сегментировании потребителей услуг Интернет, было выбрано исследование Национальной информационной службы «Страна.Ru» и Фонда «Общественное мнение».
Совместными усилиями двух
организаций: Национальной информационной
службы «Страна.Ru» и Фонда «
Наряду с количественными
Цель исследования была сформулирована как представление об Интернет-аудитории России.
Задачами исследования являлись:
a) использование традиционных
СМИ: телевидение и радио;
б) предпочтения к провайдерам пейджинговой
и мобильной связи;
в) выбор места для проведения отпуска
и предпочитаемый досуг.
Метод сбора информации - опрос по телефону на основе структурированного вопросника с полузакрытыми вопросами.
В адресную выборку, репрезентирующую население Российской Федерации, были включены 62 244 жилища. В тех 30 834 жилищах, где было получено согласие на проведение интервью, опрашивались все члены семьи в возрасте от 13 лет. Общее число респондентов составило 69 610 человек.
Тем из респондентов, кто положительно ответил на вопрос: «В настоящее время Вы можете сказать о себе, что Вы – пользователь Интернета?» (их оказалось 2 504, или 3,6% от общего числа опрошенных), – было предложено ответить также и на вопросы еще одной анкеты – для пользователей Интернета. Согласие на это дали 1 764 человека.
Результаты исследования Национальной информационной службы «Страна.Ru» и Фонда «Общественное мнение»:
Социально-демографический профиль Интернет-пользователей
Пол: мужчин среди Интернет-пользователей примерно в 2 два раза больше, чем женщин.
Возраст: более двух третей
Интернет-пользователей в
Основной род занятий: большая
часть пользователей работает. Среди
учащихся Интернет-пользователей
Место работы: около половины Интернет-пользователей работает в коммерческих фирмах; работающих в государственных предприятиях значительно меньше.
Должностной статус: подавляющее большинство Интернет-пользователей - рядовые сотрудники и руководители среднего звена.
Образование: более половины Интернет-пользователей имеет высшее образование.
Доход: примерно две трети - люди со средним уровнем дохода, т. е. могут себе позволить покупку бытовой техники, туристические поездки, однако деньги на крупные покупки им приходится копить; людей со средним достатком примерно в три раза больше, чем людей с низким уровнем дохода, которые могут купить только предметы первой необходимости.
Направления использования Интернета
Стаж работы в Интернете - основной приток новых пользователей происходил в течение последних двух лет.
Место выхода в Интернет - в целом респонденты делятся на две, примерно равные по количеству, группы:
1) использующие Интернет на работе;
2) использующие Интернет дома.
Длительность и время суток - большая часть респондентов пользуется Интернетом в рабочее время в течение не более трех часов в день.
Предпочтения Интернет-
Примерно одна седьмая часть
Интернет-пользователей
Размер разовой последней
Мотивы использования Интернета
Большинство пользователей - люди старше
25 лет - видят в Интернете инструмент
для решения своих
Меньшая часть респондентов - люди в возрасте 15—24 года (чаще учащиеся и студенты) - воспринимают Интернет как возможность развлечься, пообщаться.
Ниже приведены данные о некоторых социально-демографических и других особенностях пользователей Интернета, отнесенные к разным типам интернет-интересов по данным исследования и сетевых интересах российских пользователей Интернет (рис.3.2.).
Рис. 3.2. Пол и возраст пользователей с разными интернет-интересами [23].
Часть относительно юных пользователей Интернета обоего пола (средний возраст около 22 лет) объединяет интерес к играм, юмору: среди тех, кого сравнительно сильно привлекают сайты такой направленности, заметно чаще, чем в среднем, встречалась молодежь, причем доля юношей лишь слегка превышала долю девушек. Некоторых молодых мужчин и женщин, чей средний возраст составляет около 25 лет, объединяет интерес к телевизионным и радиосайтам. Среди других, склонных обращаться к Интернету скорее в образовательных целях, заметно больше девушек и женщин, чем среди пользователей в целом. В наибольшей же степени мужская аудитория – у сайтов, посвященных спорту, автомобилям, мотоциклам и т. д.
На самом последнем этапе исследования выделенным сегментам были присвоены специальные маркетинговые "прозвища" исходя из стажа работы в Интернете. Таблица описаний и "прозвищ" выглядит так, как это представлено в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
"Прозвища" и описания для выделенных сегментов [23]
"Профессиональная специализация" |
"Стаж работы в сети" |
"Прозвище" сегмента |
Описание (характеристики сегмента) |
Не использую |
Менее 1 года |
"Новичок" |
Данный сегмент еще не успел основательно освоиться в среде Интернет, использует Интернет в бытовых целях, не применяет его в своей профессиональной деятельности |
Не использую |
1-2 года |
"Бытовой Интернет" |
Представители сегмента освоили сеть Интернет и легко в ней ориентируются, но их профессиональная деятельность либо лежит за пределами сети Интернет, либо они не знают возможностей использования Интернет в своей профессиональной деятельности |
Использую крайне редко |
1-2 года |
"Справка на работе" |
Представители сегмента представляют себе возможности Интернет и используют его на работе для получения справочной информации в редких случаях. Профессия чаще не связана с информационными потоками |
Ежедневно обращаюсь к сети |
1-2 года |
"Интернет в работе" |
Представители сегмента представляют себе возможности Интернет и активно используют его на работе для получения профессионально ориентированной информации |
Подытожить вышесказанное
- исходя из социально-
- направления использования Интернет самые различные: некоторые пользователи не применяют его в своей профессиональной деятельности, используют только в бытовых целях, другая же аудитория Интернет использует его на работе для получения справочной информации.
Информация о работе Сегментирование рынка потребителей услуг интернет в России