Сетевая торговля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование развития российских торговых сетей.
В связи с поставленной целью работы, необходимо решить следующие задачи:
-дать определение торговой сети, рассмотреть ее виды;
- рассмотреть модели построения торговых сетей;
- раскрыть этапы развития сетевой торговли в России;
- дать общую характеристику ОАО «Магнит»;

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 90.42 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

Еще несколько лет назад разговор на тему расширения сети магазинов был бы неактуален. Но сегодня процесс дифференциации отечественной торговли заканчивается и начинается налаживание интегральных связей. И по мере роста доли российских торговых сетей в общем объеме продаж проблема их развития станет первостепенной, поэтому тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время.

В развитых странах на торговые сети приходится от 60 до 90% объема розничного товарооборота. Появление таких сетей в России – признак того, что торговля становится более цивилизованной. Правда, само будущее отечественных торговых сетей вызывает опасения: только появившись на свет, они сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами.

Сетевая торговля является одним из современных направлений инновационной экономики, развивающейся в сфере обращения товаров и услуг. Мировая практика хозяйствования свидетельствует о том, что именно применение инноваций в сетевых торговых компаниях обеспечивает их высокую выживаемость.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.

Развитие торговых сетей – это необходимость для России. Пока мы сильно отстаем в этом от многих цивилизованных государств.

Целью курсовой работы является исследование развития российских торговых сетей.

В связи с поставленной целью работы, необходимо решить следующие задачи:

- дать определение торговой сети, рассмотреть ее виды;

- рассмотреть модели построения торговых сетей;

- раскрыть этапы развития сетевой торговли в России;

- дать общую характеристику ОАО «Магнит»;

- изучить историю развития торговой сети «Магнит»;

- дать характеристику основным экономическим показателям ОАО «Магнит»;

- выявить основные проблемы сети «Магнит» и пути их решения;

- дать рекомендации для развития торговой сети «Магнит».

Объектом исследования данной курсовой работы является торгово-розничная сеть ОАО «Магнит».

Предмет исследования: деятельность ОАО магазина «Магнит», который располагается по адресу: г.Курск, ул.Дейнеки, д.13.

 

 

 

Глава 1.Сетевая торговля в России

 

    1. Понятие торговой сети и её виды

 

Торговая сеть - совокупность предприятий по продаже товаров населению и снабжению ими торговых организаций. Торговая сеть бывает:

- оптовая торговая сеть - состоит из обще-товарных и  специализированных складов, холодильников, сбытоснабженческих баз, контор;

- розничная торговая сеть - состоит из магазинов, палаток  и предприятий общественного питания. Розничная торговая сеть - это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.[4, с.464]

Это основное организационное и техническое звено, через которое доводятся до потребителя товары и удовлетворяются их потребности в разнообразных товарах народного потребления.

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора в удобном количестве, недалеко от места работы и жилья.

Структуру розничной сети характеризуют следующие показатели:

1)соотношение предприятий  торговли продовольственными и  непродовольственными товарами;

2)удельный вес стационарной  сети в общем количестве торговых  предприятий;

3)удельный вес специализированных  магазинов в общем количестве  торговых предприятий;

4)используемые формы продажи  и методы обслуживания;

5)соотношение торговых  площадей, используемых для реализации  отдельных групп товаров;

6)соотношение торговой  и неторговой площадей магазина;

7)продолжительность использования  торговой площади в течение  дня (режим работы);

8)соотношение обшей площади  торгового предприятия, расположенной  в отдельно стоящих, встроенных  и пристроенных зданиях;

9)удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих  скоропортящимися товарами;

10)средний размер торговой  площади одного магазина.[5, c.188]

В свою очередь, розничные торговые сети подразделяются на постоянные, функционирующие в течение всего года, и сезонные (кафе в парках, продажа мороженого и т.д.). А также стационарные и передвижные, через которые товары продаются в развоз или в разнос (автолавки, лотки и т.п.).

Стационарная сеть подразделяется на магазины и мелкорозничную сеть.

Магазин является основным видом розничных торговых предприятий. Через сеть магазинов реализуется более 80% всех товаров. Магазин должен располагать хорошо приспособленными и оборудованными торговыми залами и подсобными помещениями, дающими возможность обеспечить культурное обслуживание клиентов.

Мелкорозничные торговые предприятия (палатки, ларьки, киоски, павильоны) являются дополнением к основной магазинной сети. Они территориально более приближены к потребителю. Однако в них меньше удобств для обслуживания покупателей и имеется сравнительно узкий ассортимент товаров.

Передвижная сеть дает возможность быстро обслужить покупателей там, где нет предприятий стационарной торговой сети, а также в местах большого скопления людей. Ома может быть подразделена на две группы:

  • передвижную сеть с функциями магазинной торговой сети (вагоно-лавки, автолавки, судолавки, тонары, палатки и т. п.), которая обслуживает покупателей там, где нет возможности создать стационарные торговые предприятия. Развозная торговля имеет большое значение в сельских местностях в период интенсивных сельскохозяйственных работ в поле, на линиях железной дороги, речных и морских путях, в районах Крайнего Севера; 
  • передвижную сеть, выполняющую функции мелкой розницы (лотки, тележки, мотороллеры и т.п.), которая обслуживает покупателей в местах их временного скопления во время выставок, гуляний и т. д.

В настоящее время, как дополнение к основной стационарной сети, широкое распространение получила продажа промышленных товаров через палатки, которые устанавливаются около магазинов и на остановках общественного транспорта.

В городской торговле промышленными товарами все большее распространение приобретает разносная торговля различными товарами (галантереей, парфюмерией, мелкоштучными культтоварами и др.). Доставляемый на дом товар продается с определенной наценкой для покрытия расходов по доставке.

В зависимости от характера продаваемых товаров торговая сеть разделяется на сеть предприятий продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров.[6, c.102]

 

 

1.2 Модели построения торговых сетей

 

Организационная структура торговой сети определяется используемой моделью ее построения. Выделяется пять групп моделей:

1. Инвестиционная модель  предполагает наличие инвестирующего  и синтетически консолидирующего  центра с практически самостоятельными  элементами (торговыми предприятиями). Модель легла в основу значительного  числа торговых компаний. Инвестиционная  модель перспективна только на  начальном этапе формирования  торговой сети. Это объясняется  тем, что для основного инвестора (в качестве которого обычно  выступает крупная непрофильная  компания) характерна недостаточная  компетентность в отраслевой  специфике торговли. Поэтому он  не может достаточно эффективно  управлять торговой сетью.

2. Холдинговая модель  предполагает сочетание централизованной  закупочной политики (определение  поставщиков, номенклатуры товаров  и закупочных цен) и децентрализованного  оперативного управления элементами  сети (торговыми предприятиями). Чаще  всего модель используют торговые  сети, не имеющие собственных  распределительных центров и  поэтому вынужденные делегировать  управляющим магазинам функцию  оперативного взаимодействия с  поставщиками товаров.

3. Централизованная модель  предполагает наличие единого  центра управления, делегирующего  магазинам сети минимум функций, необходимых им для участия  в заказе, переоценке, инвентаризации  и в других логистических операциях. Модель используется большинством  сетей, сформированных на основе  оптовых компаний.[7, c.416]

Следует отметить, что вторая и третья модели управления получили наибольшее распространение как самые эффективные при создании торговых сетей регионального и локального (в пределах одного административно-территориального образования) уровней. При построении же общенациональных, и тем более международных сетей, они являются низкоэффективными, так как из-за ограничения самостоятельности региональных менеджеров не могут в достаточной степени учесть специфику местного менталитета и особенности локальных рынков.

4. Корпоративная модель  предполагает тотальную централизацию  и полное отсутствие функций  управления на местах (в магазинах), кроме отпуска товаров покупателям. Модель используется сетями дискаунтеров, предполагает наличие развитой системы коммуникаций (прежде всего POS-терминалов). Данная модель сравнительно эффективна, так как появляется возможность концентрации лучших управленческих кадров в стенах центрального офиса торговой сети. Несмотря на это, сфера деятельности корпоративной модели также ограничена – с одной стороны, рамками локального рынка, с другой – предельными возможностями средств связи. Следует также отметить, что данная модель относится к сравнительно жестким, поскольку не позволяет быстро реагировать на процесс изменения покупательских предпочтений.

5. Кустовая (синтетическая) модель предполагает передачу  всех оперативных и большей  части управленческих и стратегических  функций территориальным центрам. Модель является оптимальной  для построения общенациональных  и международных торговых сетей.

Кустовая модель наиболее перспективна, поскольку она вобрала в себя преимущества не только холдинговой, но и централизованной модели. В основе модели лежит концентрация в стенах центрального офиса только лишь основных стратегических функций (ценовой, кредитно-финансовой, коммуникационной и закупочной политики). Среди функций центра может быть разработка общих правил поведения сетевых подразделений в части формирования имиджа, методики выбора поставщиков, определения цен и системы скидок на реализуемый ассортимент, проведения рекламных кампаний, единого стиля оформления магазинов, номенклатуры дополнительных услуг и т.п. Таким образом, центральный офис осуществляет общее руководство. Большая часть полномочий делегируется региональным центрам, в ведение которых передается вся оперативная деятельность по текущему планированию и функционированию структурных элементов сети.[8, c.187]

1.3 Этапы развития сетевой торговли в России

 

Тенденции и особенности формирования торговых сетей необходимо рассматривать в контексте этапов или периодов развития отечественного ритейла. Выделяют три основных этапа развития.

Первый этап приходится на начало и середину 90-х гг. XX в. Активная либерализация и реформирование торговли обусловили появление торговых форматов зарубежного происхождения, которые были ориентированы на покупателей с высоким уровнем доходов - финский «Калинка-стокман», австрийский «Юлиус Майнл», ирландский «Ириш хауз». Постепенно возникала необходимость, и расширялись возможности для появления более экономичных форматов - дискаунтеры, супермаркеты. Для начального этапа характерны низкий уровень знания технологий продаж у менеджеров, борьба за рыночное пространство со стороны негосударственного и муниципального сектора, слабость оптового звена, низкий уровень платежеспособности населения и расцвет неорганизованной торговли.

Второй этап охватывает период с середины 90-х гг. до середины 2000-х гг. Потребительский рынок постепенно насыщается товарами, наблюдается рост располагаемых денежных доходов населения. Доля продаж неорганизованной торговли по-прежнему высока. Происходит концентрация собственных финансовых ресурсов, появляется возможность доступа к кредитам банков с целью расширения и капитализации торговой отрасли. Предприниматели приобрели опыт продаж, освоили систему бонусов, навыки продвижения товаров, рекламу и т. д. Происходит постепенное оживление промышленности, отказ от бартерных схем, наблюдается процесс формирования среднего класса. Возникла потребность в цивилизованной торговле и современных форматах.

Информация о работе Сетевая торговля в России