Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития российских торговых сетей.
В связи с поставленной целью работы, необходимо решить следующие задачи:
-дать определение торговой сети, рассмотреть ее виды;
- рассмотреть модели построения торговых сетей;
- раскрыть этапы развития сетевой торговли в России;
- дать общую характеристику ОАО «Магнит»;
Введение
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.
Еще несколько лет назад разговор на тему расширения сети магазинов был бы неактуален. Но сегодня процесс дифференциации отечественной торговли заканчивается и начинается налаживание интегральных связей. И по мере роста доли российских торговых сетей в общем объеме продаж проблема их развития станет первостепенной, поэтому тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время.
В развитых странах на торговые сети приходится от 60 до 90% объема розничного товарооборота. Появление таких сетей в России – признак того, что торговля становится более цивилизованной. Правда, само будущее отечественных торговых сетей вызывает опасения: только появившись на свет, они сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами.
Сетевая торговля является одним из современных направлений инновационной экономики, развивающейся в сфере обращения товаров и услуг. Мировая практика хозяйствования свидетельствует о том, что именно применение инноваций в сетевых торговых компаниях обеспечивает их высокую выживаемость.
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.
Развитие торговых сетей – это необходимость для России. Пока мы сильно отстаем в этом от многих цивилизованных государств.
Целью курсовой работы является исследование развития российских торговых сетей.
В связи с поставленной целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение торговой сети, рассмотреть ее виды;
- рассмотреть модели построения торговых сетей;
- раскрыть этапы развития сетевой торговли в России;
- дать общую характеристику ОАО «Магнит»;
- изучить историю развития торговой сети «Магнит»;
- дать характеристику основным экономическим показателям ОАО «Магнит»;
- выявить основные проблемы сети «Магнит» и пути их решения;
- дать рекомендации для развития торговой сети «Магнит».
Объектом исследования данной курсовой работы является торгово-розничная сеть ОАО «Магнит».
Предмет исследования: деятельность ОАО магазина «Магнит», который располагается по адресу: г.Курск, ул.Дейнеки, д.13.
Глава 1.Сетевая торговля в России
Торговая сеть - совокупность предприятий по продаже товаров населению и снабжению ими торговых организаций. Торговая сеть бывает:
- оптовая торговая сеть - состоит из обще-товарных и специализированных складов, холодильников, сбытоснабженческих баз, контор;
- розничная торговая сеть - состоит из магазинов, палаток и предприятий общественного питания. Розничная торговая сеть - это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.[4, с.464]
Это основное организационное и техническое звено, через которое доводятся до потребителя товары и удовлетворяются их потребности в разнообразных товарах народного потребления.
Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора в удобном количестве, недалеко от места работы и жилья.
Структуру розничной сети характеризуют следующие показатели:
1)соотношение предприятий торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
2)удельный вес стационарной
сети в общем количестве
3)удельный вес
4)используемые формы продажи и методы обслуживания;
5)соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
6)соотношение торговой
и неторговой площадей
7)продолжительность
8)соотношение обшей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
9)удельный вес магазинов,
обеспеченных холодильным
10)средний размер торговой площади одного магазина.[5, c.188]
В свою очередь, розничные торговые сети подразделяются на постоянные, функционирующие в течение всего года, и сезонные (кафе в парках, продажа мороженого и т.д.). А также стационарные и передвижные, через которые товары продаются в развоз или в разнос (автолавки, лотки и т.п.).
Стационарная сеть подразделяется на магазины и мелкорозничную сеть.
Магазин является основным видом розничных торговых предприятий. Через сеть магазинов реализуется более 80% всех товаров. Магазин должен располагать хорошо приспособленными и оборудованными торговыми залами и подсобными помещениями, дающими возможность обеспечить культурное обслуживание клиентов.
Мелкорозничные торговые предприятия (палатки, ларьки, киоски, павильоны) являются дополнением к основной магазинной сети. Они территориально более приближены к потребителю. Однако в них меньше удобств для обслуживания покупателей и имеется сравнительно узкий ассортимент товаров.
Передвижная сеть дает возможность быстро обслужить покупателей там, где нет предприятий стационарной торговой сети, а также в местах большого скопления людей. Ома может быть подразделена на две группы:
В настоящее время, как дополнение к основной стационарной сети, широкое распространение получила продажа промышленных товаров через палатки, которые устанавливаются около магазинов и на остановках общественного транспорта.
В городской торговле промышленными товарами все большее распространение приобретает разносная торговля различными товарами (галантереей, парфюмерией, мелкоштучными культтоварами и др.). Доставляемый на дом товар продается с определенной наценкой для покрытия расходов по доставке.
В зависимости от характера продаваемых товаров торговая сеть разделяется на сеть предприятий продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров.[6, c.102]
1.2 Модели построения торговых сетей
Организационная структура торговой сети определяется используемой моделью ее построения. Выделяется пять групп моделей:
1. Инвестиционная модель
предполагает наличие
2. Холдинговая модель
предполагает сочетание
3. Централизованная модель
предполагает наличие единого
центра управления, делегирующего
магазинам сети минимум
Следует отметить, что вторая
и третья модели управления получили наибольшее
распространение как самые эффективные
при создании торговых сетей регионального
и локального (в пределах одного административно-
4. Корпоративная модель
предполагает тотальную
5. Кустовая (синтетическая)
модель предполагает передачу
всех оперативных и большей
части управленческих и
Кустовая модель наиболее перспективна, поскольку она вобрала в себя преимущества не только холдинговой, но и централизованной модели. В основе модели лежит концентрация в стенах центрального офиса только лишь основных стратегических функций (ценовой, кредитно-финансовой, коммуникационной и закупочной политики). Среди функций центра может быть разработка общих правил поведения сетевых подразделений в части формирования имиджа, методики выбора поставщиков, определения цен и системы скидок на реализуемый ассортимент, проведения рекламных кампаний, единого стиля оформления магазинов, номенклатуры дополнительных услуг и т.п. Таким образом, центральный офис осуществляет общее руководство. Большая часть полномочий делегируется региональным центрам, в ведение которых передается вся оперативная деятельность по текущему планированию и функционированию структурных элементов сети.[8, c.187]
1.3 Этапы развития сетевой торговли в России
Тенденции и особенности формирования торговых сетей необходимо рассматривать в контексте этапов или периодов развития отечественного ритейла. Выделяют три основных этапа развития.
Первый этап приходится на начало и середину 90-х гг. XX в. Активная либерализация и реформирование торговли обусловили появление торговых форматов зарубежного происхождения, которые были ориентированы на покупателей с высоким уровнем доходов - финский «Калинка-стокман», австрийский «Юлиус Майнл», ирландский «Ириш хауз». Постепенно возникала необходимость, и расширялись возможности для появления более экономичных форматов - дискаунтеры, супермаркеты. Для начального этапа характерны низкий уровень знания технологий продаж у менеджеров, борьба за рыночное пространство со стороны негосударственного и муниципального сектора, слабость оптового звена, низкий уровень платежеспособности населения и расцвет неорганизованной торговли.
Второй этап охватывает период с середины 90-х гг. до середины 2000-х гг. Потребительский рынок постепенно насыщается товарами, наблюдается рост располагаемых денежных доходов населения. Доля продаж неорганизованной торговли по-прежнему высока. Происходит концентрация собственных финансовых ресурсов, появляется возможность доступа к кредитам банков с целью расширения и капитализации торговой отрасли. Предприниматели приобрели опыт продаж, освоили систему бонусов, навыки продвижения товаров, рекламу и т. д. Происходит постепенное оживление промышленности, отказ от бартерных схем, наблюдается процесс формирования среднего класса. Возникла потребность в цивилизованной торговле и современных форматах.