Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития российских торговых сетей.
В связи с поставленной целью работы, необходимо решить следующие задачи:
-дать определение торговой сети, рассмотреть ее виды;
- рассмотреть модели построения торговых сетей;
- раскрыть этапы развития сетевой торговли в России;
- дать общую характеристику ОАО «Магнит»;
В рассматриваемый период появляются первые торговые сети, которые быстро стали лидерами сетевой торговли. Так, в 1994 г. в г. Москве появилась первая сеть продовольственных магазинов «Седьмой континент». В г. Краснодаре в этом же году начала свою деятельность компания «Тандер» как оптовый поставщик парфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии. С 1996 по 1997 г. были открыты филиалы по всему Югу России. В 1995 г. была создана сеть «Перекрёсток», а в 1996 г. было одновременно открыто 4 супермаркета. Открытые рынки и зародившиеся сети начинают конкурировать между собой за покупателей и долю в продажах.
Кризис 1998 г. вызвал новые изменения в торговле. Произошла санация от нежизнеспособных организаций торговли. Торговые сети, напротив, во многом укрепили свои позиции. Становится актуальным открытие магазинов формата «дискаунтер». Наиболее популярны и известны сети дискаунтеров «Копейка» и «Магнит», открытие которых состоялось в 1998 г. В 1999 г. появились магазины аналогичного формата сетей «Пятёрочка» и «Дикси». В 1998 г. получила быстрое развитие сеть супермаркетов «Патэрсон». Большинство сетей функционирует в столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге.
В целом торговля достаточно болезненно пережила кризис, резко возросли дефицит собственных оборотных средств и неплатежи. Особенно негативно это сказалось на динамике оптовой торговли. Вместе с тем розничные торговые сети активно развиваются. По экспертным оценкам, доля сетевой торговли ежегодно увеличивалась как минимум в 2 раза и стала играть статистически значимую роль в общей величине оборота торговли.
Поскольку уровень платежеспособности населения относительно невелик, то среди торговых сетей преобладают продовольственные сети. Наиболее популярным и развиваемым форматом по-прежнему выступает дискаунтер, но открываются магазины и других современных форматов: супермаркеты, гипермаркеты, магазины у дома, торговые центры. В крупных городах постепенно сетевой ритейл вытесняет с потребительского рынка оптовые рынки и многопрофильные небольшие магазинчики, торговая отрасль становится более цивилизованной.
Происходящие положительные изменения на потребительском рынке товаров и в экономике в целом обусловили приход мировых ритейлеров. Точечные действия по освоению отечественного рынка транснациональные розничные корпорации начали с городов Москвы и Санкт-Петербурга. В 2001 г. открылись первые магазины Metro, AGформата, Cash and Carry, в августе 2002 г. появился первый российский магазин сети Auchan, в конце 2002 г. шведская IKEA открыла в Подмосковье торговый центр «Мега» и т. д. Впоследствии оказалось, что именно это время было максимально продуктивным для начала освоения российского рынка. В настоящее время в России представлено свыше 40 % международных розничных сетей.
Третий этап охватывает середину первого десятилетия нового столетия по настоящее время. В это время наблюдаются наиболее значимые, поворотные изменения в торговле. Это время не только количественных, но и масштабных качественных, структурных, системных трансформаций торгового пространства России, что находит свое выражение в проявлении следующих современных тенденций и особенностей формирования сетевого ритейла, имеющих взаимосвязанный характер.[9, c.125-130]
По официальным данным Росстата в 2012 г., оборот торговых сетей в нашей стране составил 3 536,2 млрд руб., величина оборота розничной торговли в целом достигла 19 082,6 млрд руб. Сетевая розничная торговля демонстрирует высокие темы роста, являясь одной из быстрорастущих отраслей отечественной экономики. Наблюдается опережающая динамика продаж сетевого ритейла по сравнению с общероссийской динамикой оборота товаров. Так, в 2008-2012 гг. темпы роста товарооборота сетевого ритейла были на 4,0-19,8 % выше общероссийских показателей продаж. В среднем за исследуемый период темп роста оборота торговых сетей составил 121,6 % при среднегодовом темпе роста оборота розничной торговли в целом по РФ 111,1 %.
Превышение темпов роста продаж торговых сетей обусловило рост доли оборота сетевого ритейла в совокупных продажах, которая заметно увеличилась и достигла в 2011 г. 18,5 % товарооборота. Усиление доминанты сетевого ритейла, интенсификация продаж торговых сетей обусловлены активизацией сетевых технологий бизнеса, тенденцией к росту концентрации торгового капитала и интеграционных взаимодействий бизнес-среды, что соответствует общемировым трендам. Вместе с тем уровень насыщения сетевым ритейлом в России отстает от зарубежных стран, в которых доля торговых сетей составляет порядка 60-90 % товарооборота отрасли.[10, c.53]
Увеличивается число субъектов РФ, в которых на долю сетевого ритейла приходится свыше 20 % оборота торговли, а в 28 субъектах в 2011 г. доля сетевых структур превышала среднероссийский уровень; сокращается число регионов, где магазины торговых сетей не присутствуют, что указывает на тенденцию к уверенному и последовательному росту сетевизации потребительского рынка в региональном контексте. Расширение географии присутствия торговых сетей сопровождается пространственной неравномерностью их локации на потребительском рынке территорий. Бесспорными лидерами развития торговых сетей и обеспеченности населения современными торговыми форматами среди субъектов РФ по-прежнему являются города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, где торговые сети в 2012 г. формировали 21 и 50 % оборота розничной торговли соответственно. За ними следуют города-миллионники - Новосибирск, Екатеринбург, Омск. В 19 субъектах РФ сетевой ритейл за исследуемый период обеспечивал менее 10 %. Отсутствуют магазины розничных торговых сетей на территории Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Чукотского автономного округа.
Уровень представленности в регионах международных и федеральных сетевых ритейлеров также значительно варьирует. Максимальное количество сетей открыли свои магазины в г. Москве - 93 % федеральных и 97 % международных сетевых ритейлеров. [15, c.147]
Глава 2. Развитие розничной сети ОАО магазин «Магнит»
2.1 Общая характеристика ОАО «Магнит»
Сеть магазинов "Магнит" является одной из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России. ЗАО "Тандер" – операционная компания, управляющая розничной сетью "Магнит".
В настоящее время розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 30 сентября 2013 года сеть компании включала 7 646 магазинов, из них: 6 783 магазина в формате «магазин у дома», 148 гипермаркетов, 30 магазинов «Магнит Семейный» и 685 магазинов «Магнит Косметик».
Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 1 763 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах.
Сеть «Магнит» является ведущей розничной компанией по объему продаж в России. Выручка компании за 2012 год составила 448661,13 миллионов рублей.
Кроме того, розничная сеть «Магнит» является одним из крупнейших работодателей в России. На сегодняшний день общая численность сотрудников компании превышает 200 000 человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Привлекательный работодатель года».
Торговое предприятие ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» располагается по адресу: г.Курск, ул.Дейнеки, д.13. Оно является розничным торговым предприятием.
Полное фирменное наименование
предприятия – закрытое акционерное общество
«ТАНДЕР». Юридический адрес ЗАО «ТАНДЕР»
соответствует почтовому: Российская
Акционерное общество закрытого типа «Тандер» представляет собой предприятие, занятое в отрасли производства и продажи товаров и имеющее в качестве основной цели своей деятельности – получение прибыли, для чего объединяются материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы его участников.
На сегодняшний день компания охватила 9 регионов, в которых сосредоточено 52 филиала.
Согласно ГОСТ Р 51773–2001 «Розничная
торговля. Классификация предприятий»
по типу данный магазин относится к универсаму
(супермаркету) – реализует продовольственные
товары универсального ассортимента и
непродовольственные товары частого спроса
методом самообслуживания. По специализации
данное предприятие является смешанным,
т.е. реализует широкий ассортимент продовольственных
товаров и универсальную
Миссия Компании определена следующим образом: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».
В магазине основной метод продажи – самообслуживание. При таком методе обслуживания уменьшаются затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле.
В данном магазине оказывают
основные и дополнительные услуги. Основная
– реализация различных групп товаров
в магазине. Дополнительные – информационно-
ОАО "Магнит" осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом предприятия (Приложение 1).
Режим работы магазина: с 10:00 ч до 21:00 ч без перерыва на обед и выходных.
На магазине имеется большая
красочная вывеска с наименованием предприятия.
Вывеска, на которой указаны режим работы,
организационно-правовая форма, юридический
адрес вывешена у входа в магазин. В торговом
зале имеются вывески с наименованием
отделов, при помощи которых покупатели легко
У входа располагается доска «Информация для потребителей», на ней указано:
1.ФЗ «О защите прав потребителей»
2.Книга отзывов и предложений
3.Выдержки из Постановления №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»
4.Лицензия на право торговли
2.2 История развития торговой сети «Магнит»
ЗАО «Тандер», управляющая компания сети магазинов «Магнит» основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России. В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы.
2000 год – знаменательный
год в истории компании. Руководство
принимает решение о
В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов – 1500 и стала второй по объему выручки в стране.
В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит».
История компании представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - История развития предприятия ОАО «Магнит»
В апреле 2006 года компания провела IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов «Магнит» и разработку формата гипермаркетов под тем же брендом.
Благодаря использованию
региональных
Сеть магазинов «Магнит» сегодня
это: Лидер на рынке по количеству торговых
объектов и территории их покрытия в России
— 64 филиала,
В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц; более 140 тыс. сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам; сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины; около 640 наименований товаров под частной маркой.
2.3 Характеристика
основных экономических
В результате деятельности в 2012 году менеджментом компании были достигнуты следующие результаты:
1) выручка Компании выросла на 39,05% с 169 860,97 млн. руб. в 2011 году до 236 193,55 млн. руб. в 2012 году. Рост чистой выручки связан с увеличением торговых площадей и ростом сопоставимых продаж на 9,19% (без НДС). Рост выручки в долларовом выражении составил 45,25%: с 5 354,49 млн. долл. в 2011 г. до 7 777,40 млн. долл. в 2012 г;
2) количество магазинов Компании увеличилось с 3 204 магазинов «у дома» и 24 гипермаркетов в 2011 году до 4 004 (включая 2 магазина косметики) и 51 соответственно в 2012 году, совокупная торговая площадь магазинов увеличилась на 34,20% с 1 059,87 тыс. кв.м. до 1 422,38 тыс. кв.м.