Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Маркетингу"
Главным методологическим приемом
маркетингового аудита является перечень
вопросов, на которые предстоит искать
ответы. От того, насколько полным и
правильным будет этот перечень, во
многом зависит эффективность
Все вопросы можно разделить на шесть основных категорий оценки:
Множество стратегических решений, которые принимает любая фирма, лежит в сфере маркетинга. Создание нового бизнеса с нуля, поглощение, слияние,освоение новых рынков сбыта, оценка их ресурсов, динамики цен, дилерская политика, расширение спектра предлагаемых товаров или услуг - все это многое другое принимается в рамках маркетинговой стратегии.
Маркетинговые исследования обычно проводятся для определения эффективных направлений развития бизнеса. Решения об изготовлении и выпуске нового продукта, выходе на новые рынки, ребрендинге, направлениях формирования сбыта лучше принимать на основе проведенного изучения рынка.
Это поможет уточнить представления о запросах потребителей в отношении услуги или продукта, наметить варианты роста доходов или избежать финансовых провалов.
По сути,маркетинговые исследования - это тщательный поиск, сбор, грамотный анализ и структурирование полученной информации для совершенствования управленческих решений.
Тщательно подготовленные и продуманные шаги помогут выяснить общие тенденции рынка, поведенческие предпочтения потребителей, стратегию конкурентов, другую информацию, которая поможет продвижению нового товара или увеличению объемов продаж уже выпущенного на рынок.
Принципы:
• научность, т.е. объяснение и предсказание
изучаемых рыночных явлений и процессов
на основе научных положений и объективно
полученных данных, а также выявление
закономерностей развития этих явлений
и процессов;
• системность, т.е. выделение отдельных
структурных элементов, составляющих
явление, обнаружение иерархической связи
и взаимоподчиненности;
• комплексность, т.е. изучение явлений
и процессов во всей их полноте, взаимосвязи
и развитии;
• достоверность, т.е. получение адекватных
данных за счет обеспечения научных принципов
их сбора и обработки, исключение тенденциозности
в оценках, тщательный контроль, использование
ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования;
• объективность, т.е. требование учитывать
возможные погрешности измерителя того
или иного явления, не подгонять факты
под заранее определенную схему и соблюдать
осторожность в их интерпретации;
• эффективность, т.е. достижение выдвинутых
целей, соизмерение результатов с затратами.
Каждый из этих принципов важен сам по
себе, но взятые в совокупности и взаимодействии
они позволяют подготавливать такие маркетинговые
исследования, которые могут стать надежной
основой для принятия обоснованных управленческих
решений.
Методологические основы маркетинговых
исследований неразрывно связаны с методологическими
основами маркетинга, которые в свою очередь
опираются на общенаучные, аналитико-прогностические
методы и методические приемы и подходы,
заимствованные из других областей знаний.
К общенаучным методам относятся системный
анализ, комплексный подход, программно-целевое
планирование. Методы исследования в маркетинге
обусловлены необходимостью и обязательностью
системности и комплексности анализа
любой рыночной ситуации, любых ее составных
компонентов, связанных с самыми разнородными
факторами. Указанные здесь принципы обусловлены
тем, что при изучении маркетинговой среды,
учитывается не просто информация о ее
состоянии, но и стратегические маркетинговые
цели и намерения предприятия, только
тогда проводимые маркетинговые исследования
носят маркетинговый характер.
К аналитическим и прогнозным методам
относят экономико-статистические методы,
экономико-математическое моделирование
(линейное программирование, сетевое планирование
и управление, теория систем массового
обслуживания), теория вероятностей, экспертные
оценки. Сбор информации полностью подчиняется
правилам и методам статистического наблюдения.
Анализ может быть проведен с помощью
различных статистических и экономико-математических
методов.
К методическим приемам гуманитарных
областей знаний относят приемы и методы
психологии, социологии, экологии, эстетики,
антропологии, дизайна. Без знаний в этих
отраслях трудно проводить исследования
по изучению потребителей, групп потребителей,
в различных отраслях и направлениях.
два основных направления маркетинговых исследований: исследование рынков сбыта и исследование деятельности фирмы.
Исследование рынков сбыта |
Исследование деятельности фирмы |
1. Исследование спроса 2. Исследование конкуренции на рынке
3. Отраслевые исследования 4. Исследование общих условий сбытовой деятельности |
1. Анализ показателей производственно-сбытовой деятельности 2. Анализ стратегии 3. Анализ организационной структуры 4. Анализ издержек 5. Анализ направлений производственно-сбытовой деятельности |
Структура маркетингового исследования
позволяет выделить пять элементов,
или пять этапов, описывающих последовательность
изучения и моделирования рынка,
начиная с выдвижения концепции
исследования и составлением выводов.
Обычно выделяют пять основных
1. Выявление проблем и формулирование
целей исследования.
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной
маркетинговой информации.
3. Планирование и организация сбора первичной информации.
4. Систематизация и анализ
собранной информации.
5. Представление полученных результатов
исследования.
Маркетинговая информационная система (МИС) — это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис. 3.1). МИС — это концептуальная система, помогающая решать как задачи маркетинга, так и задачи стратегического планирования.
МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб. Внутренняя информация содержит данные о заказах на продукцию, объемах продаж, отгрузке продукции, уровне запасов, об оплате отгруженной продукции и др. Данные из внешних источников получают на основе проведения маркетинговой разведки (из подсистемы текущей внешней информации) и маркетинговых исследований.
Рис. 3.1. Маркетинговая информационная система
Маркетинговая разведка — постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов. В то время как внутренняя информация фокусируется на полученных результатах, маркетинговая разведка исследует то, что может произойти во внешней среде.
Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми предприятие столкнулось на рынке. Подобная информация не собирается в двух рассмотренных ранее системах. Такая деятельность осуществляется периодически, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки данных.
В маркетинговую информационную систему также входит подсистема анализа маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности), на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, и ее анализ в заданном направлении.
Маркетинговая информационная система обеспечивает выходную информацию в форме периодических сообщений, ответов на запросы и результатов математической имитации.
оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.
Перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи :
Характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования
Единство принципов
По форме планирования маркетинга.
Оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования; ее разновидностью является предупреждающая, или сигнальная, информация, вид краткосрочного прогноза.
Стратегическая - используемая в стратегическом планировании (отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
Потребность в оперативной информации, характеризующей положение на рынке на какой-то момент времени или за краткий временной промежуток, очень велика. По некоторым данным, в ней нуждаются 85% российских рыночных структур, а в информации о действиях конкурентов, об изменениях в спросе и реакции потребителей на новый товар и т.п. - 70%. Подавляющая часть отечественных коммерсантов нуждается в еженедельной и ежедекадной оперативной информации.
По месту сбора информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. К внешней относятся:
• информация, собираемая и
разрабатываемая Российским статистическим
агентством и его местными органами,
а также другими
• информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями;
• информация, публикуемая в СМИ;
• информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п. В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичную и вторичную.
К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует.
Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов государственной статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой. Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной. Иногда информация в маркетинге делится на кабинетные исследования (desk research), т.е. работа с уже кем-то собранными материалами, и на полевые исследования (field research), т.е. первичный сбор материала для конкретного маркетингового исследования. Вся первичная информация собирается в форме полевого исследования.
Большое значение имеет классификация информации по ее назначению. Часть информации представляет собой объект анализа: оценки рыночной ситуации, выявление закономерностей и тенденций, разработка прогнозных моделей и т.п. Ее можно назвать аналитической. К ней примыкает рекомендательная информация, в частности предложенная консалтинговыми фирмами. Сюда же относятся собранные и разработанные фирмой или внешними информационными службами базы данных, прогнозы и сценарии. Особое место занимает сигнальная информация. Она по своему характеру предупреждает о возможных сдвигах и изменениях. Создаваемый на основе такой информации мониторинг позволяет гибко реагировать на ожидаемые смены курса рынка и регулировать некоторые рыночные процессы. С ней связана регулирующая информация. Как известно, часть информации предприятия заказывают специализированным маркетинговым и консалтинговым фирмам. Информация такого рода называется рекомендательной.
Вспомогательным и служебным
целям, а также целям маркетинг-
Информация различается по регулярности ее поступления/сбора. Постоянная информация отражает неизменный характер некоторых рыночных явлений и процессов (например, параметры рыночной ситуации или основные параметры деятельности предприятия и т.п.). Часть постоянной информации поступает непрерывно, без существенных промежутков. Так, например, денежная выручка собирается ежедневно. Другая часть - дискретная информация - собирается с определенными промежутками во времени (например, товарные запасы регистрируются один раз в месяц). Переменная информация поступает от источников, функционирующих нерегулярно. Некоторые виды информации собираются спорадически, по мере возникновения потребности в ней.
Иногда непрерывная информация собирается в форме мониторинга.
Мониторинг в конъюнктурном анализе - система постоянных (периодических) замеров/отслеживания параметров рынка с помощью набора индикаторов, имеющих целью отразить конъюнктуру рынка и обеспечить базу для непрерывного прогнозирования рыночной ситуации. Мониторинг может быть оперативным, ориентированным на потребности конъюнктурного анализа, и стратегическим, отслеживающим основные экономические показатели в стратегической перспективе.
Другая часть информации
собирается периодически, с равными
промежутками времени. Например, данные
о товарных запасах учитываются
один раз в месяц или в декаду;
данные, характеризующие
Третья часть информации
относится к числу