Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является анализ и предложения по разработке эффективного маркетингового исследования. Для раскрытия цели необходимо решить ряд задач:
определить сущность и направления маркетинговых исследований;
раскрыть понятие системы маркетинговой информации;
описать этапы проведения маркетинговых исследований,
а также методов сбора маркетинговой информации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Характеристика маркетинговых исследований…………..………. 5
1.1. Содержание, цели и направления маркетинговых исследований……5
1.2. Система маркетинговой информации………………………………...10
1.3. Этапы маркетинговых исследований…………………………………14
1.4. Методы сбора маркетинговой информации………………………….19
Глава II. Исследование регионального рынка макаронных изделий на примере Алтайского края………………………………………………………….27
2.1. Российский рынок макаронных изделий……………………………..27
2.2. Исследование рынка макаронных изделий в Алтайском крае………28
Глава III. Особенности развития системы маркетинговой информации на российском рынке…………………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………..35
Приложения………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 83.43 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ»

на тему:

«Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Характеристика маркетинговых исследований…………..………. 5

1.1.  Содержание, цели и направления маркетинговых  исследований……5

1.2.  Система  маркетинговой информации………………………………...10

1.3.  Этапы  маркетинговых исследований…………………………………14

1.4.  Методы  сбора маркетинговой информации………………………….19

Глава II. Исследование регионального рынка макаронных изделий на примере Алтайского края………………………………………………………….27

2.1.  Российский  рынок макаронных изделий……………………………..27

2.2.  Исследование  рынка макаронных изделий в  Алтайском крае………28

Глава III. Особенности развития системы маркетинговой информации на российском рынке…………………………………………………………………..32    

Заключение…………………………………………………………………..35

Приложения………………………………………………………………….37

Список литературы…………………………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Мир  бизнеса развивается сегодня  стремительнее, чем когда-либо. Решающий  фактор успеха в бизнес –  эффективное применение маркетинговых  исследований. Лидерства в конкурентной  борьбе можно достичь, лишь обладая  глубокой теоретической подготовкой, исключительными коммуникационными  способностями, систематической и  хорошо организованной информационно-исследовательской  работой.

 Каждый, кто планирует свою карьеру  в области управления маркетингом, должен хорошо понимать значение  маркетинговых исследований.

 В  последнее десятилетие в России  наблюдается бурное развитие  маркетинговых исследований. Существование  организации зависит от того, насколько подробно, своевременно  и качественно удается отслеживать  маркетинговую информацию о рынках  и о товарах, с которыми фирма работает.1

Маркетинговые исследования помогут любому руководителю найти ответы на ряд волнующих его вопросов. Например, как выбрать оптимальное средство маркетинговых коммуникаций, как повысить отдачу от проводимых маркетинговых мероприятий и т.д.

По мнению российских маркетологов, проведение даже небольшого исследования поможет углубить знания рынка и увеличить эффективность маркетинговых мероприятий. Таким образом, тема маркетинговых исследований является актуальной  в сложившихся условиях на российском рынке.

 Объектом  данной работы является рынок  макаронных изделий Алтайского  края, на котором производятся  исследования потребительских предпочтений.

Предметом исследования в работе выступают маркетинговые исследования, которые играют ключевую роль в разработке и успешной реализации маркетинговых программ.

   Основной целью работы является  анализ и предложения по разработке  эффективного маркетингового исследования. Для раскрытия цели необходимо  решить ряд задач:

    • определить сущность и направления маркетинговых исследований;
    • раскрыть понятие системы маркетинговой информации;
    • описать этапы проведения маркетинговых исследований,
    • а также методов сбора маркетинговой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Характеристика маркетинговых исследований

1.1 Содержание, цели и направления  маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования представляют собой систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем.

Основной акцент в маркетинге делается на определение и удовлетворение нужд потребителя. Для определения нужд потребителя и реализации маркетинговых стратегий и программ, нацеленных на их удовлетворение, маркетологам необходима информация. Их интересует информация относительно потребителей, конкурентов и других участников рынка.

С ростом масштабов бизнеса компаний в национальных и международных рамках растет и потребность в информации о более обширных и территориально удаленных рынках. Поскольку потребители стали более разборчивыми и искушенными, маркетологи нуждаются в более достоверной информации относительно того, как потребители реагируют на товары и маркетинговые программы. Усиление конкурентной борьбы обуславливает потребность в информации относительно эффективности их маркетинговых программ.

Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы оценить информационные потребности и обеспечить руководство компании точной, надежной, обоснованной, современной и относящейся к делу информацией. Высококонкурентная маркетинговая среда и постоянно растущая цена управленческих ошибок, требуют, чтобы маркетинговые исследования предоставляли высококачественную информацию.2

Маркетологи принимают большое количество стратегических и тактических решений в процессе идентификации и удовлетворения нужд клиента. Они принимают решения относительно потенциальных возможностей компаний, выбора целевого рынка, сегментации рынка, планирования и осуществления маркетинговой программы, измерения успешности реализации маркетинговых мероприятий и контроля маркетинга. Эти решения усложняются взаимодействием между контролируемыми факторами маркетинговой среды: товаром, ценой, продвижением и распределением. Маркетологу следует также учитывать и переплетение интересов различных групп людей, имеющих отношение к работе компании: потребителей, служащих, акционеров, поставщиков и так далее.3

Маркетинговые исследования помогают маркетологу увязать маркетинговую стратегию с факторами маркетинговой среды и интересами заинтересованных групп. С их помощью руководство компании получает необходимую ему информацию, что позволяет частично устранить неопределенность в развитии бизнеса. Если же она отсутствует, то нельзя спрогнозировать с достаточной степенью надежности или точности реакцию потребителей на маркетинговые программы компании. Систематические маркетинговые исследования позволяют получать информацию о контролируемых и неконтролируемых факторах среды и интересах различных групп, что повышает эффективность решений, принимаемых директорами по маркетингу.

Цели проведения маркетинговых исследований можно разбить на четыре группы: поисковые, описательные, экспериментальные и оправдательные.

Поисковые исследования направлены на поиск новых рынков, новых клиентов, новых потребителей.

Описательные исследования проводятся для того, чтобы лучше представлять себе нужды и потребности клиентов, выявить их, лучше понять действия рынка и его участников, определить существующие и перспективные каналы сбыта.

Экспериментальные исследования – это пилотажные, а также пробные исследования новых товаров, новых рынков, новых концепций.

Оправдательные исследования предназначены для получения подтверждений о своих суждениях или мотивациях.4

Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными. Маркетинговые исследования можно проводить по следующим направлениям:

1. Исследование  рынка:

    • определение рыночного потенциала и возможностей его развития;
    • определение характеристик рынка и их изменений;
    • анализ распределения долей рынка между фирмами;
    • изучение экспортных рынков.

2. Исследование  потребительских свойств товаров:

    • исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциала;
    • испытание и тестирование новых товаров;
    • анализ товаров конкурентов;
    • исследование упаковки;
    • изучение товарной номенклатуры;
    • изучение воздействия на окружающую среду.

3. Экономический  анализ коммерческой деятельности:

    • краткосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры;
    • долгосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры;
    • анализ политики цен;
    • изучение тенденций внутриотраслевой деловой активности.

4. Исследование  сбыта:

    • анализ сбыта;
    • анализ каналов распределения;
    • анализ издержек распределения;
    • анализ размещения предприятий и складов;
    • пробный маркетинг;
    • определение квот и территорий сбыта.

5. Исследование  рекламы, стимулирование сбыта:

    • исследование эффективности рекламных объявлений;
    • изучение средств рекламы;
    • исследование рекламных текстов;
    • исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и др.);
    • исследование методов стимулирования труда торговых работников;
    • исследование потребительских мотиваций;
    • изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта;
    • изучение общественных ценностей и проблем социальной политики;
    • изучение проблем информирования потребителей.

К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.5

Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.

Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.

Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Система маркетинговой информации

В условиях рынка любой фирме приходится решать достаточно сложные задачи. Чтобы эффективно работать на принципах маркетинга, необходимо получать адекватную информацию для принятия решений о закупке, производстве товаров, об их продвижении на рынок, о продаже как до, так и после совершения акта купли-продажи.6

Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями в сфере маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Существует множество причин, в силу которых маркетинговая информация должна собираться и анализироваться при разработке, реализации и корректировке маркетингового плана фирмы.

Достоверная и своевременная информация позволяет маркетологам фирмы:

получать конкретные преимущества перед конкурентами; снижать финансовый риск и опасность; определять отношение потребителей к товару; следить за внешней средой; координировать стратегию; оценивать свою деятельность и деятельность конкурентов на рынке; повышать доверие клиентов к фирме; целенаправленно вести рекламную кампанию; получать финансово-кредитную поддержку банка в рыночных решениях; подкреплять имидж фирмы и товаров фирмы на данном сегменте рынка; улучшать качество обслуживания и эффективность продаж.

Несмотря на то, что продавцам требуется все больше маркетинговой информации, ее не хватает. Деятели рынка жалуются, что не могут собрать достаточного количества нужных им и полезных сведений. В попытках разрешить эту проблему многие фирмы разрабатывают особые системы маркетинговой информации.

Информация о работе Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка