Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 20:31, курсовая работа
В последние годы во всем мире значительно усилился интерес к социальному маркетингу как теории и практике регулирования социальных процессов. Если в условиях рыночной экономики существуют и достаточно эффективно используются маркетинговые механизмы регулирования отношений производства, распределения, обмена товарами и услугами, то с управлением процессами на «социальном рынке» дело обстоит значительно сложнее. В данной работе рассмотрим сущность, функции, структуру социального маркетинга, проанализируем основные его типы и виды, использование которых особо актуально в практике социального управления в российском обществе.
Введение 3
1. Социальный маркетинг как современная технология организации функционирования социальной сферы общества 4
2. Социальный маркетинг как маркетинг социально значимых проблем 8
3. Основные типы социального маркетинга 10
Заключение 20
Список литературы 21
В-третьих, актуальность проблематики политического маркетинга определяется его связью с организацией избирательных кампаний в условиях реализации демократических принципов в жизнедеятельности современного общества. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в настоящее время уже практически сложилась концепция политического маркетинга.
В качестве его предметов выступают такие области политической жизнедеятельности современного демократического общества, как массовые политические, в том числе выборные, кампании; разработка и реализация
В последнем случае речь идет о социальном маркетинге в узком значении, поскольку в принципе все вышеназванные типы маркетинга относят к социальному (в широком понимании) или некоммерческому маркетингу методов воздействия на общественность и общественное мнение; деятельность по созданию и обеспечению функционирования политических партий и общественных организаций; подготовка и организация политических спецсобытий, в том числе митингов, юбилеев, благотворительных акций и др.; создание и обеспечение эффективного функционирования политических СМИ — телекомпаний, радиостанций, журналов, газет, электронных изданий; политическое лоббирование; наконец, ряд направлений деятельности, связанных с работой государственных и иных организаций на политическом рынке.
В качестве субъектов политического маркетинга выступают государственные органы (законодательные и исполнительные), политические партии, общественные организации. Значительное место в подобной деятельности принадлежит неправительственным организациям, в том числе неправительственным фондам, получившим распространение за рубежом.
Достаточно вспомнить то обстоятельство, что в ряде стран СНГ (к примеру, в Грузии или Киргизии) в качестве основных “двигателей” так называемых цветных революций назывались именно такие организации, а в России после указанных событий была проведена тщательная «инвентаризация» зарубежных благотворительных фондов и принят специальный закон, жестко регулирующий их регистрацию.
Объектами политического маркетинга являются, прежде всего, различные группы общественности; носители общественного мнения; различные группы элит, хотя основным объектом политического маркетинга, безусловно, выступает общественность. Как отмечает П.Бурдье, политическое поле (как он называет политический рынок) — это «место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства» [22,с. 182].
В политическом маркетинге в наибольшей степени (в рамках социального маркетинга) проявляется специфика функционирования маркетинговых механизмов как рыночных. Наиболее точно описала функционирование системы политического маркетинга Е.Морозова, которая, подчеркивая, что в этом случае для анализа наиболее целесообразно использовать так называемую методологию Общественного выбора, следующим образом характеризует механизмы функционирования политического маркетинга: «Принятие методологии Общественного выбора ведет к формированию «рыночной» концепции политики: избиратели уподобляются потребителям; политические партии и лидеры — предпринимателям, предлагающим широкий набор услуг и меньшие налоги в обмен на голоса; политическая пропаганда трансформируется в коммерческую рек ламу; правительственные учреждения рассматриваются как государственные фирмы, существование которых зависит от того, покрывает ли получаемая в результате их деятельности политическая поддержка расходы на содержание. Вся политическая система рассматривается Общественным выбором как гигантский рынок спроса и предложения «общественных товаров и услуг» [7, с. 19] Ко всему сказанному следует добавить определение российского политолога А.Соловьева, который политическим маркетингом называет именно технологизацию политических процессов [23, с. 415]. В настоящее время в отношении политического рынка и деятельности на нем уже имеются определенные наработки, связанные с технологией подобной деятельности.
Речь, в частности, идет об исследованиях (политических, маркетинговых) политического рынка; продуцировании разнообразных проектов и технологий, направленных на решение политических задач; регулировании политического рынка с использованием самых разнообразных маркетинговых механизмов [24].
Завершая рассмотрение
проблем политического
Государственный маркетинг. В отличие от политического маркетинга, насчет необходимости которого, а также формулировки его основных функций, субъектов и объектов существует практически полная солидарность между учеными, работающими в данной области, в отношении государственного маркетинга дело обстоит несколько по-иному.
Таким образом, можно утверждать, что концепция государственного маркетинга в настоящее время находится в стадии развития. Причем речь идет не только о глубине разработки, но и о дискуссионности подходов. Рассмотрим кратко, чем обосновывается возможность (или даже необходимость) использования маркетинговых подходов в государственном управлении в современных демократических обществах. Анализ имеющихся поэтому поводу взглядов позволяет выделить три основных фактора.
Первый фактор — развитие рыночных тенденций и их влияние на современную административную модернизацию. Как справедливо указывает Е.Морозова, сегодня нет споров о том, что рынок с его концепциями, технологиями, эффективностью стал непреходящим вызовом теории и практике государственного управления. Хотя терминологически рыночный подход к административным реформам оформляется по-разному: стратегию реформирования называют менеджментом, маркетингом, коммуникацией, а процесс реформирования обозначается как поиск совершенствования, как новое государственное управление или как демократизация управления [30, с. 215]. Как уже отмечалось, практически во всех демократически развитых странах сегодня имеют место принципиальные изменения в сфере государственного управления, в авангарде которых шла Великобритания, где еще в 1960-е годы ставился вопрос о необходимости перехода от администрирования к менеджменту.
Второй фактор, стимулировавший внедрение маркетинга в госуправление, — развитие концепции современного демократического и рыночного государства как поставщика услуг для населения.
Наконец, третий фактор становления государственного маркетинга — действенная реализация рыночных, маркетинговых подходов к регулированию отношений между государством и населением, государством и бизнесом на современном научно-практическом уровне — с использованием маркетинговых исследований, технологий и т. п. Как справедливо отмечают А.Другов, А.Сафин, С.Сендецкая, «государственный маркетинг должен изучать потребности и интересы, т.е. их суть, структуру, приоритетность, факторы и тенденции развития... государство можно рассматривать с точки зрения предоставления гражданам важных социальных услуг (безопасность, охрана окружающей среды и т.п.). То есть оно представляет собой специфическое предприятие, которое предоставляет населению широкий набор услуг” [28, с. 102].
Субъектом государственного маркетинга выступают государство и его различные (по уровню и функциональному назначению) компоненты: центральные, региональные, местные органы власти и т. д.; органы законодательной исполнительной власти; отраслевые органы управления. В этой связи ряд авторов предлагают структуризировать государственный маркетинг, выделив такие его разновидности, как законодательный, муниципальный маркетинг, бюджетный и налоговый маркетинг, маркетинг государственных резервов, общегосударственных проектов и т. п.
Если говорить о специфике маркетинговых механизмов, действующих в случае государственного маркетинга, то здесь, в отличие от маркетинга политического, в качестве основной характеристики рыночного взаимодействия выступают отношения обмена. Иными словами, «чисто» рыночные механизмы (рынок, конкуренция и др.) имеют место лишь в определенных ситуациях. Ведь государство в процессе рыночного взаимодействия в обществе выступает как третий субъект маркетинга, выполняя на рынке специфическую роль, наряду с двумя первыми субъектами — продавцами и покупателя ми. Роль эта сводится к тому, что не удовлетворяя непосредственно потребности потребителей, оно регулирует процессы обмена, в том числе оказывая содействие достижению компромиссов интересов сторон с минимальными затратами для общества. Государственный маркетинг, таким образом, — это специальная концепция рыночного регулирования отношений между субъектами государственного управления и различными его объектами, определяющая взаимосвязи между ними на основе отношений обмена.
Территориальный маркетинг. Концепция маркетинга как таковая предполагает разработку, наряду с теорией маркетинга товаров и услуг концепции маркетинга территорий. Действительно, «продаются» и «покупается» не только товары или услуги, но и территории. В равной мере это относится как к инвесторам, которые решают проблему вложения капитала в развитие той или иной территории, так и к населению, которое, особенно в настоящее время, может принимать решения относительно миграции, выбора места жительства, выбора места приложения трудовых усилий и т.п. Однако некоторые особенности этих процессов диктуют необходимость признания территориального маркетинга не классическим, а некоммерческим, социальным.
В этой связи нужно сказать о том, что на проблемы территориального маркетинга (маркетинга территорий) специалисты в последнее время уже обращают внимание, хотя по уровню разработки данная проблема может быть отнесена к самым неизученным. Каковы же основные предпосылки рассмотрения концепции маркетинга применительно к территориям (в первую очередь разнообразным муниципальным образованиям)?
Типология муниципальных образований, как пишет А.Блинов, должна учитывать природно-климатическое и транспортно-географическое положение региона, земельный, сырьевой, экономический, социальный, научный, информационный и кадровый потенциал, историко-культурное и духовное наследие, национальный состав населения, демографическую и экологическую обстановку, одним словом, все составляющие микро- и макросреды, которые составляют ресурсный потенциал развития муниципального образования [29, с. 75].
Понятно, что подобный ресурсный потенциал у таких муниципальных образований различен. Однако это не значит, что в любой ситуации инвестор обязательно выберет регион с максимальным ресурсным потенциалом для инвестиций в определенные отрасли.
Основными факторами, влияющими на привлекательность того или иного региона, той или иной территории для инвесторов и населения, являются: реальный уровень развития и благополучия региона, его имидж и репутация.
Так, при выборе региона и население, и инвесторы учитывают: уровень урбанизации территории; миграции, трудовую и социальную мобильность населения; демографические проблемы; развитие сельского хозяйства; функционирование рынка жилья; региональные особенности развития образования и медицины; проблемы развития транспортной инфраструктуры и др.
Очевидно, что маркетинговая работа с теми или иными территориями должна начинаться с определения так называемой территориальной индивидуальности, которая, помимо объективно заданных особенностей (природно-климатические условия, исторические и культурные особенности, уровень развития производственной и социальной инфраструктур) включает уровень и качество управления регионом, доверие партнеров и инвесторов и многое иное.
И здесь мы переходим ко второму из названных выше факторов привлекательности территорий для их населения, гостей и инвесторов, а имен но к имиджу территории, основанному на представлениях об их природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и иных особенностях [30, с. 83].
Речь идет не об объективных характеристиках, а об их восприятии массовым сознанием и об общественном мнении. Подобные субъективные представления могут формироваться как на основе личного опыта, так и опосредованно, к примеру, через средства массовой информации, пиаровскими и рекламными акциями и т. п.
Третьим фактором привлекательности территории является ее репутация, формирующаяся в течение продолжительного времени под влиянием достоверной информации о ней — в первую очередь, о комфортности проживания на территории, безопасности, социальной защищенности, авторитете властей и т.п. Репутация территории зависит от таких обстоятельств, как наличие моря или исторических памятников, с одной стороны; и репутация руководства региона в плане выполнения инвестиционных обязательств, финансово-экономические показатели развития региона и инвестиционная активность в нем — с другой стороны. Все это, как свидетельствует международный опыт, важнейшие факторы инвестиционной привлекательности, инвестиционного климата региона, территории, города.