Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:07, реферат
Есть два напитка, отношение к которым никогда не будет однозначным. Полезны они или вредны? Чей вкус богаче? Чья история древнее?
Это, разумеется, чай и кофе. Оба напитка успешно конкурируют за всенародную любовь на протяжении многих тысячелетий. И чай, и кофе когда-то впечатлили людей своими тонизирующими свойствами и богатым вкусом. Сейчас во многих европейских государствах лидирует кофе. Чай отодвинут на второй план, как напиток с более примитивными свойствами. А ведь у чая история гораздо древнее, а вкусовые свойства настолько многогранны, что до конца даже не изучены.
1. Из истории вопроса… 3
2. Слово в защиту чая 3
3. Рынок чая 4
4. Кофе чаю не товарищ 7
5. Обзор и структура рынка кофе 10
6. Зерновой кофе 11
7. Рынок растворимого кофе 12
8. Список литературы и Интернет-источников 17
СОДЕРЖАНИЕ
Из истории вопроса… |
3 | |
Слово в защиту чая |
3 | |
Рынок чая |
4 | |
Кофе чаю не товарищ |
7 | |
Обзор и структура рынка кофе |
10 | |
Зерновой кофе |
11 | |
Рынок растворимого кофе |
12 | |
Список литературы и Интернет-источников |
17 |
Из истории вопроса…
Есть два напитка, отношение к которым никогда не будет однозначным. Полезны они или вредны? Чей вкус богаче? Чья история древнее?
Это, разумеется, чай
и кофе. Оба напитка успешно
конкурируют за всенародную
Сегодня во многих городах нашей страны массово открываются кофейни. Это еще один признак того, что кофе нашло свой путь к сердцам многих наших соотечественников. И если есть возможность заказать чай, кофе, Белгород или Липецк, Курск или Тамбов выберут ароматный кофейный напиток в 80 случаях из ста.
На самом деле вкус настоящего
китайского чая также мог бы пленить
множество жителей русских
Слово в защиту чая
Что же можно сказать сегодня
в защиту чая? Прежде всего – то,
что тот напиток, который пьет
большинство русских людей, нельзя
назвать настоящим чаем. Это массовый
продукт с максимально
Чай может успешно конкурировать с кофе и по тонизирующим свойствам. В хороших сортах зеленого чая содержится даже больше кофеина, чем в кофе. Но воздействие его гораздо мягче, а вредное влияние на сердце сведено к минимуму. Поэтому человек получает чистое тонизирующее средство без дополнительной нагрузки на сердце.
Что в таком случае мешает
чаю выбиться в лидеры в нашей
стране? Ответ прост: отсутствие культуры
потребления чая и
Рынок чая
Данные разнообразных
маркетинговых исследований говорят
о том, что около 98 % жителей Российской
Федерации заваривают чашечку чая
хотя бы раз в день. Казалось бы, насытить
такой бездонный рынок просто
невозможно. Тем не менее, и независимые
эксперты, и сами игроки российского
чайного рынка неизменно и
практически единогласно
А вот и первый парадокс: рост цен, пусть и умеренный, на российском рынке чайной продукции происходит на фоне достаточно неожиданного общемирового падения стоимости сырья. Достаточно взглянуть на конкретные параметры сырьевых бирж, чтобы уяснить довольно четко обозначившуюся в последнее время тенденцию. Производители чайного листа из Юго-Восточной Азии перестали ограничиваться чисто английским ореолом в виде Индии, Китая и Цейлона (Шри-Ланки). Все больший вес на мировом чайном рынке приобретают Вьетнам, Индонезия, Малайзия, предлагающие чайный лист по куда более сходной цене. Если к названным странам добавить еще и несколько африканских государств (Кения, Мозамбик), которые охотно включаются в демпинговые войны, чтобы получить хоть какой-то кусок мирового пирога, то становится понятным, как чувствуют себя всемирно известные производители сырья, бросающие на кон свою репутацию, качество продукции и в конце концов себестоимость своих мощностей и ресурсов.
То есть, вопреки удешевлению
сырья и падению издержек поставщиков
(за счет оптимизации логистических
схем, например), цена конечного продукта
на полках российских магазинов не
снижается, а наоборот, растет. Однако
странным и нелогичным такое положение
вещей может показаться только на
первый взгляд. Дело в том, что структура
спроса на российском рынке чая сложилась
достаточно давно и вполне определенно.
Потребитель считает
Казалось бы, рост маргинальности чайной продукции должен приводить к появлению на рынке все новых игроков. На деле же мы сталкиваемся с еще одним парадоксом – сокращением количества поставщиков и стремящейся к абсолюту консолидацией рынка. Достаточно сказать, что семь компаний федерального уровня контролируют до 80 % российского рынка чая. Доля «Орими Трейд» составляет почти треть всего рынка (28-30 %), на компанию «Май» приходится около 13 % продаж, а «Юнилевер СНГ» может похвастаться 10-процентным показателем. Впрочем, совсем ненамного отстали «Сапсан» и AhmadTea (приблизительно по 9 %). Еще две заметные компании чайного пула – это «Универсальные пищевые технологии» и «Императорский чай». Оставшиеся 20 % рынка делит между собой множество мелких игроков, количество которых, по данным различных исследований и по признанию самих участников, продолжает неуклонно снижаться. В чем же кроются причины такого нетипичного, на первый взгляд, положения дел?
Во-первых, упомянутое снижение цен на чайное сырье, по-видимому, не будет продолжаться бесконечно долго, ведь известно, что демпинг – явление достаточно скоротечное. А значит, повысившаяся было маржинальная привлекательность чая (особенно фасованного, рентабельность которого может превышать 30 %) – событие временное. Большинство экспертов предсказывает не просто скорое возвращение среднемировых цен на чайный лист к былым значениям, но и их существенный рост. Подобные негативные ожидания, равно как и стоимость входного билета, которая может составлять семизначную сумму, вполне эффективно охлаждают энтузиазм потенциальных новых игроков. Если принять во внимание считающиеся в порядке вещей трехмесячные отсрочки платежей, а также посчитать затраты на производство и продвижение, то становится вполне понятно, почему новые игроки не спешат становиться в очередь за «суперприбылями».
Во-вторых, в натуральном выражении российский чайный рынок в последние годы продолжает стабильно падать. Кстати, этот тренд во многом спровоцировали и сами участники рынка. Активное продвижение пакетированного чая привело к его более экономному расходованию потребителем. Вот еще один парадокс российского рынка чая: стремясь получить дополнительную прибыль, ведущие операторы сами вырыли себе яму. Впрочем, к падению рынка в количественных показателях привел, конечно же, не только бурный рост продаж чая в пакетиках, но и сильнейшее давление со стороны товарных групп, которые принято рассматривать как конкурентные, – кофе, какао, горячего шоколада.
Но главная причина
сильнейшей консолидации российского
рынка чая – это, безусловно, деятельность
самих компаний-лидеров
Кстати, финансовый кризис на
российский рынок чайной продукции
тоже повлиял парадоксально. В отличие
от многих других товарных групп, на рынке
чая кризис не привел к резкому
всплеску спроса на дешевую продукцию.
Вполне возможно, несколько приостановилась
тенденция к сокращению нижнего
ценового сегмента, но и только. Скорее,
наоборот, кризис спровоцировал покупателя
на более ответственный подход к
выбору продукта, что сказалось на
перераспределении
Перспективы российского
чайного рынка видятся довольно
ясно. Сосредоточение еще большей
доли в руках компаний-лидеров, безусловно,
продолжится, особенно если учесть неизбежный
выход крупных розничных
Кофе чаю не товарищ
Сентенция о том, что чай и кофе – товары-конкуренты, весьма условна. Несомненно, у этих напитков есть некоторые общие черты как с точки зрения потребителя, так и с маркетинговой точки зрения. Чай и кофе – традиционные для россиян напитки, завариваемые во время завтрака, обеда и ужина, офисного перекуса, деловой встречи, дружеского общения. Чай и кофе не произрастают (или практически не произрастают) в нашей стране, а увеличение российских объемов производства обоих продуктов связано преимущественно с их расфасовкой на территории РФ. Отсюда значительная и для игроков рынка чая, и для операторов кофейного рынка зависимость от импортного сырья, что, в свою очередь, влияет и на принципы ценообразования, и на стратегии продвижения. Да и сами эти стратегии у продавцов чая и кофе во многом схожи. Кроме того, роднит эти два продукта и таможенная политика государства – ввоз сырья в страну либо облагается минимальными пошлинами, либо они отсутствуют вообще, в то время как импортировать готовую продукцию стоит достаточно дорого.
Но есть между чаем и
кофе весьма существенная разница, формально
не позволяющая ставить эти две
товарные группы в один конкурентный
ряд. Речь идет о конечной стоимости
продукта. Возникает вопрос: корректно
ли говорить о конкуренции между
товарами, средняя стоимость которых
отличается на порядок? Тем не менее,
именно кофейную продукцию принято
рассматривать главным
И действительно, исследования показывают, что за последние пару десятков лет на территории нашей страны не только в разы выросло потребление кофе, но и сложилась собственная культура его потребления. Свыше половины россиян выпивают хотя бы одну чашку кофе за три месяца. При этом речь не идет о сегменте HoReCa – в нем своя специфика и структура потребления. Если же говорить о розничных продажах, то абсолютным лидером предпочтений российского потребителя является растворимый кофе (freeze-dried, гранулированный либо порошковый), имеющий долю почти в половину рынка (47-49 %). Как ни странно, на втором месте находится вовсе не натуральный кофе, как можно было бы подумать, а разнообразные кофейные смеси (около 30 %). Этому способствует высокая популярность быстро приготовляемого пакетированного кофе типов «2 в 1» и «3 в 1» (кофе, сливки, сахар). И только потом в структуре спроса идет натуральный кофе, который необходимо действительно заваривать (около 18 %). Оставшийся незначительный объем рынка (порядка 2-3 %) занимает группа различных кофейных напитков.