Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть маркетинговую деятельность предприятия в области сбыта.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики.
2. Охарактеризовать степень влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы.
3. Рассмотреть производственно-хозяйственную деятельность МПК «Аксайский».
4. Рассмотреть комплекс маркетинга предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации 6
Потребители 12
1.2. Функции канала сбыта 14
1.2.Ценообразование в системе сбыта 14
1.3. Функции канала сбыта 14
1.4.Продвижение продукции на рынке 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МПК «АКСАЙСКИЙ» 26
2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности МПК «Аксайский» 26
2.2. Анализ комплекса маркетинга предприятия МПК «Аксайский» 31
2.4. Анализ маркетинговой среды предприятия 35
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
- Общественная, или публичная, известность и связи с общественностью. Под этим понимается любая форма стимулирования спроса на продукт, не обращенного к конкретному потребителю, или идея распространения коммерчески значимых новостей о продукте в средствах массовой информации (на телевидении, радио и печати).
- Персональные продажи. Это презентация изделия или услуги данной фирмы с целью продажи потенциальному покупателю.
Каждый из этих элементов имеет определенные сильные и слабые стороны.
Одни формы являются более важными (Рисунок 6.) при продажи товаров потребительского назначения (реклама), другие – для реализации высокотехнологических изделий (персональные продажи).
Главные задачи исследования рекламной деятельности состоят в: выборе из общего арсенала перечисленных выше форм продвижения продукта наиболее эффективных, наилучшим образом соответствующих специфики данного предприятия и реализуемых им продуктов; определение характера взаимосвязи форм и методов продвижения продуктов с другими элементами маркетинга, учет прежде всего выделенных целевых сегментов и профиля потребителя, особенностей сбытовой сети.
Рис. 6. Формирование стратегии продвижения товара на рынке
На рисунке 7 показана сравнительная значимость различных элементов продвижения продуктов на рынке товаров производственного и потребительского назначения. Как видно из рисунка 7, соотношение различных методов продвижения продуктов на двух типах рынков существенно меняется. Особенно это касается роли рекламы. Кроме того, есть также различия в эффективности
затрат по методам продвижения изделий и услуг на рынке в зависимости от стадии жизненного цикла продукта.
Рис. 7. Сравнительная значимость основных методов продвижения продукта на рынках товаров потребительского и производственного назначения.
На рисунке № 8 видно, что на стадии зрелости продукта, например, более эффективными являются расходы на стимулирование сбыта, а не на рекламу.
Стимулирование
сбыта
Реклама и связи с
общественностью
Персональные
продажи
Внедрение Рост Зрелость Падение
Рис. 8. Эффективность основных методов продвижения продукта на различных стадиях жизненного цикла
Расходы по реализации по каждому из методов продвижения продукта (реклама, стимулирование сбыта, например) могут включать разные статьи затрат, например: штатную оплату труда (сбытового персонала, специалистов по маркетингу и рекламе); комиссионные сбытовым посредникам, комивояжерам и рекламным агентам; аренду времени в теле- и радио- эфире, городского пространства под наружную рекламу, транспортных средств, залов для презентаций; стоимость изготовления рекламы (изображения на щитах, видеороликов для телевидения и т.п.) и сувениров; оплату рекламы в газетах и журналах; гонорары заказных статей журналистам и редакциям средств массовой информации.
Все эти затраты обычно разносятся по отдельным продуктам, изделиям и услугам теми же способами, что и общие накладные расходы предприятия. Хотя расходы по реализации определяются прежде всего для нужд ценообразования, главной целью подготовки бюджетных расходов по реализации является достижение надлежащих пропорций между расходами на сбыт и объемами сбыта (оборотом) или валовой прибылью. Бюджет расходов по реализации обычно детализируется, чтобы показать расходы на отдельные рекламные мероприятия, затраты по отдельным регионам, где реализуется продукция предприятия.
Расчет затрат на рекламу, как и расходов по реализации, определяется исходя из прогнозируемых общих объемов сбыта продукции. Именно на базе полученных оценок руководство предприятия может решить, сколько оно может истратить для достижения поставленных целей, как в области сбыта и завоевания рынка, так и по части получения прибыли. Но если речь идет о крупном предприятии, реализующий широкую номенклатуру изделий, то подобный подход к расчету расходов совершенно не реалистичен. Руководство такого предприятия должно расчитать издержки реализации по каждому виду изделий в отдельности и только потом, суммируя их получить общий бюджет рекламы для предприятия. В противном случае окажется, что предприятие большую часть расходов по реализации потратило на виды деятельности, приносящие наименьшую прибыль.
При составлении бюджета расходов по реализации, руководство предприятия должно также проанализировать формы сбыта и каналы реализации своих изделий. Главное – заранее определить возможные пути сокращения издержек или увеличения оборота предприятия. И то, и другое принесет прибыль.
Основное внимание следует уделить следующим вопросам: размеру заказа, т.е. при каком объеме поставки сделанный заказ будет для предприятия прибыльным; каналам и формам сбыта, т.е. какие предприятия торговли оказались наиболее эффективными, в каких магазинах (универсальных или специализированных); потребители чаще всего покупают ваши изделия, где они привыкли искать образцы вашей продукции (на витринах магазинов или в каталогах) и пр.; региону сбыта, здесь предстоит определить, где для продукции вашего предприятия имеется наиболее емкий рынок и, следовательно, где должны быть сконцентрированы ваши усилия как по более тщательному анализу потребительских предпочтений и запросов, так и по продвижению изделий; доля в общей массе полученной прибыли каждого торгового посредника, т.е. руководство предприятия должно решить, какой из посредников ему наиболее выгоден с точки зрения увеличения прибыли (какой из посредников заказывает наиболее крупные партии изделий, у кого из них более высокие темпы роста сбыта продукции предприятия); оценка эффективности бухгалтерского учета; здесь главное для руководства предприятия решить – какой годовой объем реализации продукции необходим, чтобы оправдать издержки по ведению бухгалтерского учета и счетов по торгово – сбытовым операциям предприятия. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не просто о том, окупит ли сбыт расходы по ведению учета, а о том, обеспечит ли он приемлемую норму прибыли, т.е. превышение доходов над совокупными издержками предприятия по производству и реализации продукции; доли общих расходов по реализации изделий в общую массу прибыли предприятия и соответственно решить, какая доля общих издержек по реализации может быть отнесена на каждый вид изделий.
На базе такого анализа руководство предприятия получает возможность оценить конкурентоспособность своей продукции с точки зрения ее реализации, найти сильные и слабые стороны своей сбытовой практики и решить, в каком направлении сконцентрировать усилия с наибольшей отдачей.
При всей важности разработки бюджета и тщательного планирования расходов по реализации продукции необходимо учитывать, что на любом предприятии бюджет должен быть достаточно гибким, открывающим перед предприятием возможность приспособить свою деятельность к новым условиям, к изменчивости потребительского спроса и хозяйственной среды в целом. Следует иметь в виду, что сегодня торговая деятельность приняла столь динамичный характер, что предвидеть и предсказать все, даже важные изменения в рыночной конъюктуре, которые могут на политику бюджета расходов по реализации, невозможно.
Вот почему одной из основных заповедей для руководства предприятия при составлении бюджета должна быть следующая – нужно всегда предусматривать резерв средств для корректировки сметы расходов, определенной бюджетом. Ведущие зарубежные фирмы по этой причине разрабатывают не один фиксированный бюджет, а набор бюджетов, предусматривающий определенные варианты изменения хозяйственной среды предприятия.
Мясоперерабатывающий комплекс «Аксайский» - это частная производственная структура. Организована 1 августа 2000 г. в г.Аксай, начала заниматься выпуском продукции с 1 октября 2000 г.
Штат МПК «Аксайский» состоит из 29 человек:
- директор – он же является его основателем, он осуществляет координацию всех служб и отделов предприятия, разрабатывает стратегические направления развития предприятия и осуществляет их экономическую целесообразность;
- главный бухгалтер МПК «Аксайский» – обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, предоставляет оперативную информацию, составляет в установленные сроки бухгалтерскую отчетность, осуществляет экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия, в целях выявления и мобилизации внутренних резервов;
- кассир – ведет учет, оформляет кассовые документы, принимает плату за реализованную продукцию;
- кладовщик – принимает готовую продукцию на склад, распределяет поток готовой продукции между торговыми организациями города;
- лепщицы пельменей – в количестве 24 человек, работающие в две смены, непосредственно осуществляющие производство готовой продукции;
- разнорабочий – занимается подготовкой мяса для изготовления готовой продукции, выполняет вспомогательные работы;
- водитель – осуществляет грузоперевозки, следит за состоянием автомобиля.
Готовая продукция МПК«Аксайский» – это пельмени мясные.
МПК «Аксайский» арендует производственные помещения с оборудованием (холодильная установка. Аренда включает в себя коммунальные услуги и энергетическое обеспечение, зависит от объема выпускаемой продукции и составляет 5% от цены реализации.
Состав ОПФ (основных производственных фондов) МПК «Аксайский»:
- транспортные средства – «Газель», используется для доставки сырья и продукции;
- тестомесилка;
- электромясорубка, с различными функциями и насадками;
- вакуумно – упаковочная машина;
- компьютер.
Кроме ОПФ МПК «Аксайский» имеет малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, к ним относятся:
- разделочные столы;
- разделочные доски и ножи;
- весы;
- спецодежда.
МПК «Аксайский» работает на постоянной основе с заключением договора на поставку товара со следующими поставщиками:
- ООО «Девон» - является поставщиком муки высшего сорта, находится в г.Ростов-нв-Дону;
- ЧП Назарян В.С. – является поставщиком мяса (свинины и говядины) находится в г.Аксай.
На основе данных бухгалтерской отчетности – бухгалтерского баланса (Приложение 1) и отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) определим основные показатели хозяйственной деятельности МПК «Аксайский» в действующей и сопоставимой оценке за 2008-2009 гг. (Таблица 2 и 3).
Таблица 2
Динамика основных показателей МПК «Аксайский» за 2008-2009 г.г. в действующих ценах
Показатель | Фактически за | Отклонение | Темп роста, % | |||
| 2008 г. | 2009 г. |
|
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Товарооборот, тыс.руб. | 120 458 | 127 152 | 6 694 | 105,56 | ||
Валовой доход, тыс.руб | 23 854 | 24 150 | 296 | 101,24 | ||
Уровень валового дохода, % к товарообороту в действующих ценах | 19,80 | 18,99 | -0,81 | 95,91 | ||
Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, тыс.руб. | 4 471 | 4 526 | 55 | 101,22 | ||
Уровень налогов и др. обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к товарообороту | 3,71 | 3,56 | -0,15 | 95,89 | ||
Издержки обращения, тыс.руб. | 16 764 | 16 125 | -639 | 96,19 | ||
Уровень издержек обращения, в % к товарообороту | 13,92 | 12,68 | -1,24 | 91,12 | ||
Прибыль (убыток) от реализации товаров, тыс.руб. | 2 619 | 3 499 | 880 | 133,61 | ||
Прибыль (убыток) от реализации товаров, в % к товарообороту (рентабельность продаж) | 2,17 | 2,75 | 0,58 | 126,58 | ||
Прибыль (убыток) от операционных доходов (расходов), тыс.руб. | 48 | 56 | 8 | 116,67 | ||
Прибыль (убыток) от внереализационных операций, тыс.руб. | 102 | 144 | 42 | 141,18 | ||
Прибыль (убыток) за отчетный период, тыс. руб.
| 2 769 | 3 699 | 930 | 133,60 | ||
Среднегодовая стоимость основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, тыс.руб. | 21 546 | 23 698 | 2 152 | 109,99 | ||
Фондоотдача, тыс.р. | 5,59 | 5,37 | -0,23 | 95,97 | ||
Среднегодовая стоимость товарных запасов, тыс.руб. | 13 250 | 13 987 | 736 | 105,56 | ||
Торговая площадь, м2 | 110 | 110 | 0 | 100,00 | ||
Товарооборот на 1м2 торговой площади, тыс.руб. | 1 095 | 1 156 | 61 | 105,56 | ||
Численность работников, чел. | 31 | 29 | -2 | 80,00 |
Как видно из данных таблицы, оптовый товарооборот в 2009 году увеличился на 6694 тыс. руб. в действующих ценах по сравнению с 2008 годом, произошло уменьшение товарооборота в сопоставимых ценах на 19061 тыс. руб. Темп роста товарооборота в сопоставимых ценах составил 84,18% (101397 / 120458 х 100).
Валовой доход в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 296 тыс. руб. в действующих цена и произошло уменьшение валового дохода на 4596 тыс. руб. в сопоставимых ценах. Темп роста валового дохода в действующих ценах составил 101,24%, в сопоставимых ценах – 80,73% (19258 / 23854 х 100).
Прибыль от реализации возросла с 2619 тыс. руб. до 3499 тыс. руб. в 2009 году и увеличилась на 880 тыс. руб. в действующих ценах. Увеличение прибыли от реализации в сопоставимых ценах в 2009 году по сравнению с 2008 годом составляет 171 тыс. руб.
Динамика основных показателей хозяйственной деятельности организации МПК «Аксайский» рассматривается за 2008-2009 год.
Таблица 3
Динамика основных показателей МПК «Аксайский» для расчета лучшего периода за 2008-2009 гг. в сопоставимых ценах
Показатель | Фактически за | Фактически за полугодия | Цепные темпы роста | ||||||
| 2008 г. | 2009 г. | 1 п. 2007 | 2 п. 2009 | 1 п. 2008 | 2 п. 2009 | 2 п. 2008 к 1 п. 2008 | 1 п. 2009 к 2 п. 2008 | 2 п. 2009 к 1 п. 2009 |
1 | 2 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
Товарооборот, тыс.руб. | 120 458 | 101 397 | 48 183 | 72 275 | 35 489 | 65 908 | 150,00 | 49,10 | 185,71 |
Валовой доход, тыс.руб | 23 854 | 19 258 | 9 303 | 14 551 | 6 933 | 12 325 | 156,41 | 47,65 | 177,78 |
Издержки обращения, тыс.руб. | 16 764 | 12 859 | 6 706 | 10 058 | 4 501 | 8 358 | 150,00 | 44,74 | 185,71 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, тыс.руб. | 2 619 | 2 791 | 1 048 | 1 571 | 977 | 1 814 | 150,00 | 62,15 | 185,71 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Совершенствования маркетинговой деятельности предприятия