Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть маркетинговую деятельность предприятия в области сбыта.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы по элементам, формам и этапам реализации сбытовой политики.
2. Охарактеризовать степень влияния внешних и внутренних факторов на организацию сбытовой деятельности фирмы.
3. Рассмотреть производственно-хозяйственную деятельность МПК «Аксайский».
4. Рассмотреть комплекс маркетинга предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сбытовая политика, её элементы и формы реализации 6
Потребители 12
1.2. Функции канала сбыта 14
1.2.Ценообразование в системе сбыта 14
1.3. Функции канала сбыта 14
1.4.Продвижение продукции на рынке 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МПК «АКСАЙСКИЙ» 26
2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности МПК «Аксайский» 26
2.2. Анализ комплекса маркетинга предприятия МПК «Аксайский» 31
2.4. Анализ маркетинговой среды предприятия 35
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Уровень рентабельности в 2008 году составлял 2,17%, в 2009 году он увеличился на 0,58 процентных пункта и составил 2,75%.
Численность работников в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократилась на 2 человека.
Организация имеет положительную динамику увеличения прибыли, увеличивает товарооборот и валовой доход.
Согласно учетной политике организации МПК «Аксайский», основные средства отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление без НДС, за исключением основных средств, вводимых в эксплуатацию законченным капитальным строительством, независимо от источника финансирования.
По торговой деятельности в МПК «Аксайский» ведется раздельный учет выручки от реализации, валового дохода и прибыли от реализации товаров, облагаемых налогом на продажу.
Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров, других материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и признание полученной прибыли согласно учетной политики МПК «Аксайский» производится по мере отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Торговая организация МПК «Аксайский» является прибыльной. Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 880 тыс. руб. Рентабельность продукции в 2008 году составила 2,17%, в 2009 году – 2,75%. Организация имеет положительную динамику увеличения товарооборота и валового дохода.
Раскроем основные элементы сбытовой политики МПК «Аксайский».
Транспортировка продукции происходит следующим образом: торговые независимые посредники (экспедиторы магазинов, торговых павильонов забирают продукцию собственным автотранспортом;
Хранение продукции - холодильная установка МПК «Аксайский» позволяет по своим техническим возможностям содержать запасы продукции, то в резерве находится около 200 упаковок пельменей для непредвиденных обстоятельств (возможен неожиданный заказ на продукцию, отпуск по больничному листу кого то из работников и т.д.
Контакты с потребителями (в данном случае для МПК «Аксайский» основными потребителями продукции являются магазины и торговые павильоны г. Ростова-на-Дону, которые по форме организации предпринимательской деятельности являются либо обществами с ограниченной ответственностью, либо индивидуальными частными предпринимателями) – это действие по оформлению заказов дается потребителями на необходимый объем продукции за два дня до отпуска продукции со склада по телефонному звонку в МПК «Аксайский».
Рис. 9.
Схема сбыта МПК «Аксайский» - косвенный метод
Рис. 10.
Схема сбыта МПК «Аксайский» - интенсивная схема
Выбор каналов сбыта и вся последующая организация распределение продукта зависит от влияния факторов, среды фирмы, как внутренних, так и внешних.
Проанализируем данные факторы относительно МПК «Аксайский».
Особенности товара. Продукция МПК «Аксайский» занимает следующее место в классификации видов товаров:
по назначению – это продукция потребительского назначения;
по потребительским привычкам – продукция повседневного спроса.
Продукции соответствует совокупность следующих специфических требований:
по способу хранения, необходимо в каждой торговой точке, равно как и у производителя, наличие холодильных установок, что требует дополнительных затрат, но предприниматели нашли выход из положения, совместив одну холодильную установку для реализации нескольких видов товара (мороженое, продукты глубокой заморозки, пельмени);
по срокам хранения не возникает дополнительных проблем, т.к. товар не является скоропортящимся, что является одним из его достоинств, срок хранения достигает до 6 месяцев при особом температурном режиме;
по условиям транспортировки – если фирма находится на довольно большом расстоянии от фирмы – производителя, то в летний период могут возникнуть проблемы с перевозкой продукции, необходимо будет пользоваться только изотермическим транспортом, поддерживающим температуру хранения, что приведет к увеличению расходов. Но пока у МПК «Аксайский» заключены договора только с магазинами и павильонами, проблем с доставкой продукции не возникает.
Рассмотрев данный фактор (особенности товара), влияющий на сбыт можно сделать следующий вывод по сбытовой политики: направленность на массового потребителя.
2) Производственные ресурсы МПК «Аксайский» являются материальной основой принятия всего комплекса решений по организации сбытовой деятельности, т.е. учитывается возможность обеспечения её финансовыми, материальными, трудовыми и информационными ресурсами, так и экономическая целесообразность связанных с этим издержек.
МПК «Аксайский» выпускает в один рабочий день следующее количество продукции:
2(смены) х 12(лепщиц) х 10(кг., норма выработки одной лепщицы) = 240 кг.
Объем реализации МПК «Аксайский» в месяц составляет:
240 кг х 30 дней (количество рабочих дней) = 7 200 кг.
Пельмени упаковываются массой в 1 кг. в каждый упаковочный мешок.
Начав выпуск пельменей, в первое время, МПК «Аксайский» пользовался в качестве упаковки обычные полиэтиленовые мешки, расходуя на упаковочные материалы следующую сумму (объем реализации составлял 6 000 упаковок в месяц).
6 000 упаковок х 0,50 руб. (цена 1 упаковки) = 3 000 руб.
Так как на рынке присутствовало множество продавцов, деятельность которых была неуполномочена, а происхождение товара, которым они торговали, сомнительно, руководство фирмы пришло к выводу, что необходимо упаковывать свою продукцию в специальные упаковочные мешочки. Теперь на упаковке, кроме информации о составе, сроках хранения, дате выработки, энергетической ценности продукта, содержится надпись сразу привлекающая к себе внимание ярким и крупным шрифтом: «Покупайте нашу продукцию только в оригинальной упаковке».
Также провели рекламную компанию, на которую было затрачено 8000 руб. в месяц (так как она подтвердила свою эффективность рекламная компания сейчас проводится ежемесячно).
Теперь на упаковочные материалы МПК «Аксайский» тратит:
6 000 х 1,20руб. (цена одного упаковочного мешка) = 7 200 руб.
В связи с предпринятыми действиями МПК «Аксайский» объем реализации увеличился на 1 200 кг. пельменей в месяц, т.е. забрали себе ту нишу рынка, которую занимали продавцы с сомнительным товаром.
Т.е. издержки составили:
7 200 руб. + 1 000 руб. = 8 200 руб.,
что увеличило расходы по сбытовой деятельности на:
5 200 руб. (8 200 руб. – 3 000 руб. = 5 200 руб.)
2.4.Анализ маркетинговой среды предприятия
Рассмотрим факторы (особенности товара, производственные ресурсы), которые относятся к внутренней среде фирмы, т.е. руководство МПК «Аксайский» имеет возможность управлять ими.
Потребители. В данном случае руководство МПК «Аксайский» воспользовалось следующей стратегией охвата рынка – недифференцированный маркетинг, т.е. решили пренебречь различиями в сегментах и обратились ко всему рынку сразу с одним предложением – пельмени мясные, сконцентрировав усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в них общее.
МПК «Аксайский» разработал товар, который показался привлекательным возможно большему числу покупателей, полагаясь на метод массового распределения и массовой рекламы; МПК «Аксайский» стремится придать товару образ превосходства в сознании людей.
Пельмени - это продукт, который пользуется спросом у различных слоев населения, с различным уровнем дохода, отличается хорошими вкусовыми качествами, простотой и быстротой приготовления.
На изготовление пельменей в домашних условиях уходит довольно много времени. МПК «Аксайский» предложил на рынок пельмени, выработанные из продукции только высшего качества, слепленные вручную, не уступающие по своему качеству домашним пельменям, что позволило массовому потребителю получить свой любимый продукт отличного качества по разумной цене, сэкономив при этом массу времени.
О качестве своей продукции руководство МПК «Аксайский» сообщает в рекламе. Рекламное объявление выходит еженедельно в газете «Товары и услуги».
Проанализировав данный фактор, приходим к выводу, что МПК «Аксайский» создало товар, рассчитанные на самые крупные сегменты рынка.
Конкуренты. Любая фирма сталкивается с конкурентами. Чтобы успешно вести свою деятельность, руководству МПК «Аксайский» необходимо выявить и охарактеризовать своих ближайших конкурентов, т.е. характеризовать ту стратегическую группу конкурентов, которые имеют наиболее близкие позиции и конкурентные возможности, анализ проводим поэтапно.
1. Этап. Выявление стратегической группы конкурентов. Прежде всего, выбираем ряд основных характеристик предприятий, наиболее часто этими характеристиками выступают:
цена;
показатель качества;
ассортимент;
уровень обслуживания;
сроки поставки;
уровень сервиса.
2. Этап. – Состоит в определении относительных приемуществ конкуренции. Прием этой части анализа: она проводится с позиции конкретного предприятия в сравнении с МПК «Аксайский». Для проведения анализа строится таблица, в которой должны быть основные характеристики, по которым происходит сравнение. Путем собственного анализа устанавливаем оценку каждой фирме, суммарная величина всех оценок равна 100 процентам.
12
Таблица 4.
Характе-ристики | Удель ный вес | МПК «Аксайский» | ОАО Мясокомбинат Батайский | ОАО Мясокомбинат г. Ростова-на-Дону
| ||||||
Балл | Оцен ка | Раскрытие характеристики | Балл | Оцен ка | Раскрытие характеристики | Балл | Оцен ка | Раскрытие характеристики | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
1.Цена | 30 | 90 | 27 | Отпускная цена за 1 кг. продукции = 44 руб. | 100 | 30 | Отпускная цена за 1 кг. продукции = 43 руб. | 80 | 24 | Диапазон цен 40 – 48 руб. на аналогичную продукцию Отпускная цена за 1 кг. продукции = 45 руб. |
2. Ка-чество | 30 | 100 | 30 | Качество продукции самое высокое, изготовляется только из натурального сырья без добавления пищевых добавок, вкусовые качества отличеые | 85 | 25,5 | Продукция изготовлена не из муки в\с, а из муки Первого сорта, что ухудшает внешний вид продукции, в мясной фарш добавлена соя для увеличения сроков хранения и снижения издержек на сырье – что ухудшает вкусовые качества продукта. | 90 | 27 | В продукцию добавлены пищевые добавки (соя), что снижает вкусовые качества продукта. |
3.Техно-логия изготовле-ния | 15 | 100 | 15 | Ручная лепка, что приближает продукцию к популярному домашнему блюду – пельмени домашние, и позволяет получать его потребителям без особых временных затрат. | 90 | 13,5 | Лепка машинным аппаратом. | 90 | 13,5 | Лепка машинным аппаратом. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
4.Ассорти-мент | 10 | 80 | 8 | Только один вид продукции, но самый популярный у потребителя. | 95 | 9,5 | Выпускается четыре вида мясных пельменей с различными вкусовыми добавками. | 100 | 10 | Высокий ассортимент продукции, что удовлетворяет потребителей различных сегментов рынка. |
5. Уровень сервиса | 10 | 90 | 9 | Упаковано вместимостью 1 кг. | 100 | 10 | Разные упаковки для удовлетворения нужд потребителей в 0,5 кг., 1 кг. | 100 | 10 | Упаковка вместимостью в 1 кг., 0,5 кг. для удовлетворения нужд потребителей. |
6.Поставки продукции | 5 | 100 | 5 | Близость к потребителям: Всегда свежая продукция, низкий уровень транспортных расходов. | 80 | 4 | Очень большая удаленность от потребителей: Заставляет делать запасы продукции, высокий уровень транспортных расходов, что отражается на себестоимости продукции. | 90 | 4,5 | Относительно средняя удаленность от потребителей: Уровень запасов продукции средний, транспортные расходы отражаются на себестоимости существенно. |
12
Следующая стадия по результатам этого анализа является вычерчивание графика конкурентных преимуществ (таблица 5).
Таблица 5
Профиль конкурентных преимуществ
Характеристики | Удельный вес | Хуже конкурент, лучше | Итого оценок | Приоритет | |||||
-2 | -1 | 0 | +1 | +2 |
| ||||
1. Цена | 30 |
|
|
|
|
| + 30 |
| |
2. Качество | 30 |
|
|
|
|
| + 30 |
| |
3. Технология изготовления | 15 |
|
|
|
|
| + 15 |
| |
4. Ассортимент | 10 |
|
|
|
|
| - 10 | I | |
5. Уровень сервиса | 10 |
|
|
|
|
| - 10 | II | |
6. Поставки продукции | 5 |
|
|
|
|
| + 5 |
| |
Итого: |
|
|
|
|
|
| + 60 |
|
Информация о работе Совершенствования маркетинговой деятельности предприятия