Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является исследование рынка банковских продуктов в РФ.
Основные задачи:
- раскрыть понятие рынка банковских продуктов;
- раскрыть понятие банковских продуктов;
- описать виды банковских продуктов;
- исследовать стратегию рынка банковских продуктов;
- изучить методику разработки новых банковских продуктов и их продвижение на рынок;
- рассмотреть проблемы и пути совершенствования рынка банковских продуктов.
Предметом исследования данной курсовой работы является рынок банковских продуктов.
Объектом исследования – банковские продукты.
С точки зрения банковской специфики особое значение имеет классификация форм рекламы в зависимости от рекламируемых объектов. Исходя из этого критерия, различают:
- рекламу банковского продукта (проводится с целью ознакомления клиентов с новыми услугами);
- рекламу банка (направлена не на сбыт конкретной услуги, а на привлечение внимания потребителей к определенному банку);
- рекламу потребности (признана пробудить или сформировать новые потребности).
Еще одной формой классификации банковской рекламы является группировка в зависимости от конкретных целей рекламной компании, различают:
- вводную рекламу (знакомит
с банком и сферой его
- экспансированную рекламу
(направлена на привлечение
- напоминающую рекламу (для сохранения своей клиентуры).
В целом, можно сказать, что успешная банковская реклама — это всегда интегральное решение нескольких взаимоувязанных задач: формирование имиджа и информирование о банковских продуктах, привлечение новых клиентов и формирование позитивного образа в глазах всего населения, одновременно проявление стабильности и динамизма. При этом эффективная реклама в условиях обостряющейся конкуренции в банковском секторе является одним из решающих факторов успешной деятельности финансового института в целом [16].
Современные условия развития банковского рынка и запросы клиентов требуют развития существующих и разработки новых банковских продуктов. Для разработки нового продукта нужны определенные ресурсы, знания, организация работ, поэтому можно говорить об определенной технологии. Данная технология - значительный шаг в формализации деятельности банка, и ее применение имеет большое значение и выгоды для банка. К этим выгодам относятся:
- систематизация и унификация всех правил, документов и средств по разработке новых продуктов в единой технологии;
- снижение времени и издержек при разработке и запуске новых продуктов;
- повышение качества управления
продуктовым рядом и его
- внедрение инновационных идей в продукты;
- повышение удовлетворенности клиентов и, как следствие, рост позитивной репутации банка.
Следует отметить, что предлагаемая технология применима как к разработке новых, так и к модификации существующих продуктов банка. [7, стр. 265].
Разработка нового банковского продукта проходит через всю корпоративную архитектуру банка сверху вниз с включением в эту деятельность большого количества отделов и управлений. Выделим основные элементы корпоративной архитектуры банка, организационные звенья и их функции, задействованные в технологии:
1. стратегическая архитектура (постановка целей на разработку новых продуктов, принятие решения о разработке и внедрении нового продукта;
2. бизнес-архитектура включает:
- управление маркетинга (проведение маркетинговых исследований, разработка и реализация маркетингового обеспечения);
- отделы ценообразования и финансового планирования (разработка тарифов, расчет экономических результатов и прогнозов внедрения нового продукта;
- управление бизнес-процессов и стандартизации (разработка бизнес-процессов реализации продукта, регламентов);
- управление методологии (разработка форм документов, методик, инструкций, памяток для сотрудников);
- управление персоналом (определение и обучение исполнителей по предоставлению продукта, разработка учебных материалов);
- управление проектами и изменениями (контроль проекта и анализ возможностей внедрения продукта).
3. Системная архитектура:
- управление ИТ. Автоматизация бизнес – процессов реализации продукта. [9, стр. 105].
Рассмотрим подробно предлагаемую технологию (приложение Б).
Основные этапы технологии:
1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования. Банкам рекомендуется регулярно проводить мероприятия по поиску идей для развития как продуктового ряда, так и деятельности в целом. Отметим наиболее эффективные и часто применяемые мероприятия:
- мозговой штурм. Генерация инновационных идей на основе специальной техники, творческого подхода, системного анализа;
- бенчмаркинг. Поиск и заимствование успешных решений внутри банка, у партнеров, у конкурентов, с помощью деловых связей, Mystery Shopping и др.
При отсутствии идей могут появиться явные поводы и необходимость в разработке новых продуктов:
- изменение законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Банка России;
- стратегия и цели, утвержденные руководством банка;
- усиление конкуренции на рынке, изменение спроса.
В банке рекомендуется регулярно проводить маркетинговые исследования по различным направлениям:
- исследование и анализ деятельности и продуктов банков -конкурентов;
- исследование и анализ потребностей клиентов;
- исследование и анализ рыночной среды (рынки сбыта, новые перспективные рынки и сегменты).
Результаты исследований должны содержать необходимую маркетинговую информацию для разработки нового продукта:
- будущий спрос;
- характеристики потенциальных клиентов и сегментов продаж;
- предварительные тарифы.
Исследования могут проводиться либо силами специалистов самого банка, либо с привлечением внешних компаний. В обоих случаях источниками данных для исследований обычно выступают: «полевые» опросы населения и целевых фокус - групп, данные Банка России, Федеральной службы государственной статистики, отчеты и исследования аналитических агентств, публикации в СМИ, мнения и заключения экспертов.
2. Разработка бизнес - предложения и анализ возможностей. Бизнес предложение - это документ, включающий необходимое и достаточное описание нового продукта для принятия решения о его разработке и внедрении. Принятие решения производится на основе комплексного анализа данного документа на предмет возможности внедрения нового продукта.
Проводится анализ, и выносятся экспертные заключения по следующим аспектам:
- экономическая
- риски: рыночные, кредитные, операционные и др.;
- осуществимость: по бизнес-процессам, по программному обеспечению и техническим средствам, по персоналу, юридическая (соответствие законодательству);
- безопасность: информационная, экономическая и др.;
- влияние на другие
- соответствие политике и
В бизнес - предложении указываются:
- инициатор разработки нового продукта/услуги, разработчик бизнес -предложения;
- цели бизнес - предложения, предпосылки и обоснование разработки нового продукта, критерии оценки эффективности внедрения нового продукта;
- экономическая модель: тарифы, прогноз продаж, издержки, окупаемость и др.;
- общая технология реализации продукта;
- план разработки нового
- результаты анализа возможностей [13].
3. Разработка процессно-методического обеспечения. В рамках процессно-методического обеспечения разрабатываются:
- модели бизнес-процесса реализации продукта. Необходимо описать сквозной бизнес - процесс, который проходит через все подразделения банка, участвующие в реализации продукта. Следует четко определить функции и ответственность подразделений в бизнес-процессе. Часто при разработке нового продукта достаточно модифицировать один из существующих бизнес-процессов, а не проектировать его с нуля;
- методики, регламенты, инструкции. На основе моделей бизнес-процессов пишутся регламенты, инструкции, памятки для исполнителей. Например, инструкция для сотрудника бэк - офиса по реализации продукта. Эти документы содержат детальные текстовые описания и спецификации бизнес - процессов, которые отсутствуют на моделях. При необходимости готовятся методики для отдельных процедур. Например, методика бухгалтерского и налогового учета операций в рамках реализации продукта;
- формы документов. В бизнес-процессе реализации продукта циркулируют документы. Необходимо разработать и согласовать списки и формы этих документов.
4. Разработка системного обеспечения. Для того чтобы бизнес-процесс реализации продукта был эффективным, следует, если это возможно, автоматизировать его основные процедуры.
На основе регламентов бизнес-процесса готовятся технические задания на разработку/доработку/настройку программного обеспечения. После выполнения соответствующих работ с программным обеспечением проводятся его тестирование и разработка необходимых инструкций для пользователей.
5. Разработка и реализация маркетингового обеспечения. Для нового продукта необходимы маркетинговые материалы, которые смогут донести его основные конкурентные преимущества, вызвать интерес и необходимость в приобретении у потенциальных клиентов.
Большое значение имеет тщательно продуманная и качественно проведенная рекламная кампания. Она может в себя включать следующие мероприятия:
- рассылка клиентам банка
- приглашение клиентов «с улицы»;
- наружная реклама;
- специальное оформление
- совместные акции с партнерами;
- реклама в СМИ.
6. Разработка организационного
обеспечения и обучение
В дополнение к шестому этапу следует отметить, что для нового продукта может возникнуть необходимость в определенных материальных средствах. Это могут быть приобретение дополнительных банкоматов, установка электронных информационных табло, web-камер для фотографирования клиентов при оформлении кредитов, компьютеров и др.
7. Запуск продукта. Запуск продукта означает фактическую дату начала продаж продукта банком. К данному моменту должны быть выполнены все этапы технологии.
Запуск нового продукта сопровождается решением правления банка и внесением изменений в соответствующие нормативные документы банка [17].
В настоящее время одним из значимых направлений в современной банковской структуре является совершенствование рынка банковских продуктов, но так же есть и негативные явления. Так, несмотря на наблюдающий прирост вкладов физических лиц за период с 2010 -2011 года на 18%, просроченная задолженность по кредитам частных лиц за этот период выросла на 33%. Банки в современных условиях решают целый ряд сложных задач, связанных с активизацией рынка банковских продуктов. К важнейшим из них относятся:
- сохранение клиентской базы
путем совершенствования
- привлечение новых клиентов
путем создания для них
- обеспечение безопасности (особенно операционной);
- исключение случаев вовлечения
банка в сомнительные схемы
по легализации преступных
Банки представляют широкий спектр банковских продуктов и услуг для населения. Каждые продукты классифицируются на группы, обусловленные организацией денежно-кредитной деятельности каждого банка. Группы определены с учетом объективных потребностей сегментов финансового рынка, где банки осуществляют ту или иную деятельность, связанную с формированием ресурсной базы, кредитованием клиентов, отраслей экономики и т.д. Каждая группа банковских продуктов включает в себя определенный перечень услуг, который отражает их содержание и структуру на том или ином сегменте банковского рынка. Деятельность банка в создании и реализации продуктов и услуг на любом из перечисленных сегментов банковского рынка во многом определяется операциями, при помощи которых продукты и услуги становятся достоянием клиентов (таблица 3).