Спрос и предложение на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.
Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой рынок – это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводит к мировому рынку.

Файлы: 1 файл

Курсовик МАКРО.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

1. Спрос и предложение  на мировом рынке.

    1. Сущность и конъюнктура мирового рынка

Существует несколько  определений мирового рынка:

Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и  национальных рынков, которые вышли  за пределы государственных границ.

Мировой рынок - это сфера  устойчивых товарно-денежных отношений  между странами, основанных на международном  разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой  рынок – это закономерный результат  развития, то эволюция денежных отношений  естественно приводит к мировому рынку.

При анализе мировых рынков существенное место занимает анализ конъюнктуры. Конъюнктура — это  конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней  торговли и других экономических  показателях.

 Можно рассматривать  конъюнктуру и как совокупность  факторов и условий, определяющих  развитие мировой экономики, экономическое  положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства.  В связи с этим различают  общехозяйственную конъюнктуру,  характеризующую состояние на  данный момент всего мирового  хозяйства или экономики какой-либо  одной страны, и конъюнктуру товарных  рынков, когда изучается уже не  весь экономический комплекс, а  текущие изменения и колебания  в сфере производства и сбыта  отдельных конкретных товаров.

Изменения конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры  либо текущих изменений ситуации на других рынках происходят в процессе развития конкретных экономических  циклов. Развитие современной мировой  экономики отличается от циклов воспроизводства  домонополистического капитализма  прошлого столетия. Сегодня во многих странах идет процесс структурной  перестройки экономики, разрабатываются  и реализуются различные антикризисные  мероприятия, на экономических моделях  просчитываются варианты развития экономики, осуществляются активное макроэкономическое регулирование национальных рынков и межгосударственная координация в целях поддержания стабильности на мировых рынках. Это способствует некоторому сокращению кризисных явлений и приводит к нарушению классических закономерностей развития циклов воспроизводства. Между конъюнктурой мировых товарных рынков и конкретной внешнеэкономической деятельностью существует непосредственная связь. Для того чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера или импортера того или иного товара. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, существует связь и взаимозависимость. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других рынков, казалось бы, не имеющих никакого отношения к первому.

Развитие конъюнктуры  различных товарных рынков характеризуется  неравномерностью и противоречивостью  движения ее показателей. Зачастую одни и те же показатели, например динамика производства или цены, в одно и  то же время, но на разных рынках свидетельствуют  о наличии противоположных тенденций  — роста и сокращения. За сравнительно небольшие периоды, когда в общехозяйственной  конъюнктуре не наблюдается каких-либо значительных изменений, условия спроса и предложения, цены и другие конъюнктурные  показатели отдельных товарных рынков могут быть подвержены сильным колебаниям. Прогноз конъюнктуры любого товарного  рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В  настоящее время существует множество  разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение  получили экстраполяция, экспертные оценки и экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др.

Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости  от возможного повышения или понижения  цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следовательно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнктуры и оперативной тактикой внешнеторговых операций

Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Изучение конъюнктуры  связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование  коммерческих решений, принимаемых  на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние  общеэкономических и отраслевых условий реализации. Комплексный  подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает: использование различных  взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа  с прогнозом показателей, характеризующих  конъюнктуру рынка; применение совокупности, различных методов анализа и  прогнозирования.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических  документов.

1. Сводный обзор, или  доклад, — это основной документ  с обобщающими показателями рынка,  товаров народного потребления.  В нем анализируются динамика  общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции и выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.

2. Тематический (проблемный  или товарный) обзор конъюнктуры  включает документы, отражающие  специфику конкретной ситуации  или отдельного товарного рынка.  В нем выявляются наиболее  актуальные проблемы, типичные для  ряда товаров, либо проблемы  конкретного товарного рынка.

3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация — это  документ, содержащий оперативную  информацию, которая как бы сигнализирует  об отдельных процессах, происходящих  в конъюнктуре рынка. Основными  источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

Таким образом, исследование конъюнктуры международного рынка  позволяет определить основные факторы  развития международной торговли.

1.2. Основы и особенности  ценообразования  на мировом  рынке 

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

  • издержки;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
  • потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

  • сезонность;
  • эксплуатационные расходы;
  • комплектность;
  • гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

  • государственное регулирование;
  • валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями  конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет:

  • платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
  • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  • полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне  предложения составляющие ценообразующие факторы:

  • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим  покупателя. На уровень мировых цен  воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

На мировом  рынке возможны случаи «искажения соотношения  спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может  возникнуть ситуация, при которой  на рынок будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с  ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в  них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

Информация о работе Спрос и предложение на мировом рынке