Спрос и предложение на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.
Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой рынок – это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводит к мировому рынку.

Файлы: 1 файл

Курсовик МАКРО.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Однако в производстве зерна, которое быстро росло, наоборот, требовалось много плодородной  земли и относительно мало новых  рабочих рук. Другими словами, факторы  производства, которые высвободились  в отрасли, конкурирующей с импортом, не соответствовали по своей структуре  той, которая требовалась расширявшимся  экспортным отраслям. В результате таких отраслевых сдвигов под  воздействием международной торговли в А образовался избыток рабочей  силы и недостаток плодородных земель. Эта диспропорция устраняется путем  изменения цен на факторы производства: уровень заработной платы в целом  в экономике должен снизиться, а  ставки арендной платы за землю —  возрасти. В нашем примере в  А со временем в выигрыше оказываются  все землевладельцы, а в проигрыше  — все рабочие, независимо от того, в каком производстве эти факторы  заняты.

Таким образом, в долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев фактора производства, который интенсивно используется в экспортных отраслях, и к падению доходов фактора  производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом. Этот вывод известен как теорема  Столпера — Самуэльсона. Она справедлива  при определенных допущениях (существование  совершенной конкуренции, свободное  перемещение факторов производства между отраслями, неизменность общего предложения факторов производства и др.).

В долгосрочном периоде предложение факторов производства не остается постоянным: увеличивается запас капитала, по мере роста населения растет и предложение трудовых ресурсов, разрабатываются новые месторождения полезных ископаемых, в хозяйственный оборот могут вовлекаться новые земли.

Предложение разных факторов производства увеличивается в разной степени, что обусловливает различия в динамике производства в разных отраслях. Пусть, например, страна экспортирует трудоемкую продукцию и импортирует капиталоемкую. Если происходит опережающий рост предложения труда, то будет наблюдаться расширение производства и, следовательно, доходов в экспортных отраслях. Однако одновременно может произойти сокращение производства и доходов в конкурирующем с импортом капиталоемком производстве, поскольку растущий экспортный сектор будет «оттягивать» часть занятого там капитала. Таким образом, растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

 

 

 

 

2. Выигрыш производителя  от внешней торговли.

2.1. История и современные  теории международной торговли

На сегодняшний день существует множество теорий международной  торговли, различных по своей сути, однако все они объясняют цели, структуру и эффект, получаемый страной  от внешней торговли. Теории можно  объединить следующими вопросами: во-первых, что лежит в основе развития международного разделения труда и специализации  страны; во-вторых, какая международная  специализация является наиболее эффективной  и выгодной для страны.

Создание теории международной  торговли связывают с появлением английской школы политэкономии. Так  в XVII-XVIII вв. в экономической мысли господствовали меркантилистские взгляды. Представители данной концепции (наиболее известные У. Стаффорд, Т. Мен, А. де Монкретьен) провозглашали необходимость ограничения импорта, поддержке национального производства, поощрения экспорта готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота) в страну. В этих условиях и появились первые теории, сформулированные в конце XVIII - начале XIX в. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Риккардо.

А. Смит в своей книге  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (1776г.) обосновал теорию абсолютного преимущества и показал, что основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек производства одинаковых товаров в разных странах. Именно поэтому страны заинтересованы в  свободном развитии международной  торговли, поскольку могут выиграть от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Абсолютное преимущество заключается  в способности страны производить  аналогичный товар с меньшими издержками, чем другие страны.

Данная теория имела ряд  недостатков, поэтому нуждалась  в доработке. Так, например, А. Смит рассматривал труд, как единственный фактор производства, принимал допущение о полной занятости  в стране, то есть все трудовые ресурсы  используются для производства товаров, что в реальности невозможно, как  и допущение о торговле только между двумя странами. Также в  соответствии с данной теорией транспортные издержки равны нулю, что искажает действительность.

Сегодня теория абсолютного  преимущества, созданная А.Смитом, согласуется  с монополизацией экспорта некоторыми странами. Она возникла на основе естественного  преимущества, обусловленного природными ресурсами и климатом, а также  приобретенного преимущества, связанного с развитием технологии и высокой  квалификацией трудовых ресурсов. Абсолютное преимущество также играет решающую роль в международном туризме.

Д. Риккардо в работе «Начала  политической экономии и налогообложения» (1817г.) доказал, что принцип абсолютного  преимущества является лишь частным  случаем общего правила, и обосновал  теорию сравнительного преимущества. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю между двумя странами и  при наличии у одной страны абсолютных преимуществ перед другой при производстве всех товаров. Каждой стране, согласно взглядам Д. Риккардо, целесообразно специализироваться на производстве таких товаров, по которым  она имеет сравнительно более  низкие затраты труда и капитала.

При условии, что страны будут  специализироваться в соответствии с принципом сравнительного преимущества, международная торговля будет взаимовыгодной. Страны получат выигрыш, который  будет заключаться в приросте потребления товаров.

Так, классические теории господствовали вплоть до XXв., очевидно, это можно объяснить тем, что международная торговля не претерпела принципиальных изменений к тому времени. Данные концепции хорошо объясняли закономерности международной торговлей продукции сельского хозяйства и добывающих отраслей, преобладающих в структуре доиндустриальной эпохи. Однако в XX в. стала преобладать доля готовой продукции. Возникла необходимость в переосмыслении структуры международных торговых потоков. Именно Эли Хекшер и Бертеля Олина дали объяснение новым тенденциям специализации стран и их конкурентных преимуществ. Они выдвинули теорию факторов производства: национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – трудом, землей, капиталом и разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Страна должна экспортировать товары, произведенные с интенсивным использованием изобильных факторов производства, а импортировать – товары, произведенные с интенсивным использованием дефицитных для страны факторов.

Дальнейшее развитие теории международной торговли предложено экономистом русского происхождения  В. Леонтьевым. Его теория получила название «парадокс Леонтьева». Ученый продемонстрировал на американской экономике послевоенного периода  несостоятельность теории Хекшера-Олина. Противоречия состояли в том, что  американская экономика специализировалась на тех видах производства, которые  требовали относительно больше труда, чем капитала, в результате США  экспортировали трудоемкие товары, а  импортировали капиталоемкие. Возник «парадокс»: какой фактор считать  изобильным, а какой дефицитным.

Существует теория, согласно которой  выгоды от внешней торговли получают страны, специализирующиеся в отраслях, которые характеризуются экономией  на масштабах (или снижением издержек на единицу выпуска при наращивании  объема производства).

Отдельно стоит теория М. Портера, который считает, что теории Рикардо и Хекшера—Олина уже сыграли свою позитивную роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последнее время фактически утратили свое практическое значение, поскольку существенно изменились условия формирования конкурентных преимуществ, устраняется зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М. Портер выделяет следующие условия, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:

- факторы производства определенного количества и качества;

- условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры;

- наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;

- стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.

Теория М. Портера нашла  свое практическое применение в выработке  на государственном уровне рекомендаций по повышению конкурентоспособности  товаров Австралии, Новой Зеландии и США.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: многообразие теорий международной  торговли указывает на сложность  и многогранность данного процесса экономического развития общества. Понимание  теоретического аспекта международной  торговли позволяет проанализировать такие сложные процессы, как экономическое  влияние одной страны на другие, преимущества внешней торговли, необходимость  вступления в международные организации  и так далее. На сегодняшний день не существует идеальной теории, однако ее «поиск»и по сей день остается актуальным.

2.2. Сущность и основные  черты внешней торговли

Известно, что международная  торговля является старейшей и важнейшей  формой международных экономических  отношений. Сложно спорить с тем, что именно она оказывает решающее влияние на развитие мирового хозяйства  в целом. В широком смысле экономисты определяют международную торговлю как сферу товарно-денежных отношений, представляющую собой совокупность внешней торговли всех стран мира. В узком смысле оно употребляется  в значении совокупного товарооборота  развивающихся стран или какого-либо континента, региона, например, стран  Восточной Европы. Термин же «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране. Под ним обычно понимают торговлю какой-либо страны с другими  странами, которая представляет собой  оплачиваемый ввоз (импорт) и оплачиваемый вывоз (экспорт) товаров.

Внешняя торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, и она отражает их взаимную экономическую зависимость.

На сегодняшний день внешнеторговая деятельность довольно многообразна. Так, по товарной специализации выделяют торговлю сырьевыми товарами, промтоварами (сюда относят готовую продукцию, а также продукцию в разобранном в виде, комплектное оборудование),  услугами и продукцией интеллектуального труда, патентами, лицензиями, инжиниринговые услуги.

Внешняя торговля, как и  международная, нуждается в характеристике. Для этого используются показатели общего товарооборота, товарной и географической структуры.

1. Внешнеторговый оборот – это сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

2. Товарная структура мировой торговли представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. Она охватывает и разрешает проблемы реализации товаров широкого потребления на мировом рынке, а также стимулирует производителей при продаже использовать новейшие технологии и способы реализации.

3. Географическая структура – распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку (принадлежность к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группам).

4. Также с помощью показателей  экспортной и импортной квоты  определяют участие страны в  международной торговле. Экспортная  квота исчисляется как отношение  экспорта товаров и услуг к  ВВП и показывает, какая доля  всей произведенной продукции  в стране реализуется на мировом  рынке. Импортная квота исчисляется  как отношение импорта к объему  внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность  национального производства и  запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров  и услуг во внутреннем потреблении.

В международной практике статистического учета экспорта и импорта датой регистрации  является момент перехода товаров через  таможенную границу страны. Стоимость  экспорта и импорта подсчитывается в большинстве стран по контрактным  ценам, приведенным к единому  базису, а именно: экспортным – по ценам ФОБ (free on board  –  включает стоимость товара, расходы по доставке и погрузке только на борт судна), импортным  – по ценам СИФ (cif – cost, insurance, freight - включает стоимость товара, страхование, фрахт), расходы оплачивает продавец до пересечения товаром судна. Таким  образом, стоимость мирового импорта  всегда выше экспорта на сумму стоимости  фрахта и страхования.

Информация о работе Спрос и предложение на мировом рынке