Спрос и предложение на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.
Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой рынок – это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводит к мировому рынку.

Файлы: 1 файл

Курсовик МАКРО.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

В последние два-три  десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки  и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен  следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

1.3. Спрос и предложение:  их влияние на мировые цены.

В условиях рыночного хозяйства  соотношение между спросом и  предложением является чаще всего определяющим фактором ценообразования, и его  действие имеет постоянный характер.

Спрос определяется объемом  покупательной способности населения, фирм, стран, заинтересованных в покупке  данного товара.

Предложение выступает как  способность всех производителей дать на рынок необходимое количество товара, способное удовлетворить  сложившийся на него спрос.

Закон стоимости проявляется  по отношению ко всей совокупности продуктов таким образом, что  необходимое рабочее время употребляется  не только на создание стоимости каждого  товара, но на различные группы товаров  из него приходится лишь необходимое, пропорциональное количество времени. Ибо остается условие, что товар  должен представлять собой общественную потребительную стоимость.

Общественная потребность, т. е. потребительная стоимость в  общественном масштабе - вот что  определяет здесь долю всего общественного  рабочего времени, которая приходится на различные особые сферы производства. Но это все тот же закон, который  обнаруживается по отношению к отдельному товару, а именно: потребительная стоимость  товара есть предпосылка его меновой  стоимости, а потому и стоимости. Таким образом, на рыночную цену воздействует потребительная стоимость, представленная на рынке в определенном количестве.

Если товар произведен в количестве, превышающие общественную потребность, часть общественного  рабочего времени оказывается растраченным попусту, и вся масса товаров  представляет на рынке гораздо меньшее  количество общественного труда, чем  то которое в ней действительно  заключено. Поэтому эти товары должны быть проданы ниже их рыночной стоимости, а часть их вовсе не может быть продана.

Если на производство товара затрачено мало общественного труда  и количество товаров недостаточно для покрытия общественной потребности, то в этом случае товар продается  выше его рыночной стоимости. Предложение  товара, как и спрос на него, характеризуется  рядом показателей. К числу основных можно отнести количество товаров, поступающих на рынок, и объем  потребности в них, их потребительские  свойства /качество/, издержки воспроизводства  и т. п.

Экономическая теория считает, что количественно потребность  в продукте определяется его качеством, влияющим не только на издержки производства, но и на спрос. При этом под качеством  следует понимать значения, которые  создают оптимум затрат, результатов  и потребительского эффекта.

Между количеством предложенной для реализации массы товаров  и издержками производства тоже существует связь: например, для товаров горнодобывающей  промышленности /уголь, нефть, руды/ расширение производства с освоением менее  богатых месторождений вызывает относительный рост издержек производства. Для других товаров, например машиностроения, наоборот, рост масштабов производства позволяет использовать технологию массового, поточного производства, и это значительно сокращает  удельные издержки.

Среди этих закономерностей  важную роль играет зависимость цены от соотношения спроса и предложения  при неизменной величине потребительной стоимости товара.

Цена зависит прежде всего  от условий предложения товара, которые  предстают наиболее полно в трех видах: в количестве произведенного товара, и в его качестве, в  издержках производства. немалую  роль играют и условия спроса, выражающие тот объем продукции, который  могут купить ее потребители при  данной цене.

Взаимодействие сил предложения  и спрос в большой степени  зависят от условий рынка. Одно предложения  складывается в условиях рынка неограниченной конкуренции, где цена выступает  результатом сил взаимодействия предложения и спроса. Если цена окажется слишком высокой для  того, чтобы спрос поглотил весь объем предложения, возникнет затоваривание  и, следовательно, уменьшение цены. Наоборот, если цена окажется настолько низкой, что платежеспособный спрос превысит предложение - создается дефицитность соответствующего товара и, как следствие  произойдет повышение цен.

Эти колебания происходят вокруг величины, на уровне которой  предложение и спрос уравниваются друг с другом. Цена, при которой  возникает уравновешивание предложения  и спроса, не возникает стимулов для изменения одной из трех величин (объема предложения, объема спроса, величины цены) называется ценой равновесия. В условиях неограниченной конкуренции  она устанавливается в результате стихийного взаимодействия объемов  предложения и спроса. При возникновении той или иной степени монополизации этот механизм может привести не к изменению цен, а к изменению величин спроса и предложения.

Монополистические рынки  характеризуются тем, что отдельные  потребители или производители  могут оказывать влияние на формирование и движение цены. Так в случае затоваривания монополист может  не снижать цену (как в условиях неограниченной конкуренции), а пойти  на уменьшение предложения товара, сохранив цену прежней. В случае дефицита товара может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена ее уровень значительно определяется элементами регулирования проводимого  либо монополией, либо государством.

Иногда объм продаж, в  случае увеличения цены, существенно  увеличивается. Подобный вариант совсем неэластичного спроса возникает, если покупатели более высоко оценивают  товар и воспринимают его качество как более высокое и, если на него назначена более высокая цена. Следовательно, товары с высокими ценами имеют зачастую особую привлекательность, как это имеет место, в случае с роскошными моделями автомобилей, норковыми шубами. Высокие цены на покупаемые товары могут быть «необходимы» чтобы подчеркнуть личную репутацию  покупателя, как лучшего доктора  консультанта аналитика. На таких рынках с увеличением цен значительно  возрастает прибыль из-за суммарного положительного эффекта как увеличения.

В качестве дополнения к  рассмотрению данного вопроса интересно  следующее. При условии сбалансированнности  спроса и предложения, основная роль в формировании среднемировых общественных затрат труда, играют затраты в стране- наиболее крупном поставщике данного  товара на мировом рынке. Если же спрос  превышает предложение, то цена может  определяться страной производящий товар при наихудших условиях. При низкой конъюнктуре мирового рынка, то есть при условии что спрос ниже предложения, цена может определяться той страной, в которой наилучшие условия производства. Таким образом, на преобладающую массу товаров в мировой торговле интернациональная цена определяется условиями производства.

 

1.4. Действие законов спроса  и предложения на мировом рынке

 1. Изменение спроса на факторы производства и доходов в краткосрочном периоде. Развитие свободной международной торговли приводит к изменению цен, объемов спроса и предложения на рынке, а также к специализации, т. е. увеличению производства в отраслях, ориентированных на экспорт, и сокращению производства в отраслях, конкурирующих с импортом. Поэтому, как уже было показано, международная торговля делит общество на тех, кто в результате выигрывает, и тех, кто теряет. Теория Хекшера — Олина дает возможность оценить последствия развития внешней торговли для владельцев различных факторов производства (рабочих, земледельцев, собственников капитала и др.), поскольку изменения относительных цен на товары приводят к росту вознаграждения одних факторов производства за счет других.

Основные положения теории Хекшера — Олина: страны экспортируют товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов, относительно избыточных для этих стран, и небольших затрат относительно дефицитных факторов.

Используем пример, когда  две страны (А и Б) производят два  товара (сахар и зерно). Предположим, что для производства этих двух товаров  используются два фактора производства — земля и труд, причем в производстве зерна более интенсивно используется земля, в то время, как производство сахара — более трудоемкий процесс. Пусть в А относительно избыточным фактором производства является земля, а в Б — труд. В этом случае в соответствии с теорией Хекшера  — Олина стране А будет выгодно  специализироваться на производстве зерна  и экспортировать его, а Б станет экспортом сахара. Как изменятся  доходы владельцев земли и рабочих: кто выиграет и кто проиграет? Ответ на эти вопросы во многом зависит от рассматриваемого периода, поскольку краткосрочные и долгосрочные последствия развития внешней торговли оказываются различными. Специализируясь  на производстве зерна, А увеличивает  его производство. Растут цены на зерно, растет и спрос не земельные участки, пригодные для выращивания зерна, что при ограниченном предложении  этого ресурса приводит к повышению  уровня арендной платы за землю и к росту доходов земельных собственников. Кроме того, для выращивания зерна необходимо некоторое количество сельскохозяйственных рабочих, спрос на труд которых также растет. Это создает возможность для роста заработной платы, поскольку в краткосрочном периоде количество рабочих на рынке труда, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией для работы в этой отрасли, также ограничено.

Одновременно А начинает импортировать более дешевый  сахар. Цены на сахар снижаются, и  отечественные производители сахара вынуждены сокращать производство, что приводит к падению спроса на труд рабочих, а также на земельные  участки. Падают доходы владельцев этой земли, часть рабочих оказываются  безработными, средний уровень заработной платы в отрасли снижается. Обратные процессы происходят и в Б, которая  специализируется на производстве сахара и импортирует дешевое зерно  из А.

Таким образом, порождаемое  международной торговлей изменение  структуры национального производства означает изменение и структуры  спроса на факторы производства. Отрасли, которые начинают быстро развиваться, предъявляют спрос на дополнительные ресурсы, а отрасли, где объем  производства сокращается, будут эти  ресурсы высвобождать. В результате в краткосрочном периоде внешняя  торговля обусловливает перераспределение  доходов в зависимости от того, в какой отрасли занят данный фактор производства: растут доходы тех, кто связан с отраслями, ориентированными на экспорт, и падают доходы в отраслях, конкурирующих с импортом.

2. Изменение спроса на факторы производства и доходов в долговременном периоде.

Чем более длительный промежуток мы рассматриваем, тем большую роль играет мобильность факторов производства, их переливы из отрасли в отрасль. Владельцы факторов производства стремятся  приспособиться к изменившейся структуре  спроса и найти себе применение в  растущих отраслях.

Более высокие ставки заработной платы в хозяйствах, занимающихся выращиванием зерна в А, будут  привлекать туда дополнительную рабочую  силу, в том числе ту, которая потеряла работу на предприятиях сахарной промышленности. Увеличение предложения труда приведет к постепенному снижению заработной платы в зерновых хозяйствах. Кроме того, начнут выравниваться ставки арендной платы по мере того, как часть земель будет высвобождаться из-под посевов сахарного тростника и предоставляться под выращивание зерна. В Б, наоборот, количество земель, занятых под выращивание зерна, будет сокращаться, а рабочая сила будет постепенно перетекать в сахарную промышленность.

Таким образом, со временем на рынках факторов производства восстанавливается  нарушение равновесия между спросом  и предложением и уровень доходов  постепенно выравнивается. Однако это  не значит, что в долгосрочном периоде  ставки доходов возвращаются к своему прежнему уровню, существовавшему до начала внешней торговли. Дело в  том, что поскольку изначально разные факторы использовались в производстве зерна и сахара в разной степени, изменение в объемах производства обусловило неравномерность в изменении  спроса на факторы производства. Так, например, в А сокращение производства сахара привело к высвобождению  большого количества труда (так как  это относительно трудоемкое производство) и небольшого количества земли.

Информация о работе Спрос и предложение на мировом рынке