Сравнительная оценка конкурентоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
показать параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия, рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия, а также конкурентоспособность услуги как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия, конкурентное преимущество;
оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия, предложить основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является оператор кабельного телевидения ЗАО «Эр - Телеком».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия сферы услуг 9
РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАО «ЭР - ТЕЛЕКОМ» 16
2.1 Общая характеристика ЗАО «Эр-Телеком» 16
2.2 Сравнительный анализ конкурентоспособности организации ЗАО «ЭР-Телеком» 23
2.2.1 Краткая характеристика конкурентов ЗАО «ЭР-Телеком» 23
2.2.2 Сравнительная оценка конкурентоспособности ЗАО «ЭР-Телеком» 25
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности оператора кабельного телевидения ЗАО «Эр - Телеком» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Fedotova_E_A.docx

— 296.99 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Нижегородский Государственный  Педагогический Университет имени  Козьмы Минина

Социально - экономический  факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему:

«Сравнительная  оценка конкурентоспособности организации»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Федотова Елена

студентка группы МБ-10-1

Проверил:

к.т.н., доцент

Булганина С. В.

 

 

Нижний Новгород

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.1 Понятие  и содержание конкурентоспособности  предприятия 6

1.2 Методы  оценки конкурентоспособности предприятия  сферы услуг 9

РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАО «ЭР - ТЕЛЕКОМ» 16

2.1 Общая характеристика  ЗАО «Эр-Телеком» 16

2.2 Сравнительный  анализ конкурентоспособности организации  ЗАО «ЭР-Телеком» 23

2.2.1 Краткая  характеристика конкурентов ЗАО  «ЭР-Телеком» 23

2.2.2 Сравнительная  оценка конкурентоспособности ЗАО  «ЭР-Телеком» 25

2.3 Рекомендации  по повышению уровня конкурентоспособности  оператора кабельного телевидения  ЗАО «Эр - Телеком» 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 37

 

  

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время новейшие технологические достижения привели  к формированию принципиально новых  отраслей экономики, коренным образом  изменив экономический и социальный уклад общества. В первую очередь  это касается современной отрасли  телекоммуникаций. Возникновение и  формирование отрасли телекоммуникаций явилось результатом активной научно-исследовательской  и опытно-конструкторской деятельности международных компаний, представивших  на рынок совершенно новые услуги – спутниковая, широкополосная связь  и Интернет.

Под конкурентоспособностью телекоммуникационной компании понимается реальная и потенциальная возможность  в существующих для нее условиях реализовывать услуги, которые по своим ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителей, чем услуги их конкурентов. С уровнем конкурентоспособности  прямо связаны тарифы, доходы, прибыль  и другие важные экономические показатели деятельности предприятия на рынке. Таким образом, изучение конкуренции  и оценка конкурентоспособности  компании является неотъемлемым элементом  хозяйственной деятельности любого субъекта.

Для поддержания конкурентоспособности  телекоммуникационные компании вынуждены  проводить активную инновационную  политику и планомерно выводить на рынок новые услуги. Это объясняется  высокой наукоемкостью отраслевой продукции и значительно более  коротким по сравнению с другими  отраслями жизненным циклом услуги, а также относительно ограниченными  возможностями по дифференциации уже  существующих продуктов в силу их высокой стандартизации.

Изучение деятельности конкурентов, определение конкурентоспособности  и разработка мероприятий по ее повышению  становятся одними из важнейших задач  организации.

Для успешного функционирования в условиях нового информационного  общества всем рыночным субъектам необходимо своевременно адаптироваться к последним достижениям телекоммуникационных компаний. Наиболее устойчивые конкурентные преимущества получают те компании, которые наряду с выводом на рынок нового продукта активно используют новые маркетинговые стратегии, применяют новые гибкие организационные формы, совершенствуют условия и методы стимулирования служащих. Комплекс данных нововведений позволяет построить организацию, способную получать долгосрочные стратегические преимущества перед конкурентами за счет фактора новизны.

Очевидно, что при данном подходе инновации становятся не одноразовыми мерами по повышению доходности компании или увеличению ее рыночной доли, а превращаются в норму функционирования, основу конкурентной стратегии.

Конкурентоспособность - величина непостоянная, она зависит от конкретной ситуации на рынке.

В этой связи представляется актуальным определение тенденций  развития данной отрасли, выявление  основных путей повышения конкурентоспособности, основанных на постоянных и комплексных  нововведениях.

Данная проблема определила цель данной курсовой работы, которая заключается в анализе, оценке и выявлении путей повышения конкурентоспособности организации на примере ЗАО «ЭР-Телеком».

Достижению поставленных целей способствует решение следующих  задач:

  • показать параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия, рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия, а также конкурентоспособность услуги как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия, конкурентное преимущество;
  • оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия, предложить основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования является оператор кабельного телевидения ЗАО «Эр - Телеком».

Предметом исследования в курсовой работе выступает уровень конкурентоспособности данного оператора.

       Структурно  работа содержит: введение, два раздела, заключение, список литературы, приложения.

В качестве теоретической  и методологической базы была использована учебная и учебно-методическая литература, научно-публицистические издания и  интернет-ресурсы по тематике исследования.

В процессе работы использовались методы сравнительного анализа, метод опроса.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и содержание  конкурентоспособности предприятия

Динамично развивающийся  рынок и стремительно изменяющаяся конкурентная среда оказывают непосредственное влияние на любую организацию. Чтобы  быть конкурентоспособной и успешно  функционировать, организация должна тщательно следить за рыночной конъюнктурой. Оценка конкурентоспособности организации  является необходимой для каждого  руководителя. Знание своих положительных  и отрицательных сторон дает преимущество в своевременном принятии стратегически  важных решений, которые позволят фирме  повысить конкурентоустойчивость.

Конкурентоспособность - это не только способность предприятия выдерживать конкуренцию и иметь высокий уровень дохода, это понятие более глубокое и требует соответствующего анализа [1].

Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность услуг [2].

Наиболее системно понятие  конкурентоспособности трактуется Л.П. Кураковым: «Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [3].

Главная цель, ради которой  существует и работает коммерческое предприятие - это генерирование  в долгосрочном периоде постоянного  потока прибыли для владельцев (акционеров) предприятия. С этих позиций конкурентоспособность  предприятия - возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в  условиях конкурентного рынка, обеспечиваемой всем комплексом имеющихся у предприятия  средств [4].

С точки зрения общественных потребностей задачей предприятия  является необходимость создания в  процессе производства прибавочного продукта, составляющего основу роста благосостояния любого общества. С точки зрения всего общества конкурентоспособность  предприятия может оцениваться  степенью соответствия своего развития общественным потребностям [3].

В качестве базы для сравнения  уровня конкурентоспособности предприятия  используются данные по предприятиям-конкурентам. Вместе с тем при сравнении  данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные  категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных  конкурентов (производящих товары или  услуги, позволяющие удовлетворить  данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным  отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов  для исследуемого предприятия зависит  от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию  в качестве базы для сравнения  либо различных видов товаров (базовый  товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая  удовлетворить данную потребность  другим способом), либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции  и рыночных отношений [5].

Некоторые авторы рассматривают  категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среде) – не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени [3].

Конкурентоспособность предприятия  характеризует возможности и  динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

По мнению Философовой  Т. Г. конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность услуг предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид предоставляемых услуг;
  • ёмкость рынка;
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны [1].

В основе конкурентоспособности  предприятия лежит конкурентное преимущество. Появление термина  «конкурентное преимущество» следует  отнести к концу 1970-х годов. Процесс стратегического управления и управления конкурентным преимуществом описывается как процесс определения, развитие и овладение преимуществом данных рыночных сегментов, благодаря чему можно достичь ощутимого и устойчивого превосходства в бизнесе. В конечном счете, предприятие обходит своих конкурентов, если имеет прочное конкурентное преимущество.

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как  предприятие организует и выполняет  отдельные виды деятельности. Способ, которым предприятие выполняет  отдельные виды деятельности и всю  их цепочку, определяет избранная предприятием конкурентная стратегия. Предприятия  добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции  в своей отрасли и выходя с  ними на рынок, что можно назвать  одним словом - нововведение. Нововведение в широком смысле включает и улучшение  технологии, и совершенствование  способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении услуги или производственного  процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения  товара и новых концепциях сферы  конкуренции.

Общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям следующие:

  • нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;
  • близость предприятия к клиенту;
  • создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;
  • рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;
  • демонстрация важности общих для предприятия ценностей;
  • простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала [6].

1.2 Методы оценки  конкурентоспособности предприятия  сферы услуг

На сегодняшний день не существует однозначного определения  конкурентоспособности, а также  единой универсальной методики ее оценки. К тому же, относительно различных  типов рынков и отраслей необходимо применять разнообразные показатели конкурентоспособности. В настоящее  время существует проблема: как оценить  уровень конкурентоспособности  предприятия сферы услуг, что  его определяет и в чем он измеряется.

Относительно методик  оценки конкурентоспособности предприятий  сферы услуг прослеживается следующая  ситуация: их очень мало и применимы  они, в основном, только к определенной отрасли услуг. Трудность в разработке методик оценки конкурентоспособности  предприятий, оказывающих услуги, связана  с определенной спецификой самого рынка  услуг. Действительно, если перед приобретением покупатель может внимательно рассмотреть товары, оценить, а в некоторых случаях даже попробовать, то потрогать услугу покупатель, конечно не может. Единственное, на что может положиться потребитель - это на мнение других людей, которым уже доводилось воспользоваться услугами этого предприятия. Все товары, произведенные в какой-то период времени, могут быть приобретены и потреблены в будущем. При этом товары не утрачивают своих свойств и не видоизменяются. Услуги же потребляются в момент их производства и не могут храниться. К тому же услуги неотделимы от своего источника, потребитель становится вовлеченным в процесс производства и оказания услуги. Товар существует независимо от производителя, потребитель приобретает уже конечный результат в виде готовой продукции. Что касается стандартов качества, то и здесь услуга существенно отличается от товара. К товарам предъявляются жесткие требования относительно их качества. Зачастую потребитель уже хорошо знаком с товаром и удовлетворен его качеством. Менее качественный товар не будет пользоваться таким спросом. Оценить качество услуги можно только после того, как эта услуга оказания. Потребитель не всегда будет удовлетворен результатом и это связано, прежде всего, с тем, что источником оказания услуг являются люди. Человеческий фактор оказывает большое влияние на качество и стандартизацию услуг [7].

Информация о работе Сравнительная оценка конкурентоспособности организации