Сравнительная оценка конкурентоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
показать параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия, рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия, а также конкурентоспособность услуги как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия, конкурентное преимущество;
оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия, предложить основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является оператор кабельного телевидения ЗАО «Эр - Телеком».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия сферы услуг 9
РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАО «ЭР - ТЕЛЕКОМ» 16
2.1 Общая характеристика ЗАО «Эр-Телеком» 16
2.2 Сравнительный анализ конкурентоспособности организации ЗАО «ЭР-Телеком» 23
2.2.1 Краткая характеристика конкурентов ЗАО «ЭР-Телеком» 23
2.2.2 Сравнительная оценка конкурентоспособности ЗАО «ЭР-Телеком» 25
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности оператора кабельного телевидения ЗАО «Эр - Телеком» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Fedotova_E_A.docx

— 296.99 Кб (Скачать файл)

Все вышеперечисленное доказывает сложность оценки качества услуги, а как следствие - и сложность  оценки конкурентоспособности самого предприятия, оказывающего услуги. Сфера  услуг сегодня стремительно развивается  и совершенствуется. Услуги сегодня  являются достаточно востребованными. Это является причиной появления большого количества предприятий, работающих в данной сфере. С каждым днем конкуренция среди них усиливается и управленческому аппарату приходится постоянно разрабатывать способы повышения конкурентоспособности. Для того, чтобы определить способы и пути повышения конкурентоспособности отдельно взятого предприятия, необходимо провести анализ и дать оценку конкурентоспособности, выявить внутренние сильные и слабые стороны. Это те ключевые компоненты, которые должны быть рассмотрены перед выработкой дальнейшей конкурентной стратегии. Только располагая данными о рыночной ситуации и собственном уровне конкурентоспособности, предприятие сможет принять правильное решение о стратегии последующего развития [8]. Анализ существующих методик показывает, что они могут быть применимы только к определенной сфере услуг и зачастую содержат показатели, которыми предприятие не всегда располагает. Что касается комплексной оценки конкурентоспособности предприятий на рынке услуг, то особого внимания заслуживает метод Алексеева А. А.

В своей работе он предлагает метод комплексной оценки услуги и отдельных ее составляющих с помощью инновационной модели «МКОТС» (метода комплексной оценки товарной системы), которая по своей методической сущности согласовывается с западной моделью «сервисного качества». Автор предлагает услугу разделить на составляющие компоненты, которые оцениваются с помощью экспертного опроса. Результаты опросов автоматизировано обрабатываются с помощью программы «МКОТС». Данная методика достаточна емкая и может применяться исключительно с использованием сопутствующего программного обеспечения, что создает определенные трудности [9].

Для всестороннего изучения рыночной ситуации используется SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны предприятия, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам [10].

Одним из используемых методов  оценки конкурентоспособности предприятия  является профиль полярностей. В его основе лежит определение показателей, по которым организация опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания.

При использовании матричного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия конкурентоспособности используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличными значениями.

Оценить конкурентоспособность  можно построив «гипотетический  многоугольник конкурентоспособности». Данный метод предполагает оценку восьми факторов (рисунок 1).

 


Рис.1. Многоугольник конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность предприятия  надо оценивать комплексно, по всем критериям и направлениям деятельности.

В качестве одного из вариантов  оценки конкурентоспособности предприятия  предлагается метод, в основе которого лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия [6]. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:

а) выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;

б) расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;

в) определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятия для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени);

г) расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей;

д) расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия;

е) расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.

Было выделено пять групп  показателей, характеризующих тот  или иной критерий конкурентоспособности.

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность  управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление  об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

В четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке  и т. д.

В пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность  и т. д.

Как правило, для обеспечения  репрезентативности оценки конкурентоспособности  критерии и показатели, входящие в  вышерассмотренные группы, имеют  коэффициенты весомости. Определение  этих коэффициентов проводится методом  экспертных оценок.

Расчет коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле 1.1:

 

Ккп = К1∙ЭП2∙ФП3∙ЭС4∙КТ5 ∙КД , (1.1)

 

где Ккп — коэффициент конкурентоспособности предприятия;

Эп — значение критерия эффективности хозяйственной деятельности предприятия;

Фп — значение критерия финансового положения предприятия;

Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара/услуги на рынке;

Kт — значение критерия конкурентоспособности товара/услуги;

Кд — значение критерия деловой активности предприятия;

К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициенты весомости критериев.

Предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применить этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАО «ЭР - ТЕЛЕКОМ»

2.1 Общая характеристика  ЗАО «Эр-Телеком» 

Собственником бренда Дом.ру является российский телекоммуникационный холдинг  «ЭР-Телеком» – первая федеральная  компания, специализирующаяся на оказании широкого спектра телекоммуникационных услуг корпоративным и частным  клиентам.

«ЭР-Телеком» создает в  городах России одноименные мультисервисные  кабельные сети масштаба города как  платформу для оказания телекоммуникационных услуг. Холдинг имеет уникальный опыт интеграции телекоммуникационных сетей с системами жизнедеятельности  города и предоставляет новые  возможности для муниципальных  и региональных администраций по реализации на базе сети общественно-значимых проектов, связанных с безопасностью, медицинским обслуживанием населения, с работой систем ЖКХ, внедрением инфокоммуникационных технологий в  различные сферы общественной жизни.

Цель – быть лучшими. Лучшими в своем деле. Предоставлять услуги лучшего качества, обеспечивать лучший сервис и делать это так, чтобы пользователи получали удовольствие от общения с нами.

Миссия организации –  делать информацию доступной, общение  приятным, изучение мира лёгким.

Сегодня «ЭР-Телеком» работает на корпоративном  и частном рынках 17 российских городов: Пермь, Самара, Волгоград, Волжский, Пенза, Киров, Йошкар-Ола, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Тюмень, Ижевск, Оренбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Нижний Новгород с общим жилым фондом более 4 000 тыс. квартир. На долю компаний холдинга в указанных городах приходится от 39% рынка кабельного телевидения  и 32% рынка широкополосного доступа в Интернет.

Основными видами деятельности ЗАО  «ЭР-Телеком» являются:

- прием и передача радио  и телепрограмм, в том числе  на коммерческой основе;

- производство, тиражирование  программ для рекламно-информационного  телерадиовещания;

- предоставление услуг  по трансляции телевизионных  и звуковых программ по сетям  кабельного телевидения;

- предоставление услуг  передачи данных;

- предоставление услуг  передачи голосовых данных;

- предоставление в аренду  каналов связи;

- предоставление услуг  местной и внутризоновой телефонной  связи.

ЗАО «ЭР-Телеком» работает на российском рынке уже более восьми лет  и прошло долгий этап становления  и развития, который предлагается рассмотреть в хронологическом  порядке.

ЗАО «ЭР-Телеком» было образовано в 2003 году в г. Пермь путем слияния  телефонного оператора ЗАО «Элсвязь»  и Интернет-провайдера ЗАО «Рейд-Интернет», работавших в Перми с 1997 года. На начальном этапе, компания предоставляла  услуги телефонии (по TDM SDH с использованием фиксированной линии связи) и  коммутируемого доступа в Интернет. Обострившаяся конкуренция в  условиях монополии основного оператора  связи региона привела к решению  о необходимости строительства  собственных сетей связи. В результате был разработан проект строительства  Городских Универсальных Телекоммуникационных Сетей (ГУТС) по технологии FTTB (волоконно-оптических линий связи до здания). Проект ГУТС впервые представлен на Венчурной  ярмарке в Санкт-Петербурге.

В 2004 году, ЗАО «ЭР-Телеком» первым в Перми начал предоставление услуги IP-телефонии.

В 2005 году, проект строительства Городских  Универсальных Телекоммуникационных Сетей (ГУТС) представлен на Венчурной  ярмарке в Перми. Привлечены инвестиции Венчурного фонда для развития проекта. «ЭР-Телеком» получил награду в номинации «За успех на российском рынке». Начато строительство ГУТС на 200 000 квартир в городе Перми и предоставление услуг кабельного телевидения и широкополосного доступа в Интернет. «ЭР-Телеком» первым в России реализует проект массового кабельного телевидения по технологии FTTB.

В 2006 году «ЭР-Телеком» начинает географическую экспансию - строительство волоконно-оптической сети связи и предоставление услуг  кабельного телевидения и широкополосного  доступа в Интернет в Самаре.

В 2007 году начато строительство волоконно-оптической сети связи и предоставление услуг  кабельного телевидения и широкополосного  доступа в Интернет в Волгограде.

На 2008 год пришелся новый этап в  развитии компании. Образование ЗАО  «ЭР-Телеком Холдинг» с целью  управления деятельностью в городах  проекта. Стратегическим инвестором и  основным акционером «ЭР-Телеком» становится ПФПГ Холдинг. Расширение географии  проекта до 15 городов. Начато строительство  волоконно-оптической сети связи и  предоставление услуг кабельного телевидения  и широкополосного доступа в  Интернет в Волжском, Пензе, Кирове, Йошкар-Оле, Казани, Челябинске, Тюмени, Омске и Оренбурге. Кроме того, «ЭР-Телеком» приобрел двух операторов связи в Ижевске (ЗАО «Неолинк»), Набережных Челнах и Нижнекамске (ЗАО  «Телекмакс»). Проведена модернизация сетей связи, принадлежащих операторам. В этом же году, были введены в  коммерческую эксплуатацию в Перми  две новые услуги – цифровое кабельное  телевидение и стационарная телефония.

В 2009 году Советом директоров утверждена долгосрочная стратегия развития компании на 2010-2016 годы. Емкость сети «ЭР-Телеком» достигла 1,3 млн. домохозяйств. Темп роста  выручки по итогам 2008 г. составили 350%. Абонентская база составила более 360 тыс. домохозяйств. Начат поэтапный  запуск услуги телефонии в 9 городах  проекта. Практически за год «ЭР-Телеком» подключил 50 тыс. абонентов на уже сформированном рынке стационарной телефонной связи. Порядка 95% абонентов, подключившихся к услуге телефонии от «ЭР-Телеком», уже являлись ранее клиентами других операторов. Была запущена система дистрибуции цифрового контента на собственных порталах компании: игровом www.citygamer.ru, музыкальном www.citytunes.ru, антивирусном www.antivirus.ertelecom.ru. Развитие системы дистрибуции цифрового контента позволило сформировать спрос на легальный цифровой контент у пользователей Интернет за счет абсолютной доступности. При доступе ко всем видам контента «ЭР-Телеком» не тарифицирует трафик и не ограничивает скорость безлимитных тарифов.

В 2010 году к услугам компании подключен  миллионный абонент. Начато строительство  волоконно-оптической сети связи и  предоставления услуг кабельного телевидения  и широкополосного доступа в  Новосибирске и Нижнем Новгороде. Проведен выкуп акций ЗАО «ЭР-Телеком» (Пермь) у миноритарных акционеров – 91% акций ЗАО «ЭР-Телеком» (Пермь) перешел в прямое владение ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». Дочерние предприятия в Самаре и Волгограде также перешли из проекта ЗАО «ЭР-Телеком» (Пермь) в прямое владение ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». Таким образом, ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» консолидировал 100% акций всех дочерних обществ за исключением ЗАО «ЭР-Телеком» (Пермь), 9% акций которых принадлежит менеджменту ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». ПФПГ Холдинг провел дополнительную эмиссию (выкуп) акций ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» на сумму 3,9 млрд руб. с целью увеличения собственного капитала компании. В результате допэмиссии оплаченный акционерный капитал ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» составил 4,5 млрд руб. Получено положительное заключение аудитора Baker Tilly Rusaudit к консолидированной отчетности по МСФО группы компаний ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» за 2008 и 2009 гг. На конец 2010 года общий объем инвестиций в проект составил 7,3 млрд руб. Одним из успешных итогов деятельности компании в 2011 году стало прохождение точки операционной безубыточности. Компания начала приносить операционную прибыль. Основным событием 2011 года стало завершение процесса реструктуризации холдинга (см. Рис. 2).

Информация о работе Сравнительная оценка конкурентоспособности организации