Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 18:16, курсовая работа
Главными целями данной работы являются:
1. Показать что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
2. Изучить теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования на исследуемом предприятии.
Для достижения основной цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть процесс стратегического маркетингового планирования;
- раскрыть сущность стратегического маркетингового планирования;
- проанализировать стратегическое маркетинговое планирование на примере предприятия ОАО «Ардатовский светотехнический завод».
2.3 Оценка эффективности стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Для реализации стратегического плана в ОАО «Ардатовский светотехнический завод» существует ряд проблем.
Следует отнести сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи
-Стратегическое планирование должно быть созидательным процессом, использующим новые идеи.
Многие специалисты планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод» не готовы к такому типу принятия решений. Отдельные люди недовольны дополнительными заданиями и деятельностью.
-Стратегическое планирование требует дополнительных затрат времени, вовлечения новых людей. А в ОАО «Ардатовский светотехнический завод» не планирует набирать дополнительных людей.
Все это может утопить организацию, особенно при недостатке ресурсов.
Воздействие политического окружения влияет на инфляционные ожидания, а также на уровень платежеспособного спроса через воздействие политической стабильности или нестабильности.
На проблему в реализации стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод» также сказывается, прежде всего, за счет налогового законодательства, а также законодательства в трудовой и коммерческой сфере. Практически не сказывается влияние на предприятие законодательства в сфере охраны авторского права, несмотря на относительно высокий технологический и инновационный потенциал предприятия. Мониторинг законодательства проводит юридический отдел, а также заинтересованные службы предприятия.[7]
На планирование на предприятии влияние оказывают технологии среды на предприятие. Особенно проявляется воздействие зарубежной технологической базы.
В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики.
За последние годы резко обострилась конкуренция на отечественном светотехническом рынке за счет масштабного проникновения на российский рынок ведущих зарубежных фирм. Наиболее успешно работают на российском рынке фирмы "РНILIPS", "V-LUХ", "SHRADER", "JDV", , "SIEMENS", имеющие в России свои торговые представительства и дистрибьюторскую сеть, а также предприятия стран СНГ - белорусский ЛЭТЗ, украинский БЭТЗ и ПО "ВАТРА", имеющие наибольшие объемы поставок светотехнических приборов на российский рынок. Эти крупнейшие компании заинтересованы в освоении такого большого и перспективного рынка сбыта как Россия и вытеснении с него отечественного производителя, опыт и потенциальные возможности которого достаточно высоки.
Эти зарубежные сильные производственные компании влияют на стратегическое планирование ОАО «Ардатовский светотехнический завод».
На светотехническом ранке конкуренция очень большая. Из-за этого менеджерам отдела планирования приходилось изменять цели, планы. Так этот ранок очень подвижный.
Объемы производства российских предприятий недостаточны для устойчивого насыщения рынка, хотя идет постоянное наращивание производства. Причиной является устаревшая производственная база, не позволяющая использовать передовые технологии и, как следствие, низкое качество и высокая себестоимость продукции, что не позволяет выдерживать конкуренции с импортными аналогами. Это относилась и к ОАО «Ардатовский светотехнический завод». Эта причина была большой проблемой для завода для реализации плана.
Но в настоящее время существуют хорошие, перспективные стратегические направления.
По отдельным группам светильников отечественная промышленность оказалась в целом не подготовленной для занятия данного сегмента рынка. В России практически не выпускались светильники с зеркальными и призматическими светораспределяющими системами. Рынок этих светильников был поделен между белорусскими (ЛЭТЗ, г. Лида), украинскими (БЭТЗ, г. Бровары; ПО "ВАТРА", г. Тернополь), бельгийскими (SHRADER, V-LUX) немецкими (LUDVIG, SIEMENS) фирмами, а также рядом компаний Турции, ОАЭ, Тайваня, Китая, Сингапура и др.[6]
Объемы поставок по импорту светильников под люминесцентные лампы и светильников с газоразрядными лампами высокого давления (ГЛВД) распределены неравномерно по Российской Федерации. Наибольшее их количество приходится на Москву и Московскую область. Много меньшие их объемы поступают в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Остальные поставки, составляющие примерно половину объема импорта, приходятся на прочие регионы России.
Еще одна проблема в реализации плана - это уровень цен на импортную продукцию выше, чем на отечественные приборы, но тем не менее она пользуется широким спросом. Это, прежде всего, связано с высоким качеством и изящным дизайном товара, что делает его привлекательным для покупателя, особенно для наиболее обеспеченных слоев населения. Как видно из территориального распределения сбыта продукции, импортеры ориентируются на большие города, являющиеся крупнейшими рынками страны.
ОАО «Ардатовский светотехнический завод» имеет очень большое количество поставщиков. Влияние поставщиков на процесс производства огромно. Сырье и материалы составляют наибольшую удельную часть в себестоимости, выпускаемой продукции. Кроме того, кризис в отечественной
промышленности повлек за собой ряд проблем, связанных с поставкой тех или иных материалов. Это касается, прежде всего, сырья и изделий химической промышленности.
Проблема заключается в отсутствии специфических для рынка, а иногда и уникальных материалов, а также в засоренности рынка посредниками, что и доказывается анализом поставщиков.
Также проблема заключается в слабости обеспечения отдела снабжения информацией о поставщиках тех или иных видов сырья и материалов.
В целом динамика технико-организационного уровня производства проявляется в показателях интенсификации использования производственных и финансовых ресурсов. Значит, совершенствование управления всеми факторами интенсификации должно выражаться в динамике производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи основных производственных фондов и оборачиваемости оборотных средств.
Сильные и слабые стороны предприятия:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Возможность расширения производственных мощностей. |
1.Большая энергоемкость и материалоемкость |
2.Высокий уровень качества продукции. |
2. Широкая номенклатура |
3.Восприимчивость к новым разработкам |
3.Быстро стареющие производственные мощности |
4.Своя база профессиональной подготовки |
4. Текучесть персонала |
5.Наличие хорошей материальной базой для ведения НИОКР |
5.Дефицит денежных средств и дорогой кредит |
6.Эффективные каналы распространения и продвижения |
6.Высокие затраты на создание имиджа |
7. Возможности бартера. |
7. Нехватка оборотных средств. |
[12]
Оценка эффективности использования основных средств ОАО «АСТЗ»
Оценка основных средств на предприятии дает комплексное представление об эффективности использования имеющегося имущества. Для характеристики эффективности и интенсивности использования основных средств рассчитаем фондорентабельность, фондоотдачу основных производственных фондов, фондоотдачу активной части основных фондов и фондоемкость. Результаты расчетов представим в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели интенсивности и эффективности использования основных фондов
Показатель |
2011г. |
2012г. |
Изменение тыс. руб |
темп роста, % |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
15 927,00 |
18 575,00 |
+2 648,00 |
+16,63 |
Показатель |
2011г. |
2012г. |
Изменение тыс. руб |
темп роста, % |
Объем выпуска продукции, тыс. руб. |
78 289,00 |
92 724,00 |
+14435,00 |
+18,44 |
Среднегодовая стоимость, тыс. руб. основных производственных фондов |
41 797,50 |
47 259,50 |
+5 462,00 |
+13,07 |
активной их части |
13 209,00 |
17812,00 |
+4 603,00 |
+34,85 |
Фондорентабельность |
0,38 |
0,39 |
+0,01 |
+3,15 |
Фондоотдача основных фондов |
1,87 |
1,96 |
+0,09 |
+4,75 |
Фондоотдача активной части основных фондов |
5,93 |
5,21 |
-0,72 |
-12,16 |
Фондоемкость |
0,53 |
0,51 |
-0,02 |
-9,75 |
Доля активной части в общей стоимости основных фондов, в долях ед. |
0,32 |
0,37 |
+0,06 |
+19,30 |
Фондоотдача основных фондов увеличилась на 4,75%. За счет повышения отдачи активной части основных фондов фондоотдача снизилась на 0,27 руб:
(5,21 -5,93)*0,38=-0,27 руб.
Изменилась и структура основных фондов (доля активной части в стоимости основных средств стала на 19,3% больше). В результате общая фондоотдача повысилась на 0,36 руб:
5,93*(0,38-0,32)= 0,36 руб.
Таким образом, общая фондоотдача увеличилась на 0,09руб.
Теперь определим, какое влияние оказали показатели использования основных средств и их структура на изменение объема продукции. Общее изменение объема продукции составило 14 435 тыс. руб., отдача активной части сократилась на 12,16%, что привело к снижению объема продукции на 12 930,19 тыс.руб.:
-0,72*0,38*47 259,5=12930,19 тыс.руб.
Повышение на 19,3% доли активной части в стоимости основного капитала способствовало увеличению объема продукции на 16 814,93 тыс. руб.
5,93*0,06*47 259,5=16814,93 тыс.руб.
Изменение объема основных средств обусловило увеличение выпуска продукции на 27 391,86 тыс. руб.:
5,93*0,32*14 435=27391,86 тыс.руб.
Фондоотдача является прямой величиной уровня использования основного капитала. Обратный фондоотдаче показатель - фондоемкость. Определив фондоемкость сопоставлением стоимости основных средств и объема произведенной за этот период продукции, мы установим капитальные затраты на единицу продукции (годовой производственной мощности). Этот показатель позволит нам установить влияние изменений в использование основных средств на общую потребность в них.
Из таблицы 2.8 видно, что фондоемкость в 2011г. составила 0,53, а в 2012 г. 0,51. Стоимость основных производственных фондов выросла в 2012г. по сравнению с 2009г. на 5 462 тыс. руб. Посмотрим, как на это увеличение повлияло изменение объема продукции.
Вследствие роста объема продукции потребность в основных средствах возросла бы при сохранении фондоемкости на уровне предыдущего периода почти на 7 650,55 тыс. руб.:
0,53*(92 724-78 289)=7650,55 тыс.руб.
Однако на предприятии за рассматриваемые периоды снизилась фондоемкость единицы продукции. Влияние изменения фондоемкости на изменение потребности в основных средствах составляет 1 854,48 тыс. руб.:
(0,51-0,53)*92 724=-1854,48 тыс.руб.
т. е. потребность в основных средствах снизилась. Снижение потребности в основных фондах можно рассматривать как условно достигнутую экономию в дополнительных долговременных финансовых вложений.
Вывод: анализ состояния основных средств ОАО «АСТЗ» показал, что данное предприятие эффективно использует свои основные фонды. О данном положении свидетельствуют коэффициенты поступления и обновления основных фондов. В 2012 году доля поступивших основных средств составила 13,46%, из них новых - 10,71%. Заметим, что коэффициенты поступления и обновления основных фондов на протяжении всего рассматриваемого периода имеют тенденцию к увеличению. Цель обновления основных фондов на исследуемом предприятии - снижение расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, снижение простоев оборудования, рост производительности труда, повышения качества продукции.
3 Совершенствование стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Процесс стратегического планирования мало чем отличается от процесса принятия решений. Здесь также нужно не просто принимать решения, но и постоянно решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий.
Информация о работе Стратегическое маркетинговое планирование