Стратегическое планирование фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы 7
1.1 Этапы стратегического планирования 7
1.2 Краткосрочное и долгосрочное планирование 7
1.3 Виды управленческой деятельности в рамках планирования 9
1.3.1 Цели организации 11
1.3.2 Миссия предприятия 11
1.3.3 Оценка и анализ внешней среды 12
1.3.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия 14
1.3.5 Изучение стратегических альтернатив 16
1.3.6 Стратегическое планирование и успех предприятия 19
2 Разработка стратегического плана маркетинга для туристической фирмы «Радень» 23
2.1 Введение 23
2.2 Резюме 24
2.3 Миссия компании 24
2.4 Анализ маркетинговых возможностей 25
2.5 Определение целей 31
2.5.1 Объем и структура продажи товаров 31
2.5.2 Определение доли рынка 33
2.6 Принятие стратегических решений 35
2.6.1Позиционирование 36
2.6.2 Разработка комплекса маркетинга 37
2.7 Разработка плана маркетинговых мероприятий 37
2.8 Определение бюджета и затрат на маркетинг 38
Заключение 40
Библиография 41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

 

Суммируя приведенные выше оценки, определим общую значимость сильных  и слабых сторон, угроз о возможностей внешней среды.

Таблица 3. Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды.

 

Сильные стороны:

  •    Широкий ассортимент предоставляемых туров - 70
  •       Географически выгодное расположение турбазы - 68
  • Современное, удобное снаряжение – 45
  • Квалифицированный специализированный персонал (инструкторы) - 40
  • Налаженные контакты с туроператорами - 39
  • Наличие эконом и VIP направлений - 30

Слабые стороны:

  • Слабая рекламная активность - 61
  • Недостаток финансовых ресурсов - 58
  • Слабая маркетинговая деятельность – 54
  • Низкая заинтересованность туроператоров в развитии фирмы - 51

Возможности:

  • Укрепление позиций в существующей нише - 91
  • Расширение клиентской базы - 88
  • Разработка новых туристических  направлений - 82
  • Постройка дополнительных коттеджей - 52

Угрозы:

  • Возможность активных действий конкурентов, появление новых конкурентов - 79
  • Низкая активность покупателей – 65
  • Неблагоприятная ситуация в экономике страны - 59

 

Самыми сильными сторонами  фирмы являются широкий ассортимент предоставляемых туров и географически выгодное расположение турбазы.

Самыми слабыми сторонами  являются слабая рекламная активность и недостаток финансовых ресурсов.

Основными возможностями  являются укрепление позиций в существующей нише и расширение клиентской базы.

Основными угрозами являются возможность активных действий со стороны конкурентов и низкая активность покупателей.

Исходя из полученных данных поля СИВ, можно сделать вывод, что фирма должна использовать вышеперечисленные сильные стороны для того, чтобы получить отдачу от возможностей, а именно укрепится в существующей нише и выйти через три года на лидерские позиции в своем регионе. Для этого предварительно расширив свою клиентскую базу, разработав новые направления, например велотуры и построив дополнительные коттеджи.

Исходя из полученных данных поля СЛВ, можно сделать вывод, что фирме следует за счет возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в фирме слабости. А именно, увеличить рекламную активность турфирмы, заинтересовать рядовых туроператоров в развитии фирмы и наладить деятельность маркетинговых служб.

Исходя из полученных данных поля СИУ, можно сделать вывод, что фирма должна использовать свои сильные стороны для устранения угроз со стороны внешней среды, а именно на нейтрализацию действий конкурентов, создание условий, обеспечивающих стабильность работы даже при экономической нестабильности в стране и низкой активности клиентов.

Исходя из полученных данных поля СЛУ, можно сделать вывод, что наиболее острой проблемой является возможность активных действий конкурентов, которую фирма может решить за счет возможностей, используя сильные стороны. Преодоление этой слабой стороны уменьшит воздействие угроз.

Подробнее о стратегических планах будет рассмотрено далее.

2.5 Определение целей

 

После определения сильных  и слабых сторон организации, направления  ее развития и потенциальных угроз, можно переходить к формированию целей маркетинга, что является ключевым моментом разработки маркетингового плана.

К целям данной организации  можно отнести следующее:

  • Разработка нового направления - велотуры к 2011 году;
  • Увеличение доли рынка фирмы на 5% к 2012 году и выход на первое место по башкирскому региону;
  • Увеличить загрузку на сплавах до 1300 человек к 2012 году;
  • Постройка дополнительного коттеджа к 2013 году.

Далее проанализируем существующую ситуацию организации в настоящий момент. Проведем анализ по объему и структуре продаж туров и посчитаем ее занимаемую долю рынка.

2.5.1 Объем и структура продажи  товаров

 

Турфирма «Радень» занимается организацией всевозможных вариантов спортивного отдыха. Для каждого сезона разработан свой набор туров. Для активного отдыха зимой предлагаются конно-санные, горнолыжные и снегоходные туры. Для лета – конно-верховые, конно-водные туры и сплавы. Ежегодными остаются туры выходного дня. Объем продажи количества путевок за последние три года представлен в таблице 4.

Таблица 4. Представление данных об объемах продаж по видам туров.

Туры                    год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Сплавы

986

1090

1041

937

1041

1145

Тур выходного дня

901

935

919

827

919

1011

Конно-санные туры

120

126

120

108

120

132

Конно-водные туры

78

83

75

68

75

83

Конно-верховые туры

652

699

668

601

668

700

Горнолыжные туры

84

120

106

95

106

117

Снегоходные туры

69

83

63

57

63

69

Новогодние и рождественские туры

169

172

184

166

184

202

Всего:

3059

3308

3176

2858

3176

3494


 

Как видно из таблицы  количество проданных путевок в 2007 году увеличилось по отношению  к 2006 году в среднем на 11,78%. В 2008 году под влиянием внешних экономических факторов объем продаж снизился в среднем на 6,42% по отношению к 2007 году. В 2009 году по экспертным оценкам ожидается снижение спроса еще на 15%. Но к 2010 году показатели должны подняться до уровня 2008 года, а в 2011 увеличится на 10%.

Для показателей продаж туристических путевок характерны сезонные изменения, связанные со временами  года. Следовательно, имеет смысл провести анализ дополнительных данных на отдельные годы и рассмотреть объем продаж туров помесячно (табл. 5).

 

Таблица 5. Предоставление данных о ежемесячных объемах продаж на 2007 год.

 

 

Туры              месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2007

Сплавы

0

0

0

22

69

307

323

276

93

0

0

0

1090

Тур выходного дня

34

42

56

49

86

139

140

135

116

48

39

51

935

Конно-верховые туры

0

0

0

0

73

128

159

154

185

0

0

0

699

Конно-водные туры

0

0

0

0

0

17

24

30

12

0

0

0

83

Конно-санные туры

23

37

31

0

0

0

0

0

0

0

14

21

126

Горнолыжные туры

27

36

32

0

0

0

0

0

0

0

6

19

120

Снегоходные туры

25

19

9

0

0

0

0

0

0

0

7

23

83

Новогодние и 

рождественские туры

137

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

35

172

Всего:

246

134

128

71

228

591

646

595

406

48

66

149

3308


 

Как видим из таблицы больший объем продаж а, следовательно, и прибыли приносят сплавы, конно-верховые туры и туры выходного дня. Конно-водные и снегоходные направления составляют самую меньшую долю в общей прибыли. Прежде всего, это связано с сезонными колебаниями, т.е. временами года. Если подробно рассматривать сезонные колебания, то также отчетливо видно, что апрель и октябрь являются провальными месяцами, когда для организации одних туров уже жарко, а для других еще холодно.

 

Таблица 6. Предоставление данных о ежемесячных объемах продаж на 2008 год

 

 

Туры              месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2008

Сплавы

0

0

0

23

73

310

320

254

61

0

0

0

1041

Тур выходного дня

43

51

68

54

88

140

136

123

97

34

36

49

919

Конно-санные туры

27

42

32

0

0

0

0

0

0

0

7

12

120

Конно-водные туры

0

0

0

0

0

19

25

24

7

0

0

0

75

Конно-верховые туры

0

0

0

0

74

133

164

142

155

0

0

0

668

Горнолыжные туры

29

40

29

0

0

0

0

0

0

0

2

6

106

Снегоходные туры

23

22

13

0

0

0

0

0

0

0

0

5

63

Новогодние и 

рождественские туры

149

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

35

184

Всего:

271

155

142

77

235

602

645

543

320

34

45

107

3176


 

Сравнивая данные за 2008 и 2007 год, можно сказать следующее: в начале 2008 года наметилось повышение спроса на путевки. После июля эта тенденция стала понижаться. И сказалась острее, прежде всего на таких месяцах как ноябрь и декабрь. Но по итогам года, из-за активности в первых месяцах общий объем упал всего на 132 путевки. Причиной снижения явился экономический кризис, который пришелся на вторую половину 2008 года. В настоящее время спрос продолжает снижаться и по прогнозам достигнет к концу года 15%.

2.5.2 Определение доли рынка

 

Доля рынка является важным показателем маркетинговых усилий предприятия и характеризует положение предприятия относительно конкурентов. Количественно доля рынка определяется как отношение объема продажи товаров предприятия к общему объему продажи товаров той же категории на рынке, выраженное в процентах.

На локальном рынке  у турфирмы существуют четыре основных конкурента занимающихся реализацией  тех же услуг, по тем же направлениям. Это турфирмы «Роза ветров», «Тенгри», «Альфа-Тур» и «Реки Башкирии». Распределение  доли фирмы в общем объеме продаж путевок представлено в таблице 7.

 Таблица 7. Распределение долей туристических фирм на рынке Башкортостана

Турфирмы Башкортостана 
специализирующиеся на активном отдыхе

Доля фирмы на Башкирском 
туристическом рынке

Тенгри

31,30%

Радень

28,88%

Роза ветров Башкортостана

23,70%

Реки Башкирии

10,46%

Альфа-Тур

5,66%


 

Как видим, на этом рынке  присутствуют три основных конкурента: «Тенгри», «Радень» и «Роза ветров». Они практически делят рынок между собой, но турфирма «Тенгри» все же держит лидирующие позиции. В общей таблице рейтинга компаний турфирма «Радень» занимает второе место. Графически распределение долей выглядит следующим образом:

Рисунок 2. Доли разделения рынка турфирмами Башкортостана.

Но конкурентскую угрозу фирме составляют не только башкирские компании. Активно на территории Башкирии проводят свои туры туристические компании из Свердловской и Челябинской областей. Их в общей сложности насчитывается 17 штук.  Как распределены места уже на региональном уровне, можно видеть из таблицы 8.

Информация о работе Стратегическое планирование фирмы