Стратегическое планирование в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования в маркетинге как составной части процесса стратегического управления на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить, что входит в понятие «стратегическое планирование»;
- указать важнейшие направления планирования деятельности предприятия;
- подробно рассмотреть каждый этап построения стратегического плана;
- показать на примере открытого акционерного общества «Лента» применение основных положений стратегического планирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические подходы к изучению стратегического планирования.
.Основные понятия стратегического планирования………………………...5
1.2. Роль маркетинга в стратегическом планировании………………………..11
1.3.Структура плана маркетинга и последовательность его разработки. Организация планирования маркетинга………………………………………..14
Глава 2. Организация процесса стратегического планирования
на ОАО « Лента»
2.1. Организационная характеристика ОАО « Лента »……………………..…27
2.2. Процесс стратегического планирования на ОАО «Лента»………………30
2.3. Политика и цели в области качества ОАО «Лента»……………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая-стратегическое планирование в маркетинге.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические подходы к изучению стратегического планирования.

    1. .Основные понятия стратегического планирования………………………...5

1.2. Роль маркетинга в стратегическом планировании………………………..11

1.3.Структура плана маркетинга и последовательность его разработки. Организация планирования маркетинга………………………………………..14

Глава 2. Организация процесса стратегического планирования 
на ОАО « Лента»

2.1. Организационная характеристика ОАО « Лента »……………………..…27

2.2. Процесс стратегического планирования на ОАО «Лента»………………30

2.3. Политика и цели в области качества ОАО «Лента»……………………...33

Заключение……………………………………………………………………...36

Список используемой литературы…………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. 
       Термин «стратегическое планирование», как и термин «стратегическое управление», широко вошел в практику западного менеджмента организации в 60-е годы XX века. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.  Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, по этому данная тема является очень актуальной в наши дни.                                                                        .                                     
         Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования в маркетинге как составной части процесса стратегического управления на предприятии.                                                                                                         
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- изучить, что входит в понятие «стратегическое планирование»; 
-   указать важнейшие направления планирования деятельности предприятия; 
- подробно рассмотреть каждый этап построения стратегического плана; 
- показать на примере открытого акционерного общества «Лента» применение основных положений стратегического планирования. 
 

Глава 1.Теоретические подходы к изучению стратегического планирования.

1.1 Основные понятия стратегического планирования

«Можно выделить три средства достижения успеха в  бизнесе: удача, гениальность руководителя и планирование. Первое предполагает реализацию афоризма: нужный человек в нужном месте и в требуемое время. Гениальными, к сожалению, рождаются далеко не все. Планированием же может эффективно пользоваться любой квалифицированный руководитель, достаточно подготовленный в данной области1».

                                                                                       Е. П. Голубков

Планирование  — процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана.

Ключевую роль в решении стратегических задач  организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях.

Цель стратегического  планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.

Интерес к стратегическому  управлению был обусловлен следующими причинами:

1.Осознание того, что любая организация является открытой системой, и что главные источники успеха организации находятся во внешней среде.

2.В условиях обострения конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности организации является одним из решающих факторов выживания и процветания.

3.Стратегическое планирование позволяет адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде.

4.Поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления.

5.Для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее система управления должна быть построена на иных, нежели ранее, принципах.

В целом стратегическое планирование — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства организации по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными методами предпланового анализа и разработки стратегических планов2.

Организации для  грамотного осуществления стратегического  планирования должны четко идентифицировать свои направления производственно-хозяйственной деятельности, в другой терминологии — стратегические хозяйственные единицы (СХЕ), стратегические единицы бизнеса (СЕБ) или центры бизнеса.

Считается, что  выделение СХЕ должно удовлетворять  следующим трем критериям:

1.СХЕ должна обслуживать внешний по отношению к организации рынок, а не удовлетворять потребности других подразделений организации;

2.Она должна иметь своих, отличных от других, потребителей и конкурентов;

3.Руководство СХЕ должно контролировать все ключевые факторы, которые определяют успех на рынке.

Таким образом, СХЕ могут представлять отдельную компанию, отделение компании, продуктовую линию и даже отдельный продукт

Можно выделить три основные задачи разработки стратегического  плана организации3:

1.Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации);

2. Определение  основных целей и задач развития  организации с точки зрения использования капитала, окупаемости капитальных вложений и т. п.;

3.Определение стратегии мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач развития.

Эти три задачи предопределяют логическую последовательность разработки стратегического плана организации. В начале осуществляется оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Далее формулируется миссия организации, ее стратегические цели и выбираются стратегии ее развития. Такая логика присуща также и разработке стратегического плана СХЕ.

В общем случае можно говорить о разработке стратегических, как правило, долгосрочных планов и тактических (текущих), как правило, годовых и более детальных планов маркетинга. Стратегический план маркетинга направлен на решение бездетальной проработки стратегических задач маркетинговой деятельности применительно к компании в целом и к отдельным стратегическим хозяйственным единицам (СХЕ). Для подразделений СХЕ он не разрабатывается. В то же время отдельные позиции стратегического плана (затраты на маркетинг, объем продаж, доход, прибыль, рыночная доля и т.п.) доводятся до подразделений СХЕ и являются основой разработки текущих планов маркетинга44.

Стратегический  план маркетинга, как правило, разрабатываемый  на 3-5 и более лет, описывает главные  факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Таким образом, стратегический маркетинговый план характеризует сложившуюся маркетинговую ситуацию, описывает стратегии достижения поставленных целей и те мероприятия, реализация которых приводит к их достижению.

Стратегический  план обычно пересматривается и уточняется ежегодно, на его основе разрабатывается  годовой план, который детализирован в гораздо большей степени.

Годовой план маркетинга описывает текущую маркетинговую  ситуацию, цели маркетинговой деятельности, маркетинговые стратегии на текущий  год. Годовой план маркетинга охватывает планы для отдельных продуктовых  линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков. Таким образом, годовой план маркетинга действует на уровне отдельных подразделений организации и функций маркетинга и включает в свой состав решение вопросов в следующих областях:

  1. Маркетинговые исследования.
  2. Продуктовая политика.
  3. Ценовая политика.
  4. Товарораспределительная политика.
  5. Коммуникационная политика.

Статистические  данные о планировании маркетинга в  зарубежных компаниях весьма противоречивы. Исследования деятельности зарубежных промышленных компаний показали, что абсолютное большинство маркетинговых операций в них осуществляется в соответствии с планами, разработанными различными отделами компании (план производства, план сбыта продукции, план деятельности по обслуживанию потребителя, план рекламной кампании и т.п.). Однако в нескольких крупных компаниях и в целом ряде мелких не существует единого плана маркетинга.

Большое число  производственных компаний разрабатывает  отдельные плановые документы для  каждого главного продукта (группы однородных продуктов — продуктовой линии). Особенно это касается потребительских товаров. Таким образом, может одновременно существовать много отдельных маркетинговых планов. Эти планы чисто механически могут быть сведены в одну книгу плановых документов. Значительно меньшее число компаний разрабатывает единый интегральный план маркетинговой деятельности, охватывающий все продукты.

В большинстве  компаний вне зависимости от используемого  типа плана маркетинговой деятельности его разработке предшествует разработка плана деятельности компании в целом. Маркетинг — это только ветвь, хотя и очень важная, на дереве плана компании. Другие ветви — это планы производства, исследований и разработок, финансов, кадровой деятельности и т.п. Эффективность планирования маркетинга существенно повышается, когда сотрудники маркетинговых подразделений понимают процесс планирования в компании в целом. Когда речь идет о постановке и решении перспективных маркетинговых задач, то план маркетинговой деятельности разрабатывается в составе стратегического плана компании.

        Содержание процесса планирования деятельности в целом, и в том числе маркетинговой деятельности, в значительной степени зависит от уровня централизации планирования и управления. Для компании, действующей на многих отдаленных рынках, характерна, как правило, высокая степень самостоятельности отдельных подразделений в принятии решений. Напротив, компания, сбывающая однородную продукцию на одном рынке, как правило, тяготеет к централизации планирования и управления55.

 

1.2. Роль маркетинга в стратегическом планировании

Существует  много точек пересечения между  стратегиями для организации  в целом и маркетинговыми стратегиями.

Маркетинг изучает  потребности потребителей и способность организации их удовлетворить. Эти же факторы определяют миссию и стратегические цели организации. При разработке стратегического плана оперируют маркетинговыми понятиями: рыночная доля, разработка рынка и т. п. Поэтому очень сложно отделить стратегическое планирование от маркетингового планирования. В ряде зарубежных компаний стратегическое планирование называют стратегическим маркетинговым планированием6.

Роль маркетинга проявляется на всех трех уровнях  управления: корпоративном, СХЕ и  рынка определенного продукта:

- На корпоративном уровне менеджеры координируют деятельность организации в целом для достижения ее целей в интересах групп влияния. На этом уровне решаются два главных круга проблем. Первый — какими видами деятельности следует заниматься, чтобы удовлетворить потребности важных групп потребителей. Второй — как рациональным образом распределить ресурсы организации между этими видами деятельности для достижения целей организации. Роль маркетинга на корпоративном уровне заключается в определении тех важных факторов внешней среды (неудовлетворенные потребности, изменения в конкурентной среде и т. п.), которые следует учесть при принятии стратегических решений.

- На уровне отдельных СХЕ руководство больше сосредоточено на принятии решений для конкретной отрасли, в которой конкурирует данный вид бизнеса. На данном уровне маркетинг обеспечивает детальное понимание запросов рынка и выбор тех средств, с помощью которых эти запросы могут быть наилучшим образом удовлетворены в конкретной конкурентной среде. Осуществляется поиск как внешних, так и внутренних источников достижения конкурентных преимуществ.

- Управление  деятельностью на рынке определенного продукта фокусируется на принятии рациональных решений по комплексу маркетинга.

Информация о работе Стратегическое планирование в маркетинге