Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать стратегический план выхода на рынок кондитерских изделий с новым товаром.
Объект исследования – стратегическое планирование в маркетинге.
Предмет исследования – стратегический маркетинговый план выхода на рынок с новым товаром.
Задачи:
исследовать рынок кондитерских изделий,
проанализировать состояние внутренней среды ОАО "Кондитерской фабрики «Красная звезда»",
разработать стратегический план выхода на рынок с новым товаром.
Введение
1 Стратегический план маркетинга
1.1 Общие концепции планирования маркетинга
1.2 Этапы стратегического планирования маркетинга
2 Анализ окружения ОАО "Кондитерская фабрика «Красная звезда»
2.1 Краткая характеристика
2.2 Анализ внешней среды
2.2.1 Анализ макроокружения - размер рынка, доля в отрасли
2.2.2 Анализ непосредственного окружения
2.3 Анализ внутренней среды
2.4 SWOT анализ
2.5 PEST анализ
3 Выход на рынок с новым товаром
3.1 Новый товар
3.2 Этапы жизненного цикла товара
Заключение
Список использованной литературы и источников
Диверсификационный рост оправдан, когда отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста, или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее и фирма может использовать свой накопленный опыт.
Существует 3 разновидности диверсификации:
- концентрическая - расширение номенклатуры товарами, похожими на существующие;
- горизонтальная - пополнение
ассортимента товарами, не связанными
с уже существующими, но
- конгломератная - пополнение ассортимента товарами, не имеющими отношения ни к применяемой технологии, ни к существующим рынкам3 [2].
2 Анализ окружения ОАО «Кондитерская фабрика «Красная звезда»»
2.1 Краткая характеристика
История кондитерской фабрики имени «Красная звезда» ведет свое начало с 1938 года, когда в соответствии с приказом Наркомпищепрома была запущена в работу шоколадная фабрика, созданная на базе фабрики-кухни. С 1938 по 1940, не смотря на то, что многие производственные процессы осуществлялись вручную, объем выпускаемой продукции предприятия возрос с 636 до 3053 тонн.
В послевоенные годы предприятие развивалось быстрыми темпами: проводилась реконструкция, выпускались новые виды изделий. В 1956 году фабрике присвоено звание "Предприятие отличного качества", в 1961 году - "Предприятие высокой культуры производства".
В 1970-80 годах предприятие входило в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В 1988 году фабрика переходит на самофинансирование и самоуправление. Проводилась работа по реконструкции шоколадного цеха и обновлению оборудования.
В 1991 году по решению коллектива фабрика стала арендным предприятием, а в 1992 году - акционерным обществом закрытого типа со 100% российским капиталом.
В 1995-96 годах была произведена реконструкция конфетного цеха. Совместно с голландской фирмой "Ter Braak" и немецкой "Winkler+Dunnebier" впервые в России на предприятии пищевой промышленности была освоена уникальная технология приготовления помадных двухслойных конфет - знаменитой "музыкальной серии".
В 1997-98 годах в шоколадном цехе была установлена новейшая линия швейцарской фирмы "Buhler" по производству шоколадных масс, что позволило поднять качество шоколада до мировых стандартов.
В 2006 году фабрика «Красная звезда» была приобретена норвежским концерном Orkla, который является ведущим поставщиком товаров широкого потребления известных торговых марок на продовольственном рынке Норвегии и занимает прочные позиции в Центральной и Восточной Европе и в России.
На сегодняшний день
фабрика представляет собой современный
производственный комплекс мощностью
более 20 тысяч тонн продукции в
год. На предприятии применяется
как новое
Как и прежде, главным приоритетом фабрики «Красная звезда» остается сохранение традиционного вкуса и качества, а это означает не только бережное отношение к многолетним традициям кондитеров, но и готовность отвечать новым требованиям современной жизни.
Категории вырабатываемой продукции ОАО "Кондитерская фабрика «Красная звезда»":
Качество кондитерских изделий является одним из приоритетных направлений деятельности кондитерской фабрики. Предприятие работает в соответствии с разработанной политикой в области качества.
Качество продукции
обеспечивается как высококвалифицированными
кадрами и техническим
На фабрике установлено
самое прогрессивное
Продукция фабрики традиционно получает высокие оценки на российских и международных выставках. Каждое четвертое наименование кондитерских изделий, выпускаемых фабрикой, имеет награды различных конкурсов.
На предприятии разработана
и функционирует система
Большое внимание в СМК
отведено контролю качества выпускаемой
продукции: все поступающие на предприятие
сырье и тароупаковочные
В апреле 2009 года на фабрике была проведена проверка аудиторами корпорации Оркла на соответствие стандарту безопасности компании. В результате проверки фабрика была отнесена к самой высокой категории по обеспечению безопасности [4].
2.2 Анализ внешней среды
2.2.1 Анализ макроокружения - размер рынка, доля в отрасли
ОАО "Кондитерская фабрика «Красная звезда»" является лидером шоколадной отрасли в Ленинградской области. Этому способствует малая удалённость от производства.
По данным компании "Бизнес Аналитик", доля фабрики «Красная звезда» на рынке шоколада в Санкт-Петербурге – 30% (рис.2), на рынке в России около 3% (рис.1) в стоимостном выражении (6-е место в рейтинге крупнейших компаний) [7].
Рисунок 1 – Рынок шоколада России
Рисунок 2 – Рынок шоколада Санкт-Петербурга
Целесообразно составить "портрет" отрасли по характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в таблице 2.1. приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик. Профиль рынка кондитерских изделий приведён в таблице 2.2.
Таблица 2.1 - Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
Характеристика отрасли |
Стратегическое значение |
1. Размеры рынка |
Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях |
2. Рост размеров рынка |
Быстрый рост вызывает новые вступления; замедление роста увеличивает соперничество и отсечку слабых конкурентов |
3. Избыток или дефицит производственных мощностей |
Избыток повышает издержки
и снижает уровень прибыли, недостаток
ведет к противоположной |
4. Прибыльность в отрасли |
Высокоприбыльные отрасли привлекают новые входы, условия депрессии поощряют выход |
5. Барьеры входа (выхода) |
Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм, низкие делают их уязвимыми ко входу новых. |
6. Товар дорог для покупателей |
Большинство покупателей будет покупать по самой низкой цене. |
7. Стандартизованные товары |
Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу. |
8. Быстрые изменения технологии |
Возрастает риск: инвестиции в технологию и оборудование могут не окупиться из-за устаревания оборудования. |
9. Требования к капиталу |
Большие требования делают решения об инвестициях критичными, важным становится момент инвестирования, растут барьеры для входа и выхода. |
10. Вертикальная интеграция |
Растут требования к капиталу, часто растёт конкурентная дифференциация и дифференциация стоимости между фирмами разной степени интеграции. |
11. Экономия на масштабе |
Увеличивает объём и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции. |
12. Быстрое обновление товара |
Сокращение жизненного цикла товара, рост риска из-за возможности «чехарды изделий». |
Таблица 2.2 – Профиль рынка кондитерских изделий
Показатель |
Состояние |
Оценка привлекательности | ||||
Очень непривлекательно |
Непривлекательно |
Нейтрально |
Привлекательно |
Очень привлекательно | ||
Размер рынка |
большой |
* |
||||
Темп роста рынка и потенциал |
небольшой |
* |
||||
Цикличность спроса |
незначительная |
* |
||||
Сезонность спроса |
незначительная |
* |
||||
Чувствительность цен |
большая |
* |
||||
Прибыльность продукции |
небольшая |
* |
||||
Дифференциация продукта |
высокая |
* |
||||
Факторы конкуренции |
||||||
Интенсивность конкуренции |
незначительная |
* |
||||
Степень специализации конкурентов |
высокая |
* |
||||
Трудности входа в отрасль |
высокие |
* |
По данным исследований компании WorkLine Research на рынке кондитерских изделий России активно отслеживаются сезонные колебания спроса на различные кондитерские изделия. Например, в теплое время года отмечается высокий спрос на мучные кондитерские изделия, карамель, желейные и помадные конфеты. Осень и зима – традиционно «шоколадные» сезоны, когда особенно сильной позицией считаются коробочные наборы, приобретаемые, как правило, к праздникам. Перспективы развития ассортимента эксперты видят в создании новых вкусовых сочетаний, более экзотических, интересных, а также в диверсификации объемов упаковки в сегментах индивидуального и «семейного» потребления. Также перспективным считается направление развития, при котором происходит создание более сложных продуктов, находящихся на стыке различных категорий. Среди кондитерских изделий с высоким потенциалом такого способа развития эксперты выделили печенье, карамель, шоколадные конфеты и драже. Сегментация ассортимента на рынке кондитерских изделий выражена довольно ярко: товары относятся к дешевому, среднему и премиальному сегментам. По словам экспертов, деление происходит на основании двух основных критериев: цены и коммуникативных средств марок, закрепляющих их позиционирование. Качество самой продукции отходит на второй план. При этом игроки рынка отмечают условность такого деления: стоимость продукции известных брендов всегда будет выше.
К дешевому сегменту относится небрендированная весовая продукция. Это в основном товары сахаристой группы – карамель, помадные конфеты. В связи с кризисом данные позиции вновь обрели популярность и получили возможность развития.
Средний ценовой сегмент представлен на рынке наиболее широко, при этом его отличие от премиального заключается, прежде всего, в позиционировании и упаковке.
В премиальном сегменте
российского кондитерского
Сетевые магазины быстро
перестроились под более
В то же время растет стоимость продукции российских производителей, использующих импортное сырье, – особенно это касается шоколада.
В целом в ассортименте кондитерских изделий можно выделить следующие группы:
- мучнистая – печенье, пряники, вафли и другие; по оценкам специалистов, ее доля составляет около 55% рынка;
- сахаристая – карамель,
мармелад, драже, зефир и другое;
доля рынка находится в
- шоколадная – конфеты, плитки, батончики; доля рынка составляет 32% (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Структура рынка кондитерских изделий по группам в натуральном выражении, %
Группы |
Доли, % |
Мучнистые: |
55 |
Шоколадные: |
32 |
- Сбивные |
8 |
- Желейные |
9 |
- Помадные |
9 |
- Пралиновые |
2 |
- Грильяж |
1 |
- Батончики |
1 |
- Ассорти |
2 |
Сахаристые: |
13 |
- Карамель |
8 |
- Драже |
0,5 |
- Ирис |
1,5 |
- Мармелад |
1,5 |
- Зефир |
1,5 |