Сущность и функции цен в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия цены, а также видов цен и особенностей их применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть сущность и функции цен в маркетинге;
– выявить задачи и цели ценовой политики;
– охарактеризовать виды цен, а также особенности их применения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Цена как важнейшая составная часть комплекса маркетинга……………...…..5
1.1 Сущность и функции цен в маркетинге……………………………………….5
1.2 Задачи и цели ценовой политики………………………………………………9
2 Классификация цен и особенности их применения…………………………...12
2.1 Национальные цены…………………………………………………………...12
2.2 Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот……………………………18
2.3 Цены, используемые во внутрипроизводственном учете и статистике……21
Выводы и рекомендации..…………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ, курсач.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

стр

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Цена как важнейшая составная часть комплекса маркетинга……………...…..5

1.1 Сущность и функции цен в маркетинге……………………………………….5

1.2 Задачи и цели ценовой политики………………………………………………9

2 Классификация цен и особенности их применения…………………………...12

2.1 Национальные цены…………………………………………………………...12

2.2 Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот……………………………18

2.3 Цены, используемые во внутрипроизводственном учете и статистике……21

Выводы и  рекомендации..…………………………………………………………23

Литература………………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Цена – важный экономический инструмент в деятельности организации. Грамотное ценообразование  – одна из основных составных частей доходности и успешности на рынке.

В широком смысле цена – все объективные затраты потребителя, связанные с приобретением товара (услуги) как носителя необходимых потребительских свойств.

На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она также значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования. 
Ценовая политика – исключительно важный экономический инструмент организации – товаропроизводителя; однако при неумелом с ним обращении могут быть получены отрицательные по своим экономическим последствиям результаты.

Актуальность  темы работы заключается в том, что  в современных условиях цена и  ценовая политика выступают одной  из основных составляющих маркетинга фирмы и требуют тщательного  изучения.

Сущность целенаправленной ценовой политики заключается в  том, чтобы устанавливать такие  цены на производимые товары, чтобы  добиться запланированного объема прибыли  и успешно решать все свои стратегические и тактические задачи. Это определяет актуальность избранной темы исследования.

Несмотря на глубокую научную проработанность  многих проблем формирования цены, перед каждым предприятием стоит  проблема определения оптимальной  цены на свои товары и услуги.

Целью данной работы является изучение понятия цены, а также видов цен и особенностей их применения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть сущность и функции цен в маркетинге;

– выявить задачи и цели ценовой политики;

– охарактеризовать виды цен, а также особенности их применения.

При написании  данной курсовой работы использовались работы таких авторов как Григорьев М.Н., Данько Т.П., Баздникин А.С. и другие.

В первой главе  работы ставится задача раскрытия цены как важнейшей составной части комплекса маркетинга, выявляются сущность и функции цен, задачи и цели ценовой политики. Во второй главе рассматривается классификация цен, их различия и особенности применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЦЕНА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА

 

 

 

1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕН В МАРКЕТИНГЕ

 

 

 

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается  многими причинами. От уровня цены зависят величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность организации и её продукции, финансовая устойчивость предприятия. Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.

Цена как  экономическая категория выполняет  ряд важнейших функций:

1) Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи (5,С.32).

2) Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных – валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных – рентабельность, производительность труда, фондоотдача.

3) Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения (10,С.69).

Функция реализуется  через включение в себестоимость  многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального  страхования, Фонда занятости населения, а также через включение в  цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

4) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.

5) Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли (24,С.145).

6) Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё.

7) Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь.

В рыночной экономике  цены на товар постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом (15,С. 25).

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, – это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии рождаются как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования.

Для успешного  определения ценовой политики и  принятия отдельных решений о  величине цены необходимы эффективная  организация всего этого процесса и распределение ответственности  и полномочий между сотрудниками предприятия. Григорьев М.Н. считает, что уточнение организационной структуры и границ ответственности важно потому, что недостаточно слаженно работающая организационная структура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки (19,С.256).

Процесс ценообразования  должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует  использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или не дает совсем прибыли. На малых предприятиях и предприятиях, производящих и реализующих узкую номенклатуру продукции, ценовую политику определяют владельцы предприятий или их руководство.

На крупных предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих широкую номенклатуру продукции, организация процесса принятия решений в области ценообразования является очень сложной задачей (14,С.148).

Воркуев Б.Л. считает, что здесь необходимо решить, кто будет принимать решения о ценах, и на каком уровне организационной структуры они будут приниматься. Ценовую политику нецелесообразно отдавать на откуп какой-либо отдельной службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать представители производственного и проектно-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации (8,с.69).

После того, как  определена общая ценовая политика, задача формирования цен на отдельные  виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры.

Цена имеет  большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет  проявлять и производственная служба, потому что цена влияет на объем  реализации и через это на степень  загрузки производственных мощностей (21,С.95).

Система цен  характеризует собой взаимосвязь  и взаимоотношение различных  видов цен. Она состоит из различных  элементов, среди которых можно  выделить как отдельные цены, так  и определенные группы.

Взаимосвязь цен  обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д. (18,С.358).

1.2 ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ  И СУЩНОСТЬ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

Цена – важнейшая составная часть комплекса маркетинга. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.

Принятие маркетинговых  решений в области установления цен на товары представляет собой  достаточно сложную задачу для предприятия, что обусловлено особой ролью  цены в качестве средства получения прибыли, а также ее специфическими функциями в комплексе маркетинга. Ценовая политика тесно связана с товарной, распределительной и коммуникативной политикой предприятия и является завершающим этапом разработки комплекса маркетинга (6,С.125).

Только маркетинг  может установить цену на товар, которая  будет достаточно высокой для  производителя и достаточно низкой для потребителя.

При установлении цен руководство предприятия  должно уделять особое внимание следующим  взаимосвязям:

▪ «цена –  товар» – цена отражает полезные свойства товаров для потребителей;

▪ «цена –  распределение» – организация продажи  влияет на величину цены продаваемого товара;

▪ «цена –  реклама» – осведомленность покупателей  о ценах повышает их чувствительность к уровню этих цен (22,С.214).

На корпоративном  уровне цена представляет собой основной фактор долгосрочной рентабельности, предопределяя методы проведения ценовой  или неценовой конкуренции:

– ценовая конкуренция  ведет к установлению цен ниже сложившегося рыночного уровня и связана с достижением преимуществ в минимизации издержек;

– неценовая  конкуренция допускает установление цен на уровне сложившихся рыночных цен и даже выше их и ориентирована  на политику дифференциации (25,С.322).

Сущность ценовой  политики в маркетинге – установление на товары предприятия таких цен и такое варьирование ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить намечаемый объем прибыли и т.д.

Целями ценовой политики предприятия могут быть долгосрочная или краткосрочная максимизация прибыли; экономический рост; стабилизация рынка; снижение чувствительности потребителя к ценам; сохранение лидерства в ценах; предотвращение угрозы потенциальной конкуренции; поддержание лояльности торговли; повышение имиджа предприятия и его товаров; повышение интереса покупателя; усиление рыночной позиции ассортимента; захват доминирующих позиций на рынке.

Информация о работе Сущность и функции цен в маркетинге