Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия цены, а также видов цен и особенностей их применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть сущность и функции цен в маркетинге;
– выявить задачи и цели ценовой политики;
– охарактеризовать виды цен, а также особенности их применения.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Цена как важнейшая составная часть комплекса маркетинга……………...…..5
1.1 Сущность и функции цен в маркетинге……………………………………….5
1.2 Задачи и цели ценовой политики………………………………………………9
2 Классификация цен и особенности их применения…………………………...12
2.1 Национальные цены…………………………………………………………...12
2.2 Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот……………………………18
2.3 Цены, используемые во внутрипроизводственном учете и статистике……21
Выводы и рекомендации..…………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………………….
2.2 ЦЕНЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ
По внешнеторговым ценам осуществляется экспорт отечественных и импорт иностранных товаров и услуг.
Экспортные цены — это цены, по которым отечественные производители или внешнеторговые организации продают на мировом рынке отечественные товары (услуги).
Импортные цены — это цены, по которым отечественные предприятия покупают товары (услуги) за рубежом. Они устанавливаются на базе таможенной стоимости импортируемого товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимают косвенные налоги — акциз и НДС.
Следует иметь в виду, что для международной торговли характерна множественность цен. Один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, а также от взаимоотношений между продавцом и покупателем. Цены могут определяться условиями коммерческой сделки, зависеть от характера рынка и источников ценовой информации. Поэтому во внешнеторговых операциях используются разные виды цен (12,С.107).
Кратко остановимся на некоторых ценах, часто используемых в маркетинговой литературе.
Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в ходе его исполнения.
Подвижная цена — это цена, зафиксированная при подписании контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если изменится рыночная цена к моменту поставки. При этом оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной (2—5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. В контракте обязательно указывается источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены.
Скользящая цена — это цена, устанавливаемая во время исполнения контракта; применяется в контрактах на товары, требующие длительного срока изготовления, например строительные объекты, корабли, суда, средства вооружения. Первоначально в контракте указывается исходная цена, стороны оговаривают ее структуру, т.е. процентную долю в ней постоянных расходов (прибыль, накладные расходы, амортизационные отчисления и др.) и переменных расходов на сырье, материалы и оплату труда. Именно расходы на заработную плату определяют скольжение цены, так как с изменением цен на сырье, налоговой политики государства, уровня оплаты труда в отрасли и будут связаны дополнительные расходы на выполнение данного контракта. В контракте оговаривается предельный уровень отклонения окончательной цены от исходной.
Цена с последующей фиксацией (подвижная цена) применяется при поставках товаров, цена которых ставится в зависимость от их качества. Прежде всего это касается продажи металлов или химикатов с определенной долей примесей, а также товаров, цена которых подвержена значительным колебаниям. В контракте указывается, что при исполнении договора цена может измениться, и указывается, на основании чего будет установлена цена, какие факторы будут учитываться при ее фиксации. Принятый порядок фиксируют с помощью оговорок трех видов: оговорка «hausse» (повышение), означающая, что любое повышение рыночной цены ведет к повышению контрактной цены; оговорка «baisse» (понижение), означающая, что любое понижение рыночной цены ведет к понижению контрактной цены, а любое повышение во внимание не принимается; оговорка «hausse-baisse», ставящая изменение контрактной цены в зависимость от соответствующего изменения рыночной цены. При использовании таких цен обязательно определяют источники информации об изменении рыночных цен (9,С.32).
Цена базисная — это цена, которая обычно отражает общее направление динамики цен за предшествующий период. Ее можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров, а при установлении более стабильных торговых связей базисная цена участвует в дальнейшем торге с целью применения к ней различных скидок или надбавок. За основу базисных цен берут цены, публикуемые в различных справочниках и прейскурантах. Базисные цены являются основой при определении индекса цен международной торговли в целом и по отдельным группам товаров. Они публикуются в международной и национальной внешнеторговой статистике, в периодических экономических изданиях ООН. В настоящее время в статистике ООН в качестве базисных используются экспортные цены 1980г.
Справочные цены информируют покупателей об условиях продажи товаров производителем. Они отражают, как правило, интересы продавца, являются ориентировочными и могут заметно отклоняться от цен фактических сделок. Для поставщиков они служат базой определения цен предложения, а для покупателей — ориентиром для согласования цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами фактических сделок составляет 7—30% в зависимости от особенностей контрактов и состояния рынка.
Цена нетто — чистая цена товара на месте купли-продажи, не включающая скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий контракта, субсидии и т.п. Для покупателя это сумма, фактически уплаченная за продукцию, для продавца — фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с исполнением сделки.
Цена покупателя — фактическая денежная сумма покупки продукции на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Эта цена отражает интересы покупателя, стремящегося купить товар дешевле на данном рынке и в данный момент.
Цена продавца — цена, запрашиваемая продавцом, или фактическая цена товара, по которой осуществляется сделка в условиях превышения спроса над предложением. Эти цены отражают экономические интересы продавца, стремящегося продать товар дороже.
Цены мировые — цены, действующие на мировых рынках. Они характеризуются множественностью, т.е. различием цен на одинаковые товары на одном и тем более на разных рынках соответствующей продукции. Различие их зависит от времени, места, особенностей рынка, условий контракта.
Цены фактических сделок - цены купли-продажи продукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации продукции и являются важной, достоверной информацией для участников торговой деятельности. Часто такие цены - коммерческая тайна (8,С.126).
2.3. ЦЕНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОМ УЧЕТЕ И СТАТИСТИКЕ
Принято особо выделять цены, используемые во внутрипроизводственном учете и статистике. К ним относятся следующие:
Учетные цены - это цены для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от принятой учетной политики могут использоваться покупные или продажные цены.
Цены производителей - это цены, которые характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве, состоят из себестоимости и прибыли предприятия без учета косвенных расходов и налоговых платежей. Они не используются в расчетах между предприятиями.
Ценовые индексы — показатели динамики цен за определенный период.
Индивидуальные ценовые индексы информируют о динамике цен на отдельные товары и рассчитываются как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу сравнения (13,С.63).
Сводные ценовые индексы содержат информацию о динамике цен группы товаров и определяются как отношение стоимости группы товаров, проданных в отчетном периоде, исчисленной в фактических ценах, к стоимости в ценах базисного периода. Они используются в качестве одного из основных показателей инфляции в реальном секторе экономики.
Индекс потребительских цен - это индекс, который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индекс рассчитывается на основе динамики «корзины» потребительских товаров и услуг.
Текущие цены - это цены, действующие в данный период.
Средняя цена на товар - это цена, определяемая путем деления общего объема выручки за проданный товар на количество единиц проданного товара.
Сопоставимые цены и неизменные цены — цены, используемые для измерения динамики физического объема продукции, товарооборота и других стоимостных показателей. Сопоставимые, или неизменные, цены в основном устраняют влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. При их использовании объем произведенной продукции, реализованных товаров разных лет оценивается в одинаковых для этих лет ценах. Обычно в качестве сопоставимых используются цены базисного года. Сопоставимые цены позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей.
Приведенные цены - это цены за вычетом косвенных налогов и с включением государственных субсидий, используемые при составлении структуры национального дохода страны (17,С.78).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
На рынке установление правильной цены на товар – это очень сложная процедура, так как на уровень цены оказывают влияние многие факторы, такие как: издержки производства, цены конкурентов, цены импортных аналогов, уровень спроса, транспортные издержки, различные пошлины и сборы, реклама и различные элементы стимулирующего сбыта и др.
Для определения оптимального уровня цены необходим широкоформатный анализ вышеперечисленных факторов.
Цена потребления или затраты на приобретение какого-либо товара складываются из многих составляющих. Состав и структура этих затрат определяются с учетом функций изделия, наличием дополнительных услуг (сервис), их стоимостью, отдаленностью и другими факторами.
Цена также зависит от длительности жизненного цикла изделия у потребителя (срок эксплуатации, срок годности и т. д.).
Потребители разных социальных групп по-разному ранжируют цену и качество товара. И это означает, что при решении задачи по определению уровня конкурентоспособности товара (услуги) необходимо учитывать разные типические группы потребителей и разные сегменты рынка.
Решая вышеуказанные вопросы, маркетологи определяют наиболее оптимальную цену товару.
Проведенное теоретическое исследование видов цен и особенностей их применения позволяют сделать следующие выводы:
1. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций: первичную, учетную, распределительную, функцию сбалансирования спроса и предложения, функцию как средства рационального размещения производства, стимулирующую, социальную.
2. Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам:
– по характеру обслуживаемого оборота выделяют,
– в зависимости от сферы регулирования,
– в зависимости от территории действия,
– в зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара,
– по времени действия,
– цены, используемые в статистике.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
ЛИТЕРАТУРА