Сущность и направления маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг известен как система управления и организации деятельности различных субъектов хозяйствования, в том числе банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно – политической и экономической ситуацией.

Файлы: 1 файл

33__33__33__33__33_Kursovaya_33.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

− При формировании и практической реализации маркетинговых программ в банке происходит постепенная переориентация от текущих к перспективным планам.

− Разработка и внедрение новых, модернизация имеющихся банковских продуктов становится главным содержанием маркетинговой политики банка.

− Огромное внимание уделяется формированию и упрочению имиджа продуктов, предлагаемых банком рынку.

− Существенно усиливается контроль за действиями конкурентов с целью осуществления своевременной реакции банка на их действия на рынке.

− К разработке новых идей в маркетинге, новых видов банковских услуг все чаще привлекается не только коллектив маркетингового подразделения, но и все сотрудники АСБ “Беларусбанк”.

− В расширяющихся масштабах вся деятельность банка на рынке происходит на основе единой концепции, пронизывающей все стадии разработки производства и сбыта банковских продуктов.

− Последовательно возрастает значение прогнозирования рынка, определения и упрочения конкурентной позиции банка.

− Маркетинг направляется на наиболее эффективное использование конкурентных преимуществ банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Рекомендации по совершенствованию ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЕЛАРУСБАНК» НА ОСНОВЕ ПРОВЕДеННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

3.1 Описание маркетингового  исследования по совершенствованию  деятельности «АСБ Беларусбанк»

 

 Маркетинговое исследование – самый верный, если не единственный, путь к практическим знаниям о среде, в которой существует бизнес. На этой информации основываются важнейшие управленческие решения, благодаря которым компания занимает те или иные позиции. Таким образом, маркетинговое исследование выступает как начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности Банка. Само общество ускоренно меняется, трансформируются и методы его исследования.

Беларусбанк понимает, что в сфере финансовых услуг и управления компаниями достижение лучших результатов должно начинаться с улучшения качества услуг и отношений с клиентами.

Для этого необходимо постоянно получать максимально полную и качественную маркетинговую информацию, которая позволит принимать бизнес-решения, направленные на построение сильных брендов и создание успешных банковских продуктов.

В связи с этим было проведено следующее маркетинговое исследование.

Описание исследования:

1. Формулирование проблемы: постепенный переход белорусского рынка банковских услуг к неценовой конкуренции в связи с чем, следует больше внимания уделять качеству обслуживания клиентов.

2. Цель исследования: изучение уровня удовлетворенности клиентов качеством обслуживания и основных факторов выбора банка и банковских услуг, которые влияют на предпочтения и потребности населения.

3. Задачи исследования:

− выявить уровень удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в отделениях ОАО «Беларусбанк»;

− определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на выбор банка среди реальных пользователей банковских услуг;

− установить рейтинг наиболее часто используемых банковских услуг среди потребителей.

Методом исследования был выбран анкетный опрос.

Для опроса респондентов была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов, которая представлена в Приложении А.

Исследование проводилось по «горячим следам», то есть на выходе из банка  методом случайной выборки.

 

3.2 Итоги маркетингового исследования по совершенствованию деятельности «АСБ Беларусбанк»

 

В опросе приняли участие 26 респондентов – клиентов Банка, из них 11 мужчин и 15 женщин, а также 2 человека отказались участвовать в опросе. Результаты ответов представлены в Приложении Б.

В результате обобщения полученных данных удалось выяснить, что все опрошенные респонденты являются клиентами банка.

В вопрос №5 с целью установления рейтинга наиболее часто используемых банковских услуг были включены 9 видов услуг. Респондентов просили отметить, как часто они пользуются каждой из них. Результаты ответов представлены  на рисунке 3.1.

 


Рисунок 3.1− Рейтинг наиболее часто используемых банковских услуг

Примечание – Источник: [собственная разработка]

 

Таким образом, можно сделать вывод, что клиенты чаще всего пользуются такими традиционными услугами, как оплата коммунальных и иных платежей, а также валютно-обменными операциями. Несмотря на преимущества использования услуги sms-банкинг примерно 96% респондентов не пользовались ею никогда. Причиной может служить недостаточная информированность клиентов о данной услуге.

Что касается вопроса №6, относительно того, будут ли респонденты продолжать пользоваться услугами «Беларусбанк», то 88% опрашиваемых ответил «Определенно да» и 12%  – «Возможно». При этом один респондент отметил возможное прекращение пользования услугами Банка из-за низкого, по его мнению, уровня обслуживания клиентов.

Вопросы №7, 8 и 9 были заданы  с целью определения уровня удовлетворенности клиентов качеством обслуживания. Ответы на вопрос «Довольны ли Вы качеством обслуживания в «Беларусбанк» в целом?» в процентном соотношении представлены на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 − Удовлетворенность клиентов качеством обслуживания

Примечание – Источник: [собственная разработка]

 

Далее респондентов просили оценить некоторые параметры, составляющие качество обслуживания. Большинство опрашиваемых отметили, что их  в целом устраивают такие параметры, как месторасположение, режим работы, атмосфера внутри отделения. Однако существуют претензии к работе персонала, скорости обслуживания, условиям по предлагаемым услугам. Также отмечалось недовольство наличием очередей. Визуально распределение ответов на вопрос №8 представлено на рисунке 3.3.

 

Рисунок 3.3 − Оценка параметров, составляющих качество обслуживания

Примечание – Источник: [собственная разработка]

 

Так, как многие респонденты высказали свое недовольство работой персонала, атмосферой внутри отделения, можно сделать вывод, что руководству «Беларусбанк» следует уделять больше внимания непосредственно процессу обслуживания, а именно его оперативности и четкости (что позволит сократить очереди), а также компетентности и вежливости персонала в работе с  клиентами.

На вопрос о претензиях к банку 77% респондентов выразили свое недовольство, которое заключается в очередях, в неудачных часах работы и плохой работе персонала.

Что касается критериев выбора банка, то, по мнению респондентов, наиболее важными являются его надежность и стабильность, престиж,  выгодность сотрудничества, а также компетентный персонал. Рейтинг критериев выбора банка с точки зрения важности представлен на рисунке 3.4.

 

Рисунок 3.4 - Рейтинг критериев выбора банка

Примечание – Источник: [собственная разработка]

 

Как уже отмечалось во второй главе, «Беларусбанк» имеет сайт в Интернете, что позволяет использовать такой эффективный инструмент изучения потребительских предпочтений как online-опросы, которые являются самым популярным методом сбора первичной информации в настоящее время. При этом Банк не размещает анкеты на сайте, несмотря на то, что для поддержания лояльного отношения клиентов к банку и его услугам, продвижения новых услуг необходимо постоянно поддерживать обратную связь. «Беларусбанк» может использовать 2 основных метода проведения сетевых опросов:

− посредством электронной почты;

− web-опросы.

Таким образом, маркетинговые исследования в Интернете – эффективный инструмент управления бизнесом и взаимодействия с потенциальными и реальными клиентами банка.

Главным итогом проведенного исследования является получение важной информации, такой как:

− рекомендуется улучшить качество обслуживания клиентов (постоянно повышать квалификацию персонала, использовать в работе современное оборудование, проводить консультации с клиентами);

− повысить информированность клиентов о предоставляемых услугах;

− большое количество посетителей не довольно долгими  очередями, поэтому для решения этой проблемы можно порекомендовать установить в центре банковских услуг систему электронной очереди;

− для уменьшения жалоб клиентов по поводу часов работы, необходимо скорректировать рабочий режим банка под запросы клиентов, т.к. они не имеют возможности воспользоваться услугами банка из-за совпадения рабочего графика с графиком работы банка;

− в дальнейшем для изучения мнения клиентов о банке и его услугах предлагается проводить сетевые опросы.

Вся данная информация  необходима для устранения недостатков в текущей деятельности  банка и принятия новых стратегических решений.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Маркетинг является одной из управленческих функций банка, призванной содействовать сбыту банковских продуктов путем организации изучения рынка, проведения рекламной политики и собственно продажи продукции. Эти задачи маркетинга реализуются на уровне среднего звена управления банком − отдела маркетинга.

Сегодня понятие маркетинга в банковской сфере включает выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг; выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение потребностей клиентов в этих сферах; установление кратко- и долгосрочных целей для развития существующих и создания новых видов услуг; предложения услуг таким образом, чтобы привлечь внимание клиентов к их получению, при соблюдении условия постоянного контроля со стороны банка за качественным их выполнением и получением прибыли от их реализации.

Проведение маркетинговых исследований стало реальной потребностью и прочно вошло в практику хозяйственной деятельности банков. Глубина и направленность исследований зависят в значительной степени от характера деятельности  банка,  выпускаемой  им  продукции (для юридических или физических лиц), степени диверсификации продукции, размеров капитала и уровня доходов банка. Кроме того, масштаб проводимых исследований определяется также целями и стратегией банка, а именно: решениями относительно изменений его деятельности, выхода на рынок с новыми продуктами, изменениями в ассортиментной деятельности и так далее. Результатом маркетингового исследования является экономическая оценка уменьшения потенциальных возможностей банка и осложнения его позиций на конкретном рынке или сегменте. Этот результат в процессе дальнейшей маркетинговой деятельности при разработке программы маркетинга сопоставляется с производственными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами и оценивается эффективность деятельности банка на конкретном рынке.

Для получения информации в ходе маркетингового исследования компания может использовать обычно один или несколько методов сбора данных: опрос, наблюдение, эксперимент, глубинные интервью, и многое другое, в зависимости от задачи исследования. В ходе каждого маркетингового исследования разрабатывается индивидуальный инструментарий, позволяющий получить наиболее полную и достоверную количественную и качественную информацию. Это дает возможность сделать глубокий и всесторонний анализ полученных данных и сформулировать выводы для принятия оптимальных решений.

После освоения теоретических основ организации маркетинговых исследований в банковской сфере был осуществлен анализ проведения подобного рода исследований в «АСБ Беларусбанк»  и проведено собственное исследование, главным итогом которого стало получение важной для повышения качества обслуживания и удовлетворенности клиентов информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник под ред. проф. В.А. Алексунина. – 2-е изд., перераб. и доп./ – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010 – 614с.

  1. Афанасьев, М.П.  Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М.:  Финансы и статистика, 2010. – 256с.
  2. Багиев, Г. Л., Тарасевич, В.М.  Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – Санкт-Петербург: 2009 – 736с.
  3. Балабанова, И.Т. Банки и банковское дело : Учебное пособие для ВУЗов / − С-Петербург: Питер, 2010. – 304 с.
  4. Балакирева, В.К. Коммерческие банки. Перспективы развития/ В.К. Балакирева. – М : Банковское дело, 2013. − №5
  5. Бидова, У.Л. Банковское дело: Учебник. – Мн: БГЭУ, 2010. –   523 с.
  6. Ванчикова, Е.Н. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Е.Н. Ванчикова. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2009. – 160 с.
  7. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2008. – 416 с.
  8. Гуров, К.О. Банковское дело: базовые операции для клиентов. – Минск: изд-во МИУ, 2009. – 456 с.
  9. Данишевская, О. Маркетинговые исследования в Интернете / О. Данишевская // Маркетинг : идеи и технологии. – 2013. – № 6. – 57 с.
  10. Данишевская, О. Маркетинговые исследования в Интернете: продолжение/ О. Данишевская // Маркетинг : идеи и технологии. – 2013. –   № 7. – 58 с.
  11. Демченко, Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие / Е.В. Демченко. – Минск : БГЭУ, 2009. − 420 с.
  12. Доуни, М. Банковский маркетинг / М. Доуни. – СПб: Питер,   2009. – 447 с.
  13. Дрюниани, Б.Д. Креативные стратегии в рекламе. – Москва,    2010 – 378 с.
  14. Евдокимова, Е.Д. Технология проведения маркетинговых исследований рынка банковских  товаров и услуг / Е.Д. Евдокимова. –        М.: Финпресс, 2009. – 256 с.
  15. Зачиняева, А. Сущность маркетингового исследования услуг на основе маркетинговой информации / А. Зачиняева СПб: Питер,   2010. –     346 с.
  16. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. В.А. Гольдича и                          А.И.     Оганесовой. – М.: АСТ. – 2000. – 704 с.
  17. Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг / Н.Б. Куршакова. – СПб.: Питер, 2009. – 507 с.
  18. Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования / Н.К. Малхотра. – СПб: Питер, 2009. – 768 с.
  19. Маслова, Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик; под ред. Т.Д. Масловой. – СПб: Питер, 2008. – 384 с.
  20. Осипов, М.К. Банковское дело: Учебник. − М.: Омега-Л, 2004. − 324 с.
  21. Пакова, О. Маркетинговые исследования рынка банковских услуг / О. Пакова − Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», М.: АСТ, 2010. – 126 с.
  22. Пастухов, Б.И. Современное состояние банковского рынка и пути выхода из кризиса/Б.И. Пастухов. − М: Финансы, 2013. − №10
  23. Радковская, Н.П. Маркетинг в коммерческих банках / Н.П. Радковская. – СПб.: Знание, 2009. – 412 с.
  24. Разумова, С.В. Стратегический маркетинг: учебное пособие / С.В. Разумова. – Минск: БГЭУ, 2010 – 375с.
  25. Романов, А. А., Панько А. В. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов, А. В. Панько. – М. : Эксмо, 2012. – 432 с.
  26. Тулембаева А.Н. Банковский маркетинг / А.Н. Тулембаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Алматы: Триумф, 2007. – 448 с.
  27. Хабаров В.И. Банковский маркетинг. / В.И. Хабаров, Н.Ю. Попова. – Московская финансово-промышленная академия. – М., 2008. – 165с.
  28. Интернет-сайт «АСБ Беларусбанк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarusbank.by. – Дата доступа: 07.12.2013.
  29. Интернет-сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. nbrb.by. – Дата доступа: 07.12.2013

Информация о работе Сущность и направления маркетинговых исследований