Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проблематику, выяснить работают ли маркетинговых методов в некоммерческой сфере, на примере некоммерческих организаций города Пермь.
В ходе курсовой работы решаются следующие задачи:
Изучить сущность некоммерческого маркетинга;
Рассмотреть и проанализировать организации, занимающиеся некоммерческим маркетингом
Введение..................................................................................................................3
I. Теоретическое обоснование темы………………………………….…….….5
1. Сущность и задачи некоммерческого маркетинга……………………..….…5
2. Специфика деятельности маркетинговой организации в условиях некоммерческого обмена…………………………………………………...…….8
3. Процессы конкуренции некоммерческих организаций……………...……..11
4. Существующие проблемы, недостатки……………………………………...13
II. Практическая часть………………………………………………….……..16
1. Компании, направление их деятельности…………………………………..16
2. Подведение итогов анализа, сравнение……………………………………...21
Заключение………………………..……………………………….……………22
Список литературы………………………………………………..………..….23
Процессы конкуренции
Конкуренция – это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Конкуренция на рынке некоммерческих продуктов — это соревновательный процесс между субъектами за потребителя некоммерческого продукта, завоевание определенной позиции, первенство в некоммерческой реализации, а также за источники финансирования деятельности.
Особенность конкуренции для некоммерческих субъектов заключается в том, что они могут конкурировать как между собой, так и с коммерческими субъектами.
Например, могут конкурировать между собой:
Конкуренция характерна далеко не для всех субъектов некоммерческой сферы деятельности. Некоммерческие образовательные и медицинские учреждения конкурируют как между собой, так и с коммерческими фирмами.
В то же время, не имеют конкурентов такие субъекты, как органы государственной власти и управления, силовые структуры (милиция, армия, налоговая служба, ГИБДД и т.д.). Они являются естественными монополиями. Наличие конкуренции в некоммерческой сфере, являющейся объективной причиной возникновения проблемы «сбыта».
Особое место во внешней маркетинговой среде как коммерческих, так и некоммерческих субъектов, занимает конкурентная среда. Конкуренция в сфере некоммерческой деятельности носит весьма специфический характер и охватывает деятельность четырех видов субъектов:
Все они в тех или иных ситуациях могут конкурировать друг с другом.
Высшие учебные заведения схожего профиля — государственные и частные предлагают на рынке аналогичные образовательные услуги по подготовке финансистов, менеджеров и маркетологов и т.д. Между собой конкурируют религиозные конфессии, секты, проповедники и миссионеры, стараясь привлечь новых прихожан и сторонников своих религиозных идей В предвыборной ситуации в стране возникает конкуренция между политическими партиями, движениями и независимыми политиками, борющимися за голоса избирателей.
Независимо от того, о какой некоммерческой организации идет речь, цель маркетинговых исследований — изучить структуру рынка (в т.ч. и смежных рынков), на котором функционирует организация, и действия его участников. Конкурирующие организация могут служить полезным источником идей относительно некоммерческого продукта, установления цены, мест предоставления продукта, разработки коммуникационных обращений, организации мероприятий по привлечению средств и т.д [5].
Существующие проблемы, недостатки
На нынешнем
этапе развития российской некоммерческой
сферы идея маркетинга отношений
могла бы стать особенно продуктивной.
Ведь действительно, просчеты в деятельности
многих отечественных некоммерческих
субъектов связаны с
Например, это относится к деятельности военных комиссариатов по привлечению призывников на военную службу; к деятельности некоторых политических партий по привлечению новых членов в свои ряды и голосов избирателей в предвыборный период. Наиболее ярко недостатки трансакционного подхода проявляются при продвижении властными структурами непопулярных у населения реформ и законов.
В некоммерческой
сфере, равно как и в
Каждая неудачная попытка трансакции со стороны любого некоммерческого субъекта с неизбежностью ведет, с одной стороны, к необоснованному расходованию ресурсов общества, и к нулевому (или отрицательному) социальному эффекту, сопровождающемуся безразличной (или негативной) реакцией потребителей — с другой.
В результате потребители в дальнейшем будут с настороженностью или предвзятостью относиться и к другим продуктам, предлагаемым данным некоммерческим субъектом.
Идеи маркетинга
отношений особенно важны и наиболее
адекватны специфике
Это возможно при соблюдении двух условий:
Так же существует еще одна проблема. Изучение деятельности предпринимателей и обследование предприятий показывают, что функции управления маркетингом и финансами часто вообще не реализуются. Этого вполне достаточно для банкротства. И во многих некоммерческих организациях наблюдается та же картина.
Большинство предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий и некоммерческих организаций, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение маркетинга , пока, к сожалению, не понимает сущности этой сферы деятельности и знакомо лишь с отдельными функциями маркетинга. Это происходит потому, что маркетинг не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем [4].
Но эта проблема решаема. Во-первых, необходим высококвалифицированный персонал, во-вторых, новые технологии, а не трудовые, финансовые или материальные ресурсы. Необходимо вести научные исследования и создавать свои новшества. Для этого, при недостатке сил и средств, можно временно объединиться с конкурентами, а небольшим предприятиям воспользоваться услугами государства и организаций, которые придется создать самим в отрасли, в регионе. Так же необходимо проводить постоянные исследования рынка и образа товара в глазах потребителей.
Отдельную проблему составляет сочетание некоммерческой и коммерческой составляющих деятельности некоммерческих субъектов. Ее решение для каждого конкретного субъекта определяется особенностями направлений его деятельности, производимых продуктов, внутренней среды, размерами потенциала и другими факторами. Но в любом случае, это сочетание должно быть подчинено декларируемой корпоративной миссии и не быть в противоречии с реальными целями некоммерческой деятельности.
«Когда речь идет о ценообразовании в некоммерческом секторе, сотрудники организации сталкиваются с вопросом оценки не только денежных затрат, но и неденежных расходов, связанных с воплощением «желаемого поведения». К тому же, подходящий уровень цены (их может быть несколько), который может установить организация, зависит от возможностей основной целевой аудитории. Например, если организация оказывает помощь детям с нарушениями развития, финансовые возможности семей могут варьировать от ниже среднего до высоких. Следовательно, цена на услуги может находиться в диапазоне от нуля (для представителя целевой аудитории) до суммы компенсации полных затрат», - замечает Специалист по маркетингу РБОО «Центр лечебной педагогики», Шаповалова Лариса в своей статье «Маркетинговое исследование в некоммерческой организации»
II. Практическая часть
Компании, направление их деятельности
В теоретической части мы рассмотрели основные аспекты и особенности некоммерческих организаций и их маркетинговых стратегий. Эти данные могут использоваться при получении знания о таких организаций нашего города.
Для анализа были взяты городские некоммерческие организации г. Пермь: фонд культурного и природного наследия «Обвинская роза» и общероссийской общественной организации «Россиский Красный Крест» в Перми.
Фонд культурного и природного наследия «Обвинская роза»
Фонд учрежден в 2008 году. Вид деятельности - деятельность общественных объединений. Занимается созданием и реализацией проектов (например, проекты по озеленению города) по восстановлению культурной составляющей территории.
Цель: привлечение своей деятельностью властных структур, для финансирования проектов
Задачи:
– восстановление историко-культурных и природных объектов и создание на их базе объектов познавательного туризма (гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды)
– формирование понимания у населения и администрации территории связи наследия и устойчивого развития
Стратегия фонда: привлечение молодежи и молодых специалистов.
В данном случае некоммерческий продукт представляет собой услугу предоставления людям, проживающим на данной территории их культурного наследия (памятников), которые вызвали бы гордость и благодарность общества как социальный эффект, который непосредственно должен быть в процессе обмена некоммерческой организации с ее целевой аудиторией.
Исходя из этого, организация соответствующим образом строит свою продуктовую, ценовую, дистрибутивную (политику распределения некоммерческого продукта) политику, политику продвижения, а также комплекс приемов для привлечения средств в организацию. Таким образом Маркетинговая деятельность фонда «Обвинская роза» проходит через призму НКП и соответствует такой схеме.
Это можно заметить по деятельности данной некоммерческой организации:
Она проводит активные исследования своей услуги, после проведения того или иного мероприятия. Дистрибутивная и коммуникативная политика выявляется через степень освещенности в СМИ. Фандрейзинг, процесс поиска и привлечения денежных средств и иных ресурсов организации с целью реализации как определенного социального проекта, у организации происходит ежедневно, привлекаются специалисты, которые помогли бы сформировать стратегию так, чтобы деятельность организации мотивировала властные органы спонсировать проекты. Слабо выражены лишь продуктовая политика и политика ценообразования. Это происходит потому что некоммерческий продукт – не что-то материальное, хотя и результатом деятельности организации зачастую является восстановление культурных объектов. Но при этом важнее получить определенный социальный эффект у людей, проживающих на этой территории, отсюда следует что организация предоставляет людям их память, наследие, культурное насыщение.
Эффективность деятельности некоммерческого маркетинга в данной организации можно измерить освещением в прессе. Только за два месяца (с августа по сентябрь 2011 года) было произведено более 10 статей на тему озеленения города и конференции по случаю юбилея известного лесовода.
Пермское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Россиский Красный Крест»
Вид деятельности: Общественная организация. Занимается созданием и реализацией проектов по гуманитарной помощи инвалидам и престарелым людям, создает курсы по оказанию первой помощи, пропагандирует безвозмездного донорства
Цель: содействие властей в оказании помощи людям, привлечение людей, готовых помочь (так же сформировать клиентскую группу )
Задачи:
– формирование понимания у населения и администрации города необходимости помогать людям, осведомлять тех, кому это необходимо
– проведение семинаров по оказанию помощи нуждающимся, оказание им всевозможной помощи.
Стратегия: привлечение СМИ.
В данном случае некоммерческий продукт представляет собой услугу оказания непосредственной помощи, при которой она получит одобрение различных структур общества как социальный эффект.
В данном случает справедливо считать некоммерческий продукт как комплекс, состоящий из выгод, которые получит целевая аудитория и члены общества от реализации «желаемого поведения», самого «желаемого поведения» и товаров и услуг, служащих подкреплением в реализации поведения. Организация предлагает рынку НКП в рамках основного направления деятельности, в соответствии с маркетинговой теорией о товаре. Схема будет выглядеть примерно так:
1. Базовая идея продукта – нуждающиеся получают определенную помощь, в дальнейшем смогут обходиться без нее, если это возможно, а так же заведут знакомство с другими.
2. Товар в реальном
исполнении – выполнение
3. Товар с подкреплением – весь спектр оказываемой помощи в рамках основной деятельности (телефонные консультации, выход сотрудников организации на дом для оказания помощи).
Данная схема поможет нам лучше понять запрос организации на тот материал, который получился в ходе проведения маркетингового исследования оказания услуг. Весь спектр деятельности «Красного Креста» направлен на то, чтобы люди с ограниченными возможностями постепенно входили в общество, принимал участие в жизни общества наравне с обычными людьми, чувствовали себя не выкинутыми из общества. Таким образом достигается одна из задач организации.
Информация о работе Сущность и задачи некоммерческого маркетинга