Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:07, лекция
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА 4
1.1. Сущность маркетинга и его роль в экономике 4
1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга 6
1.3. Концепции управления маркетингом. Цели и задачи маркетинга 7
1.4. Особенности маркетинга в российской экономике 8
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ 9
2.1. Постановка задачи 9
2.2. Анализ рыночных возможностей 10
2.3. Отбор целевых рынков 11
2.4. Разработка комплекса маркетинга 12
2.5. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий 13
3. СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 16
3.1. Концепция системы маркетинговой информации 16
3.2. Система внутренней отчетности 17
3.3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации 17
3.4. Система маркетинговых исследований 17
3.5. Система анализа маркетинговой информации 21
4.МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА 22
4.1.Маркетинговая среда фирмы 22
4.2.Основные факторы внешней микросреды функционирования фирмы 23
4.3.Основные факторы макросреды функционирования фирмы 26
5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ 27
5.1.Модель покупательского поведения 27
5. 2. Поиск информации и принятие решений о покупке 29
6. РЫНОК ПРЕДПРИЯТИЙ 30
6.1. Особенности рынка предприятий 30
6.2. Рынок товаров промышленного назначения 31
6.3. Рынок промежуточных продавцов 33
6.4. Рынок государственных учреждений 34
7. CЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА 34
7.1. Критерии и признаки сегментирования рынка 34
7.2. Сегментирование рынка по группам потребителей 36
7.3. Сегментирование рынка по группам продуктов 36
7.4. Сегментирование рынка по конкурентам 39
8.ТОВАР КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА 42
8.1. Определение товара и его характеристики 42
8.2.Основные виды классификации товаров 43
8.3. Марка товара 44
8.4. Упаковка товара 44
8.5.Решения относительно услуг для клиентов 45
8.6. Товарный ассортимент и номенклатура 46
9. РАЗРАБОТКА ТОВАРА 46
9.1. Стратегия разработки новых товаров 46
9.2. Процесс выработки новых идей для разработки новых товаров 47
9.3. Методы выработки новых идей и творческого решения проблем 48
9.4. Психологические модели 49
9.5. Жизненный цикл товара 53
10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ 55
10.1. Роль цены в теории и практике конкуренции 55
10.2.Ценообразование, ориентированное на затраты 58
10.3. Ценообразование, ориентированное на потребителей 58
10.4. Ценообразование, ориентированное на конкурентов 59
10.5. Основная проблема калькуляционного выравнивания 59
10.6. Задачи и политика ценообразования 60
11. МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ 67
11.1 Задачи распределения 67
11.2.Каналы распределения 68
11.3. Физическое распределение (товародвижение) 71
11.4. Выбор мест деятельности 74
11.5.Оптовая торговля 76
11.6. Розничная торговля 79
12. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ. СТРАТЕГИЯ КОММУНИКАЦИЙ И СТИМУЛИРОВАНИЯ 82
12.1. Комплекс маркетинговых коммуникаций(комплекс стимулирования) 82
12.2. Этапы разработки эффективной коммуникации 82
12.3. Разработка комплексного бюджета стимулирования и отбора элементов комплекса стимулирования 85
12.4. Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования 86
13. ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ В МАРКЕТИНГЕ 86
13.1.Теоретические основы науки о рекламе 86
13.2. Теоретические модели 87
13.3. Реклама 89
13.4. Стимулирование сбыта 91
13.5. Работа с общественностью 92
14. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ 93
14.1. Понятие стратегии и тактики маркетинга 93
14.2. Стратегическое планирование маркетинга 94
14.3.Текущее планирование маркетинга 96
14.4. Схема разработки бюджета маркетинга 97
14.5. Контроль за выполнением планов 99
ЛИТЕРАТУРА 99
Адаптацию западного маркетинга к российским условиям можно выполнить более успешно, если в полной мере овладеть уже достигнутым высоким уровнем развития этой области знаний и рассматривать маркетинг не только как тщательно продуманную специфическую деятельность, но и как философию руководства.
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельности. Ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых задач. Все это и составляет процесс управления маркетингом, элементы которого представлены на рис. 2.1.[12]
1 |
Анализ рыночных возможностей:
|
2 |
Отбор целевых рынков: Замеры объемов спроса Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке |
3 |
Разработка комплекса маркетинга: Разработка товаров Установление цен на товары Методы распространения товаров Стимулирование сбыта товаров |
|
|
4 |
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий Стратегия, планирование и контроль |
Рис.2.1. Процесс управления маркетингом
Оценку рыночных возможностей, с точки зрения целей и ресурсов фирмы, можно представить в виде схемы (рис. 2.2.).
Рис.2.2. Оценка рыночной возможности, с точки зрения целей и ресурсов
Фирме может показаться, что ее рыночные возможности ограничены, но это лишь подтверждает неумение мысленно увидеть будущее и осознать свои сильные стороны. Фирма может заняться выявлением новых рынков, используя, в частности, сетки развития товаров и рынка (рис. 2.3).
С помощью данной сетки возможны следующие варианты:
1. Более глубокое внедрение на
рынок, т.е. рост продаж
2. Расширение границ рынка за счет изучения и завоевания новых сегментов рынка.
3. Разработка товаров, предусматривающая предложение нового товара взамен существующего.
Существующие товары |
Новые товары | |
Существующие рынки |
1. Более глубокое проникновение на рынок |
3. Разработка товара |
Новые рынки |
2. Расширение границ рынка |
4. Диверсификация рынка |
Рис. 2.3. Выявление новых рынков с помощью сетки развития товара и рынка
Отбор целевых рынков состоит из четырех этапов:
Замеры и прогнозирование спроса предполагают выявление всех аналогичных товаров, продающихся на рынке, оценку объема их продаж и оценку будущего размера рынка.
Сегментирование рынка - это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах и поведении.
Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
При отборе целевых рынков можно использовать 5 возможных путей выхода на этот рынок, представленных на рис.2.4., где И - интенсивность покупательской потребности, Г - возрастная группа потребителей.
Японский опыт выхода на рынок предполагает освоение одного, обойденного всеми рынка, завоевание имени, а затем освоение новых сегментов и захват доминирующего положения.
Крупные компании стремятся к полному охвату рынка.
Оценить причины, почему покупатели приобретают один вид товара, а не другой (например аспирин - быстродействующий или медленнодействующий) помогает схема сравнения их свойств, с точки зрения покупателей, или схемы позиционирования товара.
Позиция товара соответствует восприятию покупателей, а не их действительности. Чем ближе расположены друг к другу марки товара, тем по мнению покупателей, они выглядят как удовлетворяющие одну и ту же нужду. Деятель рынка объединяет товары и потребительские предпочтения в сводную схему, которая показывает, что хотели бы приобрести покупатели.
Рис.2.4. Пять способов охвата рынка
Комплекс маркетинга (рис.2.5.) включает 4 составляющих:
Иначе комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.
ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК
Рис.2.5. Четыре составляющих комплекса маркетинга
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий требует системы управления маркетингом, которая включает планирование маркетинга, состоящего из стратегического и тактического (текущего) планирования, организацию управления и контроль.
Цель системы стратегического планирования - удостовериться, что фирма находит и развивает сильные производства и сокращает или вообще сворачивает слабые.
Под планированием маркетинга понимается разработка планов для каждого отдельного производства и рынка после того, как фирма приняла стратегическое решение относительно того, как поступать с каждым из своих производств. Фактически компания будет разрабатывать два плана: перспективный и годовой.
Для реализации планов маркетинга создается на предприятии служба маркетинга по одной из ниже приведенных схем.
Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга (рис. 2.6.).
Рис. 2.6. Функциональная организация
Эта схема обладает простотой управления, однако по мере роста товарного ассортимента и рынков затрудняется составление планов по каждому товару и рынку и координация маркетинга фирмы в целом.
Для компаний, торгующих по всей территории страны, используется другой подход: координация по географическому принципу (рис. 2.7.).
Рис. 2.7. Организация по географическому принципу
Преимущество этой схемы в том, что торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, могут лучше узнавать клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.
Фирмы с широкой товарной номенклатурой используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления (рис.2.8).
Рис. 2.8. Организация по товарному принципу
Преимущества этой организационной структуры в том, что управляющие по товару, в том числе по второстепенным товарам, координируют весь комплекс маркетинга по своему товару, быстро реагируют на возникающие на рынке проблемы, и это хорошая школа для молодых руководителей.
Недостатки в том, что часто возникают конфликты из-за недостаточности прав у управляющих по товарам и система обходится дороже, чем предполагается вначале.
Суть оргструктуры по рыночному типу в том, что вместо товара, управление организовано по рынкам сбыта (отраслям), как показано на рис. 2.9.
Рис. 2.9. Организация по рыночному типу
Достоинство этой системы в ориентации фирмы на нужды потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.
Организация по товарно-рыночному типу или матричному принципу представлена на рис. 2.10.
Рис. 2.10. Организация по матричному принципу
Система обладает преимуществами товарной и рыночной структур, однако основными ее недостатками являются большие затраты и частые конфликты. Однако большинство управляющих считают, что достоинства матричной системы перевешивают ее недостатки.
Для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности фирмы, осуществляется маркетинговый контроль. Выделяют три типа маркетингового контроля:
В процессе анализа, планирования, реализации и контроля за ходом выполнения плана маркетинга требуется информация о потребителях, конкурентах, возможностях предприятия, дилерах и других силах действующих на рынке.
Концепция системы маркетинговой информации представлена на рис. 3.1.
Рис.3.1. Система маркетинговой
Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговых мероприятий.
У любой фирмы существует внутренняя отчётность, к ней относятся показатели: текущего сбыта, суммы издержек, объёмы материальных запасов, движения денежной наличности, данные о кредиторской и дебиторской задолженности. Применение ЭВМ позволяет создать эффективные системы внутренней отчётности. Так при наличии такой системы торговый агент может из любой точки по телефону запросить необходимые ему сведения, например о наличии товара на складе и получить ответ не только о наличии бумаги на складе, но и при её отсутствии, ответ на вопрос, когда и каким комбинатом она будет произведена. Это даёт ему большие преимущества перед конкурентами.
Система сбора внешней текущей маркетинговой информации обеспечивает руководителей информацией о самых последних событиях и представляет набор источников и методических приёмов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Руководители фирм применяют следующие методы сбора такой информации: чтение газет, книг, специальных изданий, беседы с поставщиками и другими лицами, не являющимися штатными работниками фирмы; обмен сведениями с другими управляющими и сотрудниками фирмы; обучение продавцов фиксировать события и сообщать о них (это "глаза и уши" фирмы); назначение специалистов по сбору внешней маркетинговой информации (особенно о конкурентах); покупка сведений у сторонних поставщиков внешней текущей информации (существуют специальные фирмы по сбору информации о ценах на товар, доле рынка, подборе рекламы конкурентов), организация специальных отделов по сбору и распространению текущей маркетинговой информации, в которых сотрудники просматривают наиболее важные издания в поисках новостей, составляют обзоры и рассылают их управляющим по маркетингу. В этих отделах ведут досье интересующих фирму сведений. Это резко повышает качество информации, поступающей к управляющим по маркетингу.
Информация о работе Сущность маркетинга и его роль в экономике