Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:07, лекция
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА 4
1.1. Сущность маркетинга и его роль в экономике 4
1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга 6
1.3. Концепции управления маркетингом. Цели и задачи маркетинга 7
1.4. Особенности маркетинга в российской экономике 8
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ 9
2.1. Постановка задачи 9
2.2. Анализ рыночных возможностей 10
2.3. Отбор целевых рынков 11
2.4. Разработка комплекса маркетинга 12
2.5. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий 13
3. СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 16
3.1. Концепция системы маркетинговой информации 16
3.2. Система внутренней отчетности 17
3.3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации 17
3.4. Система маркетинговых исследований 17
3.5. Система анализа маркетинговой информации 21
4.МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА 22
4.1.Маркетинговая среда фирмы 22
4.2.Основные факторы внешней микросреды функционирования фирмы 23
4.3.Основные факторы макросреды функционирования фирмы 26
5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ 27
5.1.Модель покупательского поведения 27
5. 2. Поиск информации и принятие решений о покупке 29
6. РЫНОК ПРЕДПРИЯТИЙ 30
6.1. Особенности рынка предприятий 30
6.2. Рынок товаров промышленного назначения 31
6.3. Рынок промежуточных продавцов 33
6.4. Рынок государственных учреждений 34
7. CЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА 34
7.1. Критерии и признаки сегментирования рынка 34
7.2. Сегментирование рынка по группам потребителей 36
7.3. Сегментирование рынка по группам продуктов 36
7.4. Сегментирование рынка по конкурентам 39
8.ТОВАР КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА 42
8.1. Определение товара и его характеристики 42
8.2.Основные виды классификации товаров 43
8.3. Марка товара 44
8.4. Упаковка товара 44
8.5.Решения относительно услуг для клиентов 45
8.6. Товарный ассортимент и номенклатура 46
9. РАЗРАБОТКА ТОВАРА 46
9.1. Стратегия разработки новых товаров 46
9.2. Процесс выработки новых идей для разработки новых товаров 47
9.3. Методы выработки новых идей и творческого решения проблем 48
9.4. Психологические модели 49
9.5. Жизненный цикл товара 53
10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ 55
10.1. Роль цены в теории и практике конкуренции 55
10.2.Ценообразование, ориентированное на затраты 58
10.3. Ценообразование, ориентированное на потребителей 58
10.4. Ценообразование, ориентированное на конкурентов 59
10.5. Основная проблема калькуляционного выравнивания 59
10.6. Задачи и политика ценообразования 60
11. МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ 67
11.1 Задачи распределения 67
11.2.Каналы распределения 68
11.3. Физическое распределение (товародвижение) 71
11.4. Выбор мест деятельности 74
11.5.Оптовая торговля 76
11.6. Розничная торговля 79
12. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ. СТРАТЕГИЯ КОММУНИКАЦИЙ И СТИМУЛИРОВАНИЯ 82
12.1. Комплекс маркетинговых коммуникаций(комплекс стимулирования) 82
12.2. Этапы разработки эффективной коммуникации 82
12.3. Разработка комплексного бюджета стимулирования и отбора элементов комплекса стимулирования 85
12.4. Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования 86
13. ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ В МАРКЕТИНГЕ 86
13.1.Теоретические основы науки о рекламе 86
13.2. Теоретические модели 87
13.3. Реклама 89
13.4. Стимулирование сбыта 91
13.5. Работа с общественностью 92
14. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ 93
14.1. Понятие стратегии и тактики маркетинга 93
14.2. Стратегическое планирование маркетинга 94
14.3.Текущее планирование маркетинга 96
14.4. Схема разработки бюджета маркетинга 97
14.5. Контроль за выполнением планов 99
ЛИТЕРАТУРА 99
Рис.4.4. Внутренняя микросреда фирмы
Макросреда слагается из шести основных сил, представленных на рис.4.5.
,
Рис.4.5.Основные силы макросреды
Демография - наука, изучающая население, с точки зрения его численности, плотности и т.п. Для маркетинга демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Составляется таблица рынков в различных районах и определяется приблизительная численность населения и его структура.
Экономические факторы. Деятели рынка должны обращать внимание на характер распределения доходов с учетом географического местоположения.
Природные факторы включают: дефицит некоторых видов сырья (разрушение озонового слоя, вырубки, истощение невосполняемых ресурсов - нефти и т.д.);
- рост загрязнения среды;
- решительное вмешательство
ресурсов.
Научно – технические факторы включают:
- ускорение научно - технического прогресса;
- появление безграничных
биотехнологий, робототехники и т.п.;
- рост ассигнований на НИОКР ;
- ужесточение госконтроля за качеством и безопасностью товара.
Политико-правовые факторы представлены:
- законодательством по
- повышением требований со
- ростом числа групп по защите интересов общественности.
Культурные факторы определяются:
- приверженностью к культурным традициям;
- субкультурой в рамках единой культуры;
- временными изменениями
- отношением людей к самим себе - приверженностью к определенным товарам;
- отношением людей к обществу, природе, к мирозданию (культовые интересы).
При проведении маркетинговых исследований все факторы микро и макросреды необходимо учитывать.
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Развернутая модель покупательского поведения представлена на рис.5.1.
Побудительные факторы маркетинга |
Прочие раздражители |
"Черный ящик" сознания покупателя |
Ответные реакции покупателя | |
Товар, цена, методы распространения, стимулирования сбыта |
Экономические, научно-технические политические и культурные |
Характеристики покупателя |
Процесс принятия решения покупателем |
Выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объекта покупки |
Рис.5.1. Развернутая модель покупательского поведения
Характеристики покупателя представим в виде схемы (рис.5.2.)
Рис. 5.2. Характеристики покупателя
Рассмотрим более подробно некоторые из факторов.
Жизненный цикл человека включает следующие этапы:
1. Этап холостой жизни (молодые одиночки, живущие отдельно от родителей).
2. Юные молодожены без детей.
3. "Полное гнездо" первая стадия (младшему ребенку меньше шести лет).
4. "Полное гнездо" вторая стадия (младшему ребенку шесть лет и более).
5. "Полное гнездо" третья стадия (пожилые супруги с детьми, находящимися на их попечении)
6. "Пустое гнездо" первая стадия
(пожилые супруги, дети
7. "Пустое гнездо" вторая стадия
(пожилые супруги, дети
8. Вдовствующее лицо работает.
9. Вдовствующее лицо на пенсии.
Тип личности, характеризующий собственное "Я", обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт, как влиятельность, независимость, непостоянство, почтительность, властолюбие, общительность, настороженность, привязанность, агрессивность, выдержанность, стремление к успеху, любовь к порядку, приспособляемость.
Деятель рынка должен стремиться создать образ марки, соответствующий собственному "Я" членов целевого рынка.
Из психологических факторов остановимся на понятии мотива. Мотив нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Существует несколько теорий мотивация поведения.
1. Теория мотивации Фрейда, в которой он утверждает, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, подавляя множество влечений. Однако никогда нельзя полностью подавить влечения человека, т.к. подавление обязательно проявляется в невротическом поведении, навязчивых состояниях, психозах.
2. Теория мотивации Маслоу
Рис. 5.3. Иерархия потребностей по Маслоу
Перечисленные на схеме (рис. 5.2.) факторы дают представление о том, как эффективнее привлечь и обслужить покупателя.
В результате сбора информации повышается осведомленность потребителей об имеющихся на рынке марках товаров и их свойствах. В практическом смысле фирма должна разработать такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если товару не удается проникнуть в эти комплекты, фирма упустит возможность продажи своего товара.
Последовательность комплектов, задействованных в процессе принятия решений о покупке, представлена на рис.5.4.
Полный Комплект Комплект
комплект
осведомленности
Перечень Часть этого Ещё меньшая
марок перечня марок часть перечня Решение
Рис.5.4. Последовательность комплектов при принятии решения о покупке
Решение о покупке может быть
сдержано отношением других людей или
непредвиденными
Как воспринимается новинка различными категориями потребителей рассмотрим на схеме (рис.5.5.)
Число адаптиро Раннее Запоздалое
ванных к
нововведениям
последователи
Новаторы
2.5%
Рис.5.5. Типичная функция адаптации покупателей по времени.
Прежде чем разрабатывать
На поведение покупателя оказывают влияние четыре основных группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), социальные факторы (референтные группы, семья, роли, статусы), факторы личного порядка (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, убеждение и отношение). Все они дают представление о том, как эффективно обслужить и охватить покупателя.
Задача деятеля рынка - понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение для создания эффективной программы маркетинга.
Предприятия - это огромный рынок сырья, комплектующих изделий, устройств, вспомогательного оборудования, предметов снабжения и деловых услуг.
Закупки для нужд предприятия - это процесс принятия решения, посредством которого официальная организация констатирует наличие нужды в закупаемых со стороны товарах и услугах, а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и конкретных поставщиков, имеющихся на рынке.
Фирмы, продающие другим организациям (производителям, оптовикам, розничным торговцам и госучреждениям), должны приложить максимум усилий, чтобы разобраться в нуждах своих покупателей, их ресурсах, политических установках и процедурах совершения закупок.
Необходимо учитывать также ряд особенностей, не встречающихся в практике потребительского маркетинга, перечисленных ниже:
1) Организации приобретают
2) В процессе принятия решения
о закупках для нужд
3) Агенты по закупкам должны
следовать официальным
4) Необходимо запрашивание предло
Рынок товаров промышленного
Основные характеристики рынка
товаров промышленного назначен
- на нем меньше покупателей;
- но эти немногочисленные
- они сконцентрированы
- спрос на эти товары определяет
- спрос на эти товары резко меняется (например, спрос на потребительские товары может привести к росту спроса на оборудование для их производства);
- покупатели этих товаров - профессионалы (технические эксперты по товарам).
Основные факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей товаров промышленного назначения, представлены на рис.6.1.
Существует три основных вида ситуаций совершения закупок:
Наименьшее число решений
Информация о работе Сущность маркетинга и его роль в экономике