Сущность, содержание и особенности коммерческой работы при совершении экспортно – импортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является:
- определение экспортно-импортных операций как формы международных отношений;
- определение приоритетных направлений работы коммерческой службы в области экспортно-импортных операций;
- выбор направлений совершенствования коммерческой деятельности в области экспортно-импортных операций ЗАО «Тандер».

Файлы: 1 файл

коммерция.docx

— 94.41 Кб (Скачать файл)

-          подготовку товаров к отгрузке;

-          организацию их транспортирования;

-          страхование товаров;

-          финансовые расчеты.

Сделки купли-продажи вещественных товаров являются традиционными для мировой торговли.

1.3. Экспортно-импортные отношения России и ее положение в системе мировых экономических связей

 

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 миллиарда долларов, Россия обладала менее чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и другие.[21, с.56]

Россия же расположилась во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух фаз:

а) на первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с разрывом хозяйственных связей после распада СССР;

б) с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который уже к 1996 г. увеличился на 52,3% (табл.1).

Другим отличительным моментом является наличие стабильного положительного торгового сальдо, начиная с 1991г. В 1996 г. оно достигло 28,5 миллиардов долларов [21, с.57].

Таблица 1

Объем экспортно-импортных операций России (млрд.долл. в текущих ценах)

ГОДЫ

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Оборот

183,3

121,0

97,2

101,4

116,7

135,7

148,1

Экспорт

88,5

66,8

54,2

59,2

66,2

77,8

88,3

Импорт

94,8

54,2

43,0

42,2

50,5

57,9

59,8


Источник: данные Госкомстата РФ и ГТК РФ 

 

Относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы.

 

Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов России.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых постоянно растет (табл. 2). 

 

 

 

Таблица 2.

Географическая структура экспорта России (% к итогу)

СТРАНЫ

1992

1994

1995

1996

I. Дальнее зарубежье

в том числе:

1)    Европа

в т.ч. Западная Европа

Бывшие страны СЭВ

78,2 

 

58,2

44,0

14,2

78,5 

 

53,5

44,4

9,1

83,2 

 

56,0

46,0

10,0

82,2 

 

52,7

37,9

14,8

2)    Азия

в т.ч. Япония

Китай

НИС и АСЕАН

16,2

3,1

5,3

2,0

16,6

4,2

4,4

3,1

17,2

4,5

4,0 

18,9

3,9

5,4

2,1

3)    Америка

в т.ч. США

2,7

1,4

7,1

5,1

9,1

5,7

9,3

5,7

4) Африка

1,1

0,9

0,9

1,3

II. Ближнее зарубежье

(страны СНГ)

21,8

21,5

16,8

17,8

ИТОГО:

100

100

100

100


Источник: данные Госкомстата РФ и ГТК РФ 

 

Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

1.4. Торгово-политические средства регулирования экспортно-импортных операций

До начала девяностых годов, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством. Распределение всех ресурсов определялось потребностями народного хозяйства; импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.

Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.

Возникающая как следствие такого положения оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной "расшивать" узкие места несостыкованных планов, - все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потребителями - с одной стороны и зарубежными - с другой.

Ситуация стала критической в конце восьмидесятых годов: резко сократились темпы роста экспортно-импортных операций, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.

Осуществляя с начала девяностых годов общую реорганизацию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей.

В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений, а право выхода на рынок получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля.

 

 

 

Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.

Экспортное регулирование.

В связи с тем, что подавляющая часть экспортных поступлений приходится на минеральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административного регулирования экспорта сырья стала основой внешнеторговой политики России начала девяностых годов.

По результатам специально составленного баланса модели "затраты-выпуск" Министерство экономики прогнозирует объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная величина. Экспорт в страны СНГ определяется на базе межгосударственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ осуществляется на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределяется Министерством внешних экономических связей через аукционы.                                   

С целью удовлетворения нужд государства (которые определяются Министерствами финансов и экономики) выясняются потребности страны в иностранной валюте на будущий период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему квоту товаров, через "специальных экспортеров", осуществляет их поставку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачивает специальным экспортерам комиссионные в размере 5-7% от экспортной выручки (без учета транспортных расходов) и освобождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны, специальные экспортеры обязуются перевести на счет Министерства финансов определенную сумму выручки за поставленный товар в расчете на единицу продукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.

Промежуточные квоты на экспорт предоставляются отдельным территориально-административным образованиям (Татарстан, Башкортостан, Коми и Удмуртия), эти квоты распределяются на основе соглашения между регионами и федеральным правительством.

Определенная сумма квот "на удовлетворение технических потребностей предприятий" предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами.

Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продукции.

Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важного товара обязан вести торговлю через "специальных экспортеров". По состоянию на середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров.[21, с. 66]. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством внешних экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике, начиная с 1994 г., этот список постоянно сокращается.

Фактически существуют три категории "специальных экспортеров":

- внешнеторговые организации, которые до распада СССР были  монополистами в области внешней  торговли. Эти организации по-прежнему работают в тесном контакте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров. По некоторым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному монополисту;

- региональные экспортеры, которые получили право осуществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе;

-совместные предприятия-производители, которые имеют право экспортировать продукцию собственного производства.

Административная система квотирования и использования "специальных экспортеров" дополнялась применением так называемых "экспортных налогов", т.е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными различиями в величине внутренних и мировых цен.

Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бесконтрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности нефти, угля, кокса, природного газа, пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.

В конце 1993 г. система административного регулирования, базировавшаяся на квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпела ряд изменений.

В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.

Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столкнувшись с падением конкурентоспособности экспорта, правительство уменьшило налогообложение экспортных товаров.

Если в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

Информация о работе Сущность, содержание и особенности коммерческой работы при совершении экспортно – импортных операций