Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:34, курсовая работа
Целью настоящей работы является:
- определение экспортно-импортных операций как формы международных отношений;
- определение приоритетных направлений работы коммерческой службы в области экспортно-импортных операций;
- выбор направлений совершенствования коммерческой деятельности в области экспортно-импортных операций ЗАО «Тандер».
- подготовку товаров к отгрузке;
- организацию их транспортирования;
- страхование товаров;
- финансовые расчеты.
Сделки купли-продажи вещественных товаров являются традиционными для мировой торговли.
1.3. Экспортно-импортные отношения России и ее положение в системе мировых экономических связей
Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 миллиарда долларов, Россия обладала менее чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и другие.[21, с.56]
Россия же расположилась во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух фаз:
а) на первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с разрывом хозяйственных связей после распада СССР;
б) с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который уже к 1996 г. увеличился на 52,3% (табл.1).
Другим отличительным моментом является наличие стабильного положительного торгового сальдо, начиная с 1991г. В 1996 г. оно достигло 28,5 миллиардов долларов [21, с.57].
Таблица 1
Объем экспортно-импортных операций России (млрд.долл. в текущих ценах)
ГОДЫ |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
Оборот |
183,3 |
121,0 |
97,2 |
101,4 |
116,7 |
135,7 |
148,1 |
Экспорт |
88,5 |
66,8 |
54,2 |
59,2 |
66,2 |
77,8 |
88,3 |
Импорт |
94,8 |
54,2 |
43,0 |
42,2 |
50,5 |
57,9 |
59,8 |
Источник: данные Госкомстата РФ и ГТК РФ
Относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы.
Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов России.
Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых постоянно растет (табл. 2).
Таблица 2.
Географическая структура экспорта России (% к итогу)
СТРАНЫ |
1992 |
1994 |
1995 |
1996 |
I. Дальнее зарубежье в том числе: 1) Европа в т.ч. Западная Европа Бывшие страны СЭВ |
78,2
58,2 44,0 14,2 |
78,5
53,5 44,4 9,1 |
83,2
56,0 46,0 10,0 |
82,2
52,7 37,9 14,8 |
2) Азия в т.ч. Япония Китай НИС и АСЕАН |
16,2 3,1 5,3 2,0 |
16,6 4,2 4,4 3,1 |
17,2 4,5 4,0 |
18,9 3,9 5,4 2,1 |
3) Америка в т.ч. США |
2,7 1,4 |
7,1 5,1 |
9,1 5,7 |
9,3 5,7 |
4) Африка |
1,1 |
0,9 |
0,9 |
1,3 |
II. Ближнее зарубежье (страны СНГ) |
21,8 |
21,5 |
16,8 |
17,8 |
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
100 |
Источник: данные Госкомстата РФ и ГТК РФ
Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.
1.4. Торгово-политические средства регулирования экспортно-импортных операций
До начала девяностых годов, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством. Распределение всех ресурсов определялось потребностями народного хозяйства; импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.
Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.
Возникающая как следствие такого положения оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной "расшивать" узкие места несостыкованных планов, - все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потребителями - с одной стороны и зарубежными - с другой.
Ситуация стала критической в конце восьмидесятых годов: резко сократились темпы роста экспортно-импортных операций, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.
Осуществляя с начала девяностых годов общую реорганизацию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей.
В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений, а право выхода на рынок получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля.
Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.
Экспортное регулирование.
В связи с тем, что подавляющая часть экспортных поступлений приходится на минеральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административного регулирования экспорта сырья стала основой внешнеторговой политики России начала девяностых годов.
По результатам специально
составленного баланса модели "затраты-выпуск"
Министерство экономики прогнозирует
объемы внутреннего потребления по стратегически
важным товарам. Ресурсы экспорта определяются
как остаточная величина. Экспорт в страны
СНГ определяется на базе межгосударственных
соглашений, экспорт вне пределов СНГ
осуществляется на основе специальных
квот, выделенных для государства, предприятий-производителей,
совместных предприятий и отдельных субъектов
Федерации. Небольшая часть квот распределяется
Министерством внешних экономических
связей через аукционы.
С целью удовлетворения нужд государства (которые определяются Министерствами финансов и экономики) выясняются потребности страны в иностранной валюте на будущий период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему квоту товаров, через "специальных экспортеров", осуществляет их поставку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачивает специальным экспортерам комиссионные в размере 5-7% от экспортной выручки (без учета транспортных расходов) и освобождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны, специальные экспортеры обязуются перевести на счет Министерства финансов определенную сумму выручки за поставленный товар в расчете на единицу продукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.
Промежуточные квоты на экспорт
предоставляются отдельным территориально-
Определенная сумма квот "на удовлетворение технических потребностей предприятий" предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами.
Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продукции.
Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важного товара обязан вести торговлю через "специальных экспортеров". По состоянию на середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров.[21, с. 66]. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством внешних экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике, начиная с 1994 г., этот список постоянно сокращается.
Фактически существуют три категории "специальных экспортеров":
- внешнеторговые организации,
которые до распада СССР были
монополистами в области
- региональные экспортеры,
которые получили право
-совместные предприятия-
Административная система квотирования и использования "специальных экспортеров" дополнялась применением так называемых "экспортных налогов", т.е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными различиями в величине внутренних и мировых цен.
Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бесконтрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности нефти, угля, кокса, природного газа, пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.
В конце 1993 г. система административного регулирования, базировавшаяся на квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпела ряд изменений.
В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.
Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столкнувшись с падением конкурентоспособности экспорта, правительство уменьшило налогообложение экспортных товаров.
Если в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.