Теоретические аспекты изучения общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение предмета теории общественного мнения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть концептуальные подходы изучения общественного мнения.
2. Определить цели, задачи, функции.
3. Исследовать методы изучения общественного мнения.
4. Провести анализ общественного мнения на примере

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ………………………………
1.1. Концептуальные подходы изучения общественного мнения
1.2. Цели, задачи, функции………………………………………...
1.3. Методы изучения общественного мнения…………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Предмет теории общественного мнения.docx

— 71.46 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт  менеджмента и бизнеса

 

 

 

Кафедра маркетинга и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «»

 

На тему «Предмет теории общественного мнения»

 

 

 

         Выполнила: студентка группы ГМУ-08-1

        Пруткова А.А.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

     

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ………………………………

 

1.1.

Концептуальные подходы изучения общественного мнения

 

1.2.

Цели, задачи, функции………………………………………...

 

1.3.

Методы изучения общественного мнения…………………...

 

ГЛАВА 2.

АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ

 

2.1.

   

2.2.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления  о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается  понятие здравого смысла. Происхождение  идеи общественного мнения связывается  с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. [1] Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определенные ограничения, нормирует общественную жизнь. Еще Платон подчеркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются  средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

Общественное мнение может формироваться  как стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного  мнения, как правило, попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

Все это говорит о том, что  эта тема актуальна и значима.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение предмета теории общественного мнения.

Объектом данного исследования являются граждане, проживающие в городе Тюмени и нуждающиеся в социальной защите.

Предметом - система мер социальной защиты данной категории населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть концептуальные подходы изучения общественного мнения.
  2. Определить цели, задачи, функции.
  3. Исследовать методы изучения общественного мнения.
  4. Провести анализ общественного мнения на примере

Работа выполнена на основе достаточно широкого круга литературы.

Вопросы формирования и функционирования общественного мнения рассматриваются в классической - М.Вебер, Э.Гуссерль, Э.Дюркгейм, Г.Тард, З.Фрейд, К.Маркс и современной зарубежной социальной науке - Г.Лебон, У.Липман, Т.Лукман, Н.Луман, С.Московичи, П.Сорокин, Г.Блумер, П.Бурдье, Э.Гидденс, Р.Мертон, Э.Ноэль-Нойман, Ф.Олпорт, X.Ортега-и-Гассет, Ю.Хабермас, А.Шюц и многие другие.

В отечественной социальной мысли  проблематика общественного мнения в наибольшей степени представлена в работах М.К.Горшкова, Б.А.Грушина, В.Б.Житенева, B.C.Коробейникова, Н.И.Лапина, Н.С.Мансурова, В.А.Ядова.

Методологические основы и методики практического исследования общественного мнения разрабатывают Т.И.Заславская, О.И.Иванов, A.B.Милехин, Г.Г.Почепцов, Ю.Н.Толстова, Ж.Т.Тощенко, Ф.Э.Шереги.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка источников литературы. Общий объем работы – __ страницы.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

    1. Концептуальные подходы изучения общественного мнения

Еще в ХIX веке издатель американской газеты «Атлантик мансли» Джеймс Ловелл отмечал: «Давление общественного  мнения подобно атмосферному. Его  не видно, однако оно давит с силой  шестнадцать фунтов на квадратный дюйм». Иногда общественное мнение величают «неизвестным богом, перед которым  сгорают от ненависти». Но как бы мы ни относились к нему, одно остается бесспорным. Никогда ранее общественное мнение не имело такой силы, как  теперь. Многочисленные факты доказывают, что в демократических странах  мнение общественности по тем или  иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные  процессы, поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической  деятельности и даже на планирование и проведение разных культурных мероприятий. Другими словами, общественное мнение - это мощнейшая динамическая сила. Поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы помочь организациям распознать, понять общественное мнение и профессионально работать с ним.

Однако это дело не из легких. Общественное мнение не всегда сообразуется с законами логики, зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и формировать  его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем подтолкнут людей к ожидаемому консенсусу в  отношении определенной проблемы. Опыт свидетельствует, что общественность имеет удивительную способность  игнорировать бесспорные факты, если они  ее не интересуют; предоставление общественности непрерывно растущего объема информации также не обязательно оборачивается  обогащением ее знаний и ожидаемым  поведением.

И все же, как бы там ни было, общественное мнение остается мощной силой современного общества. Однако любая организация  должна иметь дело не с воображаемым, а с реальным и точно обозначенным общественным мнением, если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с  различными группами «своей» внутренней и внешней общественности.

Во всех случаях программы связей с общественностью рассчитаны, как  правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы, товара, организации или отдельного лица; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или 3) усилить существующее общественное мнение.

Поэтому вполне понятно, что специалисты  по паблик рилейшнз обязаны глубоко  разбираться в механизмах формирования общественного мнения, знать, каким  образом оно вырастает из установок  людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.

В обобщенном виде понятие «общественное  мнение» означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Упоминавшийся уже Эдуард Бернайз  называл общественное мнение «понятием, описывающим едва уловимую, подвижную  и неустойчивую совокупность индивидуальных суждений» ( Edward Bernays . Crystallizing Public Opinion. — N.Y., 1961. — P. 61). Профессор Принстонского университета Харвуд Чайлдз, проанализировав около 40 известных определений общественного мнения, самым удачным считает сделанное Германом Бойлом: «Общественное мнение — это не название чего-то одного, а классификация определенного количества чего-то». (Childs Harwood. Public Opinion: Nature, Formation, and Role. — N.J., 1965.—P. 15).

Чтобы лучше понять концепт общественного  мнения, его стоит разложить на два очевидных компонента — общественность и мнение. Об общественности как группе людей, объединенных общим интересом в определенной области, уже говорилось достаточно подробно. Что же касается мнения, то оно, как принято считать, является выражением установки человека относительно конкретного вопроса. Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они всплывают на поверхность в виде мнений. Когда же мнения становятся достаточно устойчивыми, они приводят к вербальным либо деятельным актам.

Отсюда следует, что общественное мнение является совокупностью мнений индивидов относительно общей проблемы, затрагивающей интересы какой-либо группы людей. Другими словами, общественное мнение — это своеобразный консенсус, зарождающийся из совпадающих между  собой установок людей относительно проблемы. Стремление повлиять на установки  человека, то есть на то, что он думает по поводу данной проблемы, как относится  к ней, и составляет первооснову  практики паблик рилейшнз.

Обобщенный подход к пониманию  общественного мнения как «совпадения  индивидуальных мнений определенного  числа людей», хотя и не вызывает особых возражений, однако оставляет  несколько в стороне то важное качественное обстоятельство, что оно  является общественным. Ведь индивидуальное восприятие реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус («общность мышления»), а сам он намного более полно представляет типы мнений, формирующихся в результате общения между собой людей, объединенных «чувством общности». Поэтому общественное мнение — явление гораздо более объемное, чем простая сумма точек зрения, высказанных определенной совокупностью индивидов.

Не совсем удачным является и  отношение к общественному мнению только как к состоянию суждений, характерных для определенной совокупности индивидов. Ведь общественное мнение — не статический, а динамический процесс высказывания, уточнения и согласования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается направленность действий.

Общественное мнение возникает  внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих  суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие  меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает  личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуникацию не случайно ставят на одну доску с мышлением, обретшим определенную форму (экстернализовавшимся). Ведь коммуникация нуждается в «общности мышления» и наоборот.

И теоретики, и практики паблик рилейшнз, изучая общественное мнение, в действительности делают его статичный «фотоснимок», тщательно фиксируя отдельные моменты, чтобы потом описанное в одно время мнение сравнить с мнением, зафиксированным в другой период. Более того, исследования пиэрменов  зачастую сосредоточены на направленности и интенсивности общественного  мнения, оставляя в стороне иные важные детали картины.

И это вовсе не случайно, поскольку  практики паблик рилейшнз стремятся  иметь дело с конкретной реальностью, вследствие чего ставят перед собой  преимущественно прагматические цели: как направить общественное мнение в желаемом направлении и пр.

Поэтому, основываясь именно на таких  позициях, специалисты по паблик рилейшнз в большинстве своем интересуются следующими характерными признаками общественного  мнения:

Направленностью мнения, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положительно – отрицательно - безразлично», «за - против - не определился», «за -против - при условии». В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным измерением общественного мнения, интересующим не только пиэрменов.

Интенсивностью мнения, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен - абсолютно не согласен».

Стабильностью мнения, означающей длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.

Информационной насыщенностью, указывающей, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней; что же касается направленности мнения таких людей, то ее трудно предвидеть. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.

Социальной поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы.

Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и  направленности постоянно находится  в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз. В большинстве случаев  они могут пользоваться данными  опросов общественного мнения, постоянно  публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости  доставать такую информацию в  коммерческих организациях, проводящих социологические исследования.

Вместе с тем каждый специалист по паблик рилейшнз должен хорошо разбираться  в технологии изучения общественного  мнения. Знание основ проведения опросов  населения, аналитического изучения настроений людей, умение интерпретировать разного  рода статистические данные крайне необходимы пиэрменам не только для самостоятельного выполнения такой работы, но и для  критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой разнообразными каналами.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения общественного мнения