Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение предмета теории общественного мнения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть концептуальные подходы изучения общественного мнения.
2. Определить цели, задачи, функции.
3. Исследовать методы изучения общественного мнения.
4. Провести анализ общественного мнения на примере
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ………………………………
1.1. Концептуальные подходы изучения общественного мнения
1.2. Цели, задачи, функции………………………………………...
1.3. Методы изучения общественного мнения…………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
К ним относятся:
К ним относятся:
Таким образом, через реализацию вышеперечисленных функций проявляется (более или менее результативно) воздействие общественного мнения на процессы социального управления обществом.
Существует три основных класса методов сбора социологической информации: прямое наблюдение; анализ документов; опросы, которые делятся на два подкласса интервью и анкетный опрос.
Прямое наблюдение - под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.
Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:
Наблюдение классифицируется:
В обоих случаях наблюдение может
производиться открыто или
Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.
Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: «Что наблюдать?», «Как наблюдать?» и «Как вести записи?».
Постараемся найти на них ответы.
На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по примерному плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.
По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие опускаются.
Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.
Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий.
Наблюдение большой аудитории
собрания производится несколькими
лицами, которые придерживаются единой
инструкции по подготовке протокола
регистрации данных наблюдения предшествует
не только разработка общей концепции,
но и неоднократные
Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?
Преимущества наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Рассмотрим пути повышения надежности данных при наблюдении.
Надежность (обоснованность и устойчивость данных) повышается, если выполнять следующие правила:
а) Максимально дробно классифицировать
элементы событий, подлежащих наблюдению,
пользуясь четкими
б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.
в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).
д) Важно следить за тем, чтобы
описание событий не смешивалось
с их интерпретацией. Поэтому в
протоколе следует иметь
е) При включенном или невключенном
наблюдении, выполняемом одним
ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений «со стороны» можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.
Место наблюдения среди других методов сбора данных.
Основным недостатком этого метода является необъективность наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.
Информация о работе Теоретические аспекты изучения общественного мнения