Теоретические основы методы сбора информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы методы сбора информации ……………........ 5
1.1. Виды и способы сбора вторичной информации. ……………… 5
1.2. Виды и теории разработки анкет. ………………………………. 10
1.3. Методика опросов. ……………………………………………….. 16
2. Методика проведения маркетинговых исследований рынка компьютерной техники. ……………………………………………………………………. 20
2.1. Метод проведения опроса ……………………………………….. 20
2.2. Анкета для исследования рынка компьютерной техники. ……. 27
Заключение ………………………………………………………………... 30
Список используемой литературы ……………………………………… 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Маркетинговым исследованиям.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение …………………………………………………………………… 3

1. Теоретические основы методы сбора информации ……………........ 5

1.1. Виды и способы сбора вторичной информации. ……………… 5

1.2. Виды и теории разработки анкет. ………………………………. 10

1.3. Методика опросов. ……………………………………………….. 16

2. Методика проведения маркетинговых исследований рынка компьютерной техники. ……………………………………………………………………. 20

2.1. Метод проведения опроса ……………………………………….. 20

2.2. Анкета для  исследования рынка компьютерной  техники. ……. 27

Заключение  ………………………………………………………………... 30

Список используемой литературы ……………………………………… 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее  время не одно предприятие в системе  рыночных отношений не может нормально  функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это  происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Уже сейчас большинство  руководителей понимает, что успех  предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна функция маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на его удовлетворение.

Маркетинг как  концепция управления реализацией  востребованных обществом товаров и услуг несет в себе системный подход к решению проблем получения максимального эффекта для продуцента и потребителя от продажи результатов труда с минимальными коммерческими рисками и является в этом качестве определенным источником поступления платежных средств.

На сегодняшний  день маркетинговые исследования как  глобальная функция управления информацией  предприятия в условиях рынка  дает предпринимателю, любому хозяйственному руководителю ряд проверенных живой  практикой рецептов выхода на положительные коммерческие результаты хозяйственной деятельности в рыночных нишах с ограниченными рисками. Это, прежде всего, определенная последовательность проведения аналитической работы; выход на наиболее благоприятные сегменты рынка, формирование в интересах предприятия изменяемых факторов внешней среды, в том числе и поведения потребителей, подавление легальными методами деятельности конкурентов, создания благо приятного образа предприятия и всей его деятельности в глазах общественности. Для того, чтобы выживать в долгосрочной перспективе, предприятие должно уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на его пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для него. Сильные и слабые стороны маркетинговой среды предприятия в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе маркетинговой среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие предприятия и организация в целом. Отделу маркетинга отводится значительная роль в деятельности предприятий. Он постоянно поддерживает тесные связи с клиентами и потому ответствен за изучение и выявление их потребностей и соответственно владеет этой информацией, важность которой нельзя переоценить для стратегического планирования. Расходы на маркетинговые исследования, составляя издержки обращения, в конечном счете, перекладываются на потребителя, увеличивая цену товаров и услуг. Однако от расходов на маркетинг получает выгоду и общество.

Целью написания  данной курсовой работы является разработка методики проведения исследований рынка компьютерной техники.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение теоретических аспектов методов сбора информации в маркетинговых исследованиях;
  • изучение методики проведения маркетинговых исследований рынка;
  • разработка анкеты для исследования рынка компьютерной техники.

Объектом исследования является рынок компьютерной техники.

 

  1. Теоретические основы методы сбора информации.
    1. Виды и способы сбора вторичной информации.

Приступая к  маркетинговым исследованиям, в первую очередь организация должна определить проблему.  Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины появившихся симптомов. Часто в этих целях проводится разведочное исследование.

Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель являются залогом его успешного проведения. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам, но и к обострению действительных проблем, связанных с потерями времени при движении по "ложному следу".

Вне зависимости  от того, проводит ли предприятие исследование собственными силами или привлекает стороннюю организацию, к выявлению  проблем и формулированию целей  обязательно должны привлекаться специалисты  фирмы. [1]

Обычно при  проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что  обходятся дешевле и более  доступны. Однако нужных исследователю  сведений может просто не быть либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неточными, неполными или ненадежными. В этом случае исследованию придется с гораздо большими затратами средств и времени «попрать первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными и более точными. [2]

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от

целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не является результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Кабинетные  исследования являются наиболее доступным и дешевым методом проведения маркетинговых исследований. Для малых, а порой и средних организаций — это практически доминирующий метод получения маркетинговой информации.

Внутренними источниками  служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция фирмы и др.

Вторичная информация, с которой должна работать система  постоянного слежения за внешней  маркетинговой средой, обширна и, как правило, рассеяна во множестве  источников, которые полностью практически невозможно перечислить. Многие международные и российские центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут оказаться полезными при анализе и прогнозировании.

Вторичные данные в России можно получить из таких информационных источников, как:

  • изданий общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», периодические печатные издания «Коммерсант», «Финансовые известия», журналы «Бизнес», «Эко» и др.);
  • периодических печатных изданий торгового характера («Экстра М», «Товары со склада», «Из рук в руки», «Центр плюс» и др.);
  • ежедневных газет;
  • газет бесплатных объявлений;
  • электронных средств массовой информации (телевидение, радио);
  • публикаций Торгово-промышленной палаты;
  • информационно-аналитических бюллетеней (например, ВНИКИ, различных исследовательских центров);
  • публикаций внешнеторговых организаций;
  • специальных книг и журналов (например, журнал «Маркетинг»);
  • публикаций международных консалтинговых фирм типа «Бизнес Интернэшнл» и «Мак-Кинзи»;
  • словарей, энциклопедий;
  • публикаций различных общественных организаций (защиты прав потребителей, общества «зеленых» и др.);
  • публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций;
  • наружной рекламы.

К источникам внешней  вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.

Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объема продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники и т.п. [3]

Что касается формулирования проблем маркетинговых исследований, то можно рекомендовать проведение этих работ в три этапа:

  • выбор и четкое определение содержания параметров, подлежащих исследованиям;
  • определение взаимосвязей;
  • выбор модели.

Исследователь и специалисты маркетинговых служб должны говорить на одном языке, и должно быть ясно, как измерить тот или иной параметр.

В качестве примера  параметров исследования и их определений можно назвать следующее: «осведомленность» (процент респондентов, слышавших о продукте данной марки); «отношение к продукту» (число респондентов, испытывающих положительное, нейтральное или отрицательное отношение к данному продукту).

Проблему добычи необходимых знаний о рынке и  его участниках можно решить следующими способами:

  • нанять исследовательскую компанию «под ключ» и ее силами реализовать с нуля маркетинговое исследование;
  • закупить необходимые данные у специализированных поставщиков информации и заняться самостоятельным анализом этих данных;
  • лично искать повсеместно сырые фрагментарные сведения и самостоятельно их обрабатывать.

Как работать со вторичной информацией:

  • Перед тем как приступить к поиску и сбору данных, необходимо построить общую схему, или алгоритм, которого нужно будет придерживаться в работе.
  • Определитесь, каким образом вы будете сохранять информацию.
  • В процессе работы по сбору данных необходимо фиксировать достигнутые результаты поиска применительно к каждому источнику информации.

Источники маркетинговой информации, использование которых позволит повысить эффективность работы отдела маркетинга промышленного предприятия.

  • поисковые интернет-системы;
  • телефонные справочники;
  • органы официальной статистики;
  • профильные государственные учреждения; [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды и теории разработки анкет.

Самостоятельной и очень распространенной формой опроса является анкетирование, заполнение заранее подготовленных бланков  с перечнем вопросов.

Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа, имеющая целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможности сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы. Анкетирование является распространенным способом опроса в маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.

В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность. [2]

Перечень возможных  вопросов не поддается жесткой регламентации. Каждый составитель, в зависимости от целей, объекта исследования и собственных возможностей, предлагает свой набор и формулировки вопросов. Однако при кажущейся анархии существуют определенные правила и нормативы, следовать которым обязан каждый исследователь.

Анкета - это не просто список вопросов. Это весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность. На разработку грамотной анкеты может уйти от одной до нескольких недель работы. Перед запуском исследования необходимо провести пробное анкетирование - «пилотаж», целью которого является доведение анкеты до кондиции, устранение ошибок, неточностей, двусмысленностей и наводящих элементов. Объем пилотажного исследования затрагивает, как правило, 5% от предполагаемой численности респондентов. [5]

 Составление анкеты - сложный исследовательский процесс, включающий постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов, разработку выборки, определение способа анкетирования и т.д. Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, т.е. регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма - письменная (метод саморегистрации), когда респондент заполняет собственноручно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентский способ). Недостатком этого (более дешевого) метода является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых. Метод анкетирования применяется также при организации панелей, работе с торговыми корреспондентами. Анкеты заполняются экспертами, специалистами и т.д.

Информация о работе Теоретические основы методы сбора информации