Теоретические основы методы сбора информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы методы сбора информации ……………........ 5
1.1. Виды и способы сбора вторичной информации. ……………… 5
1.2. Виды и теории разработки анкет. ………………………………. 10
1.3. Методика опросов. ……………………………………………….. 16
2. Методика проведения маркетинговых исследований рынка компьютерной техники. ……………………………………………………………………. 20
2.1. Метод проведения опроса ……………………………………….. 20
2.2. Анкета для исследования рынка компьютерной техники. ……. 27
Заключение ………………………………………………………………... 30
Список используемой литературы ……………………………………… 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Маркетинговым исследованиям.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)
  • Самостоятельная организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные условия ответа на вопросы.
  • Отсутствие определенного влияния со стороны интервьюера или компьютера, создающее более комфортные условия для респондентов для ответа на вопросы.

Недостатки  данного метода опроса прежде всего  заключаются в том, что поскольку  респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика проведения маркетинговых исследований рынка компьютерной техники.
    1. Метод проведения опроса.

Исследование  было проведено в декабре  2010 г. и состояло из следующих этапов. Первоначально был составлен список магазинов   города Санкт-Петербурга занимающихся продажей компьютерной техники.  Определенна возрастная категория потребителей, которых интересует компьютерная техника, она составила дети от 5 лет и люди пожилого возраста до 80 лет.

На втором этапе  был составлен текст опросного  листа, который включал в себя следующие вопросы:

  1. Пользовались ли Вы какой-либо компьютерной техникой?

Если пользовались то:

    1. Какой компьютерной техникой Вы пользовались?
    2. Удовлетворены ли Вы, техникой, с которой работали и будете ли продолжать?
    3. Откуда Вы получили информацию о компьютерной техники?
    4. По каким параметрам Вы выбирали себе компьютерную технику?
    5. Важны ли для Вас ценовые характеристики, на технику?
    6. Какую сумму Вы готовы потратить на компьютерную технику?

Если не покупали:

    1. Какова причина отказа от компьютерной техники?
  1. Пользовались ли Вы когда-нибудь компьютерной техникой?
  2. Какими характеристиками на Ваш взгляд, должна обладать компьютерная техника?

В качестве метода сбора информации был выбран неструктурированный опрос по телефону, который позволил лучше определить позицию потребителей компьютерной техники, их эмоциональное и личностное отношение, а также получить данные о востребованности того или иного оборудования. Ответы респондентов фиксировались в специально разработанных бланках, по которым и был проведен анализ.

Причины, по которым  опрос не был осуществлен, в свою очередь, представляют определенный интерес, так как неоднозначным образом  характеризуют данные организации. Как видно из рисунка 1, основная масса отказов определяется ситуацией «круглосуточная занятость», при которой люди настолько загружены работой, что не имеют 15 минут свободного времени (а именно столько длится опрос) для ответа на предложенные вопросы. Второе место по величине занимают ситуации, когда, даже не дослушав обращение, клали трубку со словами «До свидания» или отвечали более невежливо. [6]

Рисунок 1. Причины  отказа от опроса.

В мае 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка компьютерной техники.

По данным профильных специалистов, структура ПК рынка  в России в 2006 году выглядела следующим  образом: 76,4%- настольные компьютеры, 21,4% - ноутбука, 2,2% - серверы стандартной  архитектуры.

Согласно данным Gartner, объем российского рынка персональных компьютеров вырос за 2006 г. почти на 22%, составив 6,88 млн. шт (более 5 млн. настольных ПК и почти 1,9 млн ноутбуков). Важной тенденцией на рынке ноутбуков стало бурное развитие сегмента ноутбуков в ценовой нише до $ 1000. Лидером является компания Acer, реализовавшая за год 517 тыс. ноутбуков.

В тоже время  по оценке IDC, в 2006 г. продажи персональных компьютеров выросли в России на 19% и составили 7,3 млн штук, в  том числе 5,4 млн настольных компьютеров  и 1,9 млн ноутбуков.

Основными покупателями компьютеров в России были и остаются корпоративные заказчики. В настоящий момент особенно активно интересуются компьютеризацией своего бизнеса малые и средние компании.

Российские  юридические лица приобретают 80 % всех проданных в стране компьютеров, хотя на рынках Западной Европы на них приходится только 70 % продаж. Однако небольшой по объему российский рынок розничных продаж растет более быстрыми темпами, опережая рост в корпоративном сегменте и сегменте госзаказов в несколько раз.

На рынке серверов наиболее быстрорастущим сегментом в 2006 году стал сегмент blade-серверов: в 2005 году, по данным IDC, было продано порядка 3,5 тыс. таких систем, а в 2006-м 7,8 тыс.

В 2006 году в России было продано около 1,3 млн. смартфонов. Рост продаж стал следствием изменения потребительских предпочтений и снижения цен на смартфоны.

Согласно данным аналитического агентства Context за 2006 года в Россию было поставлено 5,9 млн. мониторов (включая плазменные панели). Доля ЖК мониторов составила более 98% в количественном выражении, ЭЛТ мониторов 1.7%, менее чем 0.3% приходится на плазменные панели.

Согласно имеющимся  данным, в 2006 году количество принтеров, МФУ и цифровых копировальных  устройств, поставленных на российский рынок, сократилось на 3% по сравнению с 2005 годом и составило 4,3 млн. штук. Тем не менее, темпы роста рынка в стоимостном выражении сохранились на довольно высоком уровне  10%, а емкость рынка достигла $1,2 млрд.

Согласно долгосрочному  прогнозу до 2010 года российский рынок  персональных компьютеров будет стабильно расти в среднем на 17% в год. На конец прогнозируемого периода доля ноутбуков в денежном выражении окажется больше доли настольных компьютеров, хотя в количественном выражении последние будут по-прежнему удерживать лидерство. По мнению специалистов Мининформсвязи, к 2010 г. обеспеченность россиян компьютерами вырастет до 43 на 100 жителей. [7]

С 2001 года доля владельцев компьютеров выросла  с 8 до 52%. Чаще всего его используют для выхода в Интернет (63%).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, у скольких россиян есть дома персональный компьютер, где они чаще всего им пользуются и для чего им нужно это устройство. За прошедшее десятилетие доля владельцев персональных компьютеров возросла почти в семь раз: в 2001 году их было 8%, сейчас - 52%.  Как правило, это мужчины (54%), молодежь 18-24 лет (75%), высокообразованные респонденты (72%) таблица 1.

 

Таблица 1. Доля владельцев персональных компьютеров

 

У подавляющего большинства владельцев персональных компьютеров есть только одно подобное устройство (92%).  Впрочем, почти у  каждого десятого (8%) дома есть больше одного компьютера или ноутбука. Доля таких респондентов наиболее высока среди активных пользователей Интернет (10%) и высокообразованных респондентов (10%).  Наиболее активно россияне пользуются компьютером у себя дома: 63% делают это практически ежедневно или даже  несколько раз в день. Для сравнения, на работе с такой частотой его используют 39%, в других местах - лишь 9%.  За прошедшие восемь лет россияне стали чаще пользоваться компьютером дома, и реже - на работе, у друзей или в интернет-кафе. Так, с 2002 года с 54 до 9% снизилась доля тех, кто никогда не пользуется компьютером дома и с 26% до 63% выросла группа тех, кто делает это практически ежедневно. Напротив, с 16 до 42% увеличилась доля россиян, которые никогда не пользуются компьютером на рабочем месте и с 41 до 59% - тех, кто не пользуется им в других местах (например, у друзей или в интернет-кафе).

Россиянам, пользующимся компьютером, он нужен, в первую очередь, для выхода в Интернет (63%).  Значительная часть опрошенных используется это  устройство в рабочих целях (49%). Каждый третий пользователь слушает на компьютере музыку или смотрит фильмы (34%), каждый пятый - играет в компьютерные игры (20%). Реже всего респонденты указывают, что компьютер помогает им в учебе (16%). Мужчины чаще женщин используют компьютер для выхода в Интернет (66% против 61%), работы (52% против 47%), для прослушивания музыки и просмотра фильмов (41% против 28%) и для того, чтобы играть (25% против 15%). Женщины более склонны сообщать о том, что пользуются компьютером в учебных целях (18% против 15%). Для выхода в Интернет компьютер используют, главным образом, 25-34-летние россияне (70%). По работе он помогает 25-44-летним (57-58%). 18-24-летние чаще других используют это устройство для развлечений: прослушивания музыки и просмотра фильмов (52%), а также для учебы (35%). Высокообразованным компьютер служит источником Интернета и помощником в работе, а малообразованным - развлечением или же подспорьем в учебе. Чем выше уровень образования россиян тем чаще они используют компьютер для выхода в Интернет (57% малообразованных против 86% высокообразованных) и работы (29% против 65%).  Малообразованные более склонны сообщать, что слушают музыку или смотрят фильмы (57% против 29% высокообразованных), играют (29% против 13%) либо учатся (29% против 14%). Активные пользователи Интернет чаще других используют компьютер для выхода в глобальную сеть (72%), по работе (52%), а также для прослушивания музыки и просмотра фильмов (36%). Те, кто Интернетом не пользуется, более склонны указывать, что компьютер им нужен для игр (28%). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 24-25 июля 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. [8]

Продавцов бытовых  товаров выручали новогодние праздники, но теперь россияне, привыкшие не скупиться на подарках, предпочли забыть про финансовые потрясения и осчастливили родных и близких стиральными машинами, компьютерами, телефонами и микроволновыми печками. А вот с окончанием новогодних каникул страна резко протрезвела и стала куда внимательнее относиться к денежным расходам. Как результат - за первый квартал 2009 года было продано электробытовой техники и электроники всего на 5,22 млрд. евро, а это на 22,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные предоставил Институт маркетинговых исследований ГфК Русь. По данным социологов, сильнее всего обрушился телекоммуникационный сегмент рынка - это мобильные и радиотелефоны, аксессуары, факсы. Этих товаров стали покупать на 40,9% меньше. На втором месте - фототехника и сопутствующие к ней товары. В этой нише спрос сократился на 29%. На самом деле терять интерес к данной технике россияне начали еще в относительно благополучном 2008, и по мере развития мирового финансового кризиса эта тенденция только набирает обороты. На фоне всеобщего падения цен выделяются лишь несколько позиций. В первую очередь это жидкокристаллические и плазменные телевизоры, спрос на которые фактически остался на уровне первого квартала 2008 года. Но это единственное исключение - прочие позиции в категории аудио-видео просели в среднем на 20-25%. Эксперты связывают это с тем, что покупки наконец-то сделали те россияне, которые уже давно хотели обзавестись большим экраном, но по каким-то причинам все откладывали. А теперь решили вложить съедаемые инфляцией рубли в дорогостоящие вещи. Пострадал и привлекательный для продавцов сегмент компьютерной техники. Эти товары всегда хорошо покупают, и на их долю приходится порядка 25% всего денежного оборота - около 1,3 млрд. евро. Тем не менее, спрос в этом сегменте упал более чем на 22%. Некоторый покупательский ажиотаж наблюдается лишь вокруг мини-ноутбуков с диагональю экрана до 10 дюймов и минимальным набором функций. Это объясняется сравнительной новизной товара, так как они появились на прилавках всего около года назад и до сих пор являются новым товаром для массового потребителя. Вслед за компьютерами поползли вниз и продажи офисной техники, снижение спроса составило 16,1%, что, в общем-то, вполне закономерно. Экономят даже на компьютерах, вряд ли кто-то будет активно скупать принтеры и сканеры.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анкета  для исследования рынка компьютерной  техники.

Общие данные о  рынке компьютерной техники в  России.

Уважаемые потребители!

Отделение маркетинга компании Компьютерный Мир проводит изучение мнения потребителей по вопросам повышения качества продукции.

Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант  ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Если в списке нет подходящего  для вас варианта ответа, впишите  свой вариант в отведенное для этого место.

Необходимо  ответить на все вопросы.

Ваше мнение очень важно для нас.

Заполнение  анкеты займет у вас 5-10 минут.

Спасибо за участие  в опросе.

  1. Сколько компьютерной техники у Вас дома?
  2. Какая у Вас компьютерная техника? (название, страна производитель, где был приобретён)

1. __________

2. __________

3. __________

  1. Сколько лет Вашей компьютерной техники?

Менее одного года _______

От одного до четырех лет ______

От четырех  до семи лет _____

Более семи _______

  1. Какие марки компьютерной техники Вы знаете?

1. ________

2. ________

3. ________

4. ________

5. ________

 

  1. На что Вы ориентируетесь при покупки компьютерной техники?

На дизайн ____

На качество ____

На марку _____

На цену ____

На функциональность ___

  1. Влияет ли реклама на Ваше решение о покупке и выборе товара?

ДА ____

НЕТ ____

Если да, то какая:

В рекламном  издании (укажите в каком)

_______________________________________

В газете или  журнале, по радио, телевидению, на витрине, на стенде, на транспорте, услышали от знакомых (нужное подчеркнуть)

  1. Влияет ли на Ваше решение купит компьютерную технику в конкретном магазине качество обслуживания (квалификация и вежливость продавца, широта ассортимента, возможность сервисного обслуживания, продажа в кредит, известность магазина)?

Информация о работе Теоретические основы методы сбора информации