Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа
Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
Введение
1. Основы мотивации
1.1 Понятие мотивации
1.2 Стимулирование персонала
1.2.1 Экономическое стимулирование персонала
1.2.2 Неэкономические методы стимулирования персонала
1.3 Теории мотивации
1.3.1 Содержательные теории мотивации
1.3.1.1 Теория потребностей Маслоу
1.3.1.2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
1.3.1.3 Теория потребностей Мак-Клелланда
1.3.1.4 Двухфакторная теория Герцберга
1.3.2 Процесуальные теории мотивации
1.3.2.1 Теория ожиданий связана с работами В. Врума
1.3.2.2 Модель Портера-Лоулера
2. Мотивация подчиненных
2.1 Мотивация персонала в организации
2.2 Причины безразличного отношения подчиненных к работе
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список Литературы
Содержание
Введение
1. Основы мотивации
1.1 Понятие мотивации
1.2 Стимулирование персонала
1.2.1 Экономическое стимулирование персонала
1.2.2 Неэкономические методы стимулирования персонала
1.3 Теории мотивации
1.3.1 Содержательные теории мотивации
1.3.1.1 Теория потребностей Маслоу
1.3.1.2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
1.3.1.3 Теория потребностей Мак-Клелланда
1.3.1.4 Двухфакторная теория Герцберга
1.3.2 Процесуальные теории мотивации
1.3.2.1 Теория ожиданий связана с работами В. Врума
1.3.2.2 Модель Портера-Лоулера
2. Мотивация подчиненных
2.1 Мотивация персонала в организации
2.2 Причины безразличного отношения подчиненных к работе
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список Литературы
Приложения
Введение
Мотивация это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных целей организации.
Базой для многих современных
теорий мотивации являются исследования
американского психолога
Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них:
1.Потребности;
2.Интересы;
3. Стимулы.
Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения.
Мотив это то, что вызывает определенные действия человека к действиям его внутренние и внешние движущие силы.
Стимул это побуждение к действию или причина поведения человека.
Для управления трудом на основе
мотивации необходимы такие предпосылки,
как выявление склонностей и
интересов работника с учетом
его персональных и профессиональных
способностей, определение мотивационных
возможностей и альтернатив в
коллективе и для конкретного
лица. Необходимо полнее использовать
личные цели участников трудового процесса
и цели организации. Никакие установленные
извне цели не вызывают заинтересованности
человека в активизации своих
усилий до тех пор, пока они не превратятся
в его «внутреннюю» цель и далее
в его «внутренний» план действия.
Поэтому для конечного успеха
большое значение имеет совпадение
целей работника и предприятия.
Целью курсовой работы является «Изучение процессов мотивации и понять, какой процесс мотивации лучше воздействует на людей»
Задачи курсовой работы:
- Виды мотивации;
-Теории мотивации;
-Как мотивировать персонал.
1. Основы мотивации
1.1 Понятие мотивации
Мотивация - способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
Понятия мотивации стали активно складываться в 20 веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности известны с древних времен.
Современные теории мотивации это исследование поведения человека в трудовом процессе дает общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Теории мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.
Процессуальные теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Мотивационное поведение
человека состоит в том, что потребности
человека служат мотивом к действию.
В связи с этим рассматривают
побуждение как ощущение недостатка
в чем-либо, имеющее определенную
направленность. Оно является поведенческим
проявлением потребности и
Проблемы мотивации через
потребности обусловлены тем, что
существует множество разнообразных
конкретных человеческих потребностей,
целей, которые, по мнению разных людей,
приводят к удовлетворению их потребностей,
и типов поведения при
Для руководителя очень важно уметь мотивировать своих сотрудников и знать, что для какого сотрудника является ценным и мотивировать их ценностями в личных целях организации.[6;10;11;12]
1.2 Стимулирования персонала
Мотивация занимает одно из центральных мест в психологии, поскольку имеет непосредственное отношение к памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического и социологического знания.
Еще великие мыслители древности положили начало мотивационным процессом стимулирования персонала - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести речь, язык и привычку к труду.
В качестве базиса руководители чаще всего используются поведенческие модели Маслоу, Альдерфера и Ф. Герцберга, которые призваны объяснить некоторые существующие “странности” в поведении людей. Почему голодные и практически бездомные сограждане не будут эффективно трудиться на благо общества - об этом рассказывают теории Маслоу и Альдерфера. [11;7]
В общем случае деятельность людей направлена на достижение следующих основных целей:
-Материальные блага;
-Власть и слава;
-Знания и творчество;
-Духовное совершенствование.
На эти факторы в основном опираются все руководители, и в зависимости от этого мотивируют своих сотрудников.
1.2.1 Экономическое стимулирование персонала
Экономические методы стимулирования персонала - денежные вознаграждения, конкурсы и соревнования за обеспечение, за привлечение новых клиентов, за лучшую презентацию новых продуктов, за повышение квалификации и прочее.
Система мотивации персонала,
учитывающая особенности
Теоретические и методологические основы мотивации и стимулирования персонала были заложены в работах: А. Смита, Ф. Тейлора, Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клеланда и др. Большой вклад в развитие данного направления внесли Д.М. Гвишиани, П.М. Керженцев, Г.Х. Попов, А.В. Попов, А.Г. Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И. Анчишкин и многие другие ученые.
Этот метод стимулирования персонала эффективен для тех людей, для которых важно денежные вознаграждения и власть. Руководитель должен знать этих людей и мотивировать их этими факторами.[10;3]
1.2.2 Неэкономические
методы стимулирования
Неэкономические методы стимулирования
персонала - грамоты, "доска почета",
собрания с "похвалой", обеспечение
в первоочередном порядке информационно-
К неэкономическим методам
стимулирования персонала относят
организационные и морально-
Этот метод стимулирования персонала эффективен для тех людей, для которых важно выделение из группы, похвальные грамоты.
1.3 Теории мотивации
Теория мотивации достигли психологической зрелости в 1940–х. Сейчас мотивацию подразделяют на две группы:
1. Содержательную (исследование содержания, что побуждает сотрудников к работе?);
2. Процессуальную (последовательность шагов, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания).
Целесообразно рассматривать их параллельно, выделяя основные понятия теории мотивации: потребность и вознаграждение.
Потребность – физиологическое или психическое ощущение недостатка чего-либо.
Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.
Потребности бывают:
1. Первичные потребности – физиологические и врожденные потребности в пище, воде, воздухе, сне.
2. Вторичные потребности - психологические потребности в успехе, унижении, привязанности, общении.
Теории мотивации возникли еще в древнем мире. Их разделили на три направления:
-Первоначальные теории мотивации - это такие теории, как «Х», «Y», «Z», «кнута и пряника»
- Содержательные теории
мотивации- Это такие теории, как
А.Маслоу « Пирамида
- Процессуальные теории
мотивации- «теория ожиданий»
В. Врума, «теория
1.3.1 Содержательные теории мотивации
Наиболее широко известными теориями мотивации этой группы являются:
- теория потребностей Маслоу;
-теория существования, связи и роста Альдерфера;
- теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
-теория двух факторов Герцберга.
1.3.1.1 Теория потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу - один из крупнейших ученых в области мотивации и психологии.
Маслоу, выделил пять групп потребностей
-Физиологические потребности.
К данной группе относятся
потребности в пище, воде, воздухе,
убежище- то есть те
-Потребность в безопасности.
Потребности этой группы
-Потребность принадлежать
к социальной группе. Человек
стремится к участию в
-Потребности признания
и уважения. Данная группа потребностей
отражает желание людей
Потребности самовыражения. Данная группа объединяет в себе потребности, выражающиеся в стремлении человека к использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении такими людьми надо максимально реализовывать их способности, стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять большую свободу в выборе средств и привлекать к работе.