Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа
Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
Введение
1. Основы мотивации
1.1 Понятие мотивации
1.2 Стимулирование персонала
1.2.1 Экономическое стимулирование персонала
1.2.2 Неэкономические методы стимулирования персонала
1.3 Теории мотивации
1.3.1 Содержательные теории мотивации
1.3.1.1 Теория потребностей Маслоу
1.3.1.2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
1.3.1.3 Теория потребностей Мак-Клелланда
1.3.1.4 Двухфакторная теория Герцберга
1.3.2 Процесуальные теории мотивации
1.3.2.1 Теория ожиданий связана с работами В. Врума
1.3.2.2 Модель Портера-Лоулера
2. Мотивация подчиненных
2.1 Мотивация персонала в организации
2.2 Причины безразличного отношения подчиненных к работе
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список Литературы
Теория потребностей Маслоу
- одна из наиболее известных теорий
мотивации. Она показывает, как те
или иные потребности могут
1.3.1.2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
К. Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от пирамиды потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует только три:
-Потребности существования;
-Потребности связи;
-Потребности роста.
Потребности существования по Альдерферу включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребность в безопасности и физиологические потребности.
Потребность связи по Альдерферу
включает социальную природу человека,
стремление человека быть членом семьи,
коллектива, иметь друзей, врагов, начальников
и подчиненных. Поэтому к данной
группе следует отнести потребности
принадлежать к социальной группе,
признания и уважения, которые
связаны с желанием человека занимать
определенное положение в окружающем
мире, а также ту часть потребностей
безопасности пирамиды Маслоу, которая
связана с групповой
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения у Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением человека к развитию уверенности, к самосовершенствованию.
Эти три группы потребностей,
также, как и в теории Маслоу, расположены
иерархически. Однако между теориями
Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное
различие. Согласно Маслоу, происходит
движение от потребности к потребности
только снизу вверх: лишь когда удовлетворены
потребности нижнего уровня, человек
переходит к потребности более
высокого уровня. Альдерфер же полагает,
что движение идет в обе стороны:
вверх, если не удовлетворена потребность
нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворена
потребность более высокого уровня.
При этом Альдерфер думает, что
в случае неудовлетворенности
В теориии Альдерфера отражена иерархия потребностей в направлении от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.[1;8]
1.3.1.3 Теория потребностей Мак-Клелланда
Делает основной акцент на потребности высших уровней.
Д. МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности:
-власть,
-успех,
- причастность.
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму, основной является потребность к проявлению своего влияния.
Потребность успеха удовлетворяется
не провозглашением успеха этого
человека, процессом доведения работы
до успешного завершения. Люди с
высокоразвитой потребностью успеха,
любят ситуации, в которых они
могут взять на себя ответственность
за поиск решения проблемы, и хотят,
чтобы достигнутые ими
Мотивация на основании потребности
в причастности определяет заинтересованность
людей в компании знакомых, налаживании
дружеских отношений, оказании помощи
другим. Люди с развитой потребностью
причастности будут привлечены такой
работой, которая даст им обширные возможности
социального общения. Руководитель
может также обеспечить удовлетворение
их потребности, уделяя им больше времени
и периодически собирая таких
людей в отдельные группы.[13;
1.3.1.4 Двухфакторная теория Герцберга
Эта теория основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удовлетворения работой и не может мотивировать человека на, что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами и руководителем, подчиненными.
Применимость теории Герцберга на практике проверялась во многих организациях. Результаты экспериментов показали, что для эффективного использования теории Герцберга необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать на то, что они предпочитают. [10;6]
1.3.2 Процесуальные теории мотивации
Это такие теории как:
-Теория ожиданий В. Врума
- Портера-Лоулера «Теории
ожидания и теории
1.3.2.1 Теория ожиданий связана с работами В. Врума
Эта теория основывается на том, что наличие активной потребности — не единственное условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек, кроме того, должен верить тому, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидания — это оценка
данной личностью вероятности
-затраты труда – результаты;
-результаты – вознаграждение;
-вознаграждение –
Если люди не чувствуют прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, его плохой подготовки или неправильного обучения, недостаточности прав у работника для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении вознаграждений результатов — это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Ценность поощрения или вознаграждения, которую называют валентностью, также определяет мотивацию в теории ожиданий.
Использование теории ожиданий
на практике. Для эффективной мотивации
менеджер должен установить твердое
соотношение между достигнутыми
результатами и вознаграждением. В
связи с этим не обходимо давать
вознаграждение только за эффективную
работу. Менеджеры должны сформировать
высокий, но реалистичный уровень результатов,
ожидаемых от подчиненных, и внушить
им, что они могут их добиться,
если приложат силы. Кроме того, менеджер
должен знать, как тот или иной
их подчиненный оценивает тот
или иной вид вознаграждения. Следует
помнить, что работники сумеют достичь
уровня результативности, требуемого
для получения ценного
1.3.2.2 Модель Портера-Лоулера
Эта теория включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных:
-затраченные усилия,
-восприятие,
- полученные результаты,
-вознаграждение,
-степень удовлетворения.
Согласно этой модели, достигнутые
результаты зависят от приложенных
сотрудником усилий, его способностей,
а также осознания им своей
роли. Уровень приложенных усилий
будет определяться ценностью вознаграждения
и степенью уверенности в том,
что данный уровень усилий действительно
повлечет за собой вполне определенный
уровень вознаграждения. Кроме того,
устанавливается соотношение
Результаты работы сотрудника зависят от трех факторов:
1) затраченных усилий;
2) способностей человека;
3) осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит:
1) от ценности вознаграждения;
2) от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Достижение требуемого уровня результативности может повлечь:
1) внутренние вознаграждения,
такие, как чувство
2) внешние вознаграждения,
такие, как похвала
Использование модели Портера—Лоулера
на практике. Один из наиболее важных выводов
Портера и Лоулера состоит
в том, что результативный труд ведет
к удовлетворению. Это прямо противоположно
тому, что думает, на сей счет большинство
менеджеров, полагавших, что удовлетворение
ведет к достижению высоких результатов
в труде или, говоря другими словами,
более довольные рабочие
2. Мотивация подчиненных
2.1 Мотивация персонала в организации
Практически во всей литературе по менеджменту рассказ о методах мотивации персонала давно уже приобрел канонические формы и легко вписывается в схему: Содержательные теории мотивации (Пирамида Маслоу теория МакКлеланда теория Герцберга) — Процессуальные теории мотивации (Теория ожидания, теория справедливости и т.д.).
Мотивация сотрудников является одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя компаний.
Известный американский менеджер Ли Якокка считает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд». Среди всех этих важных функций менеджера он особенно выделил функцию мотивации. Потому, что именно мотивация является камнем преткновения в теории и практике. В настоящее время перспективные проблемы развития теории управления приобретают особое значение, происходит ее дальнейшее развитие, в нее входят такие научные понятия, как «инновационный менеджмент», «теория социальных систем и неформальных организаций».
Современные организации
в большей или меньшей степени
имеют свои мотивационные модели,
практическое использование которых
позволяет им держаться на плаву
и даже увеличивать объем
Каждый руководитель должен знать к каждому сотруднику организации и, как правильно мотивировать его. [1;9;5]
2.2 Причины безразличного отношения подчиненных к работе
Любой сотрудник, приходя на новое место работы, хочет проявить, себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. В силу некоторых факторов: таких как степень личной ответственности, отношения с начальником и сотрудниками и т.д. У работника может наступить разочарование в своей деятельности. Это бывает вызвано следующими причинами:
-Чрезмерное вмешательство
непосредственного
-Отсутствие психологической и организационной поддержки;
-Недостаток необходимой информации;
-Недостаток внимания руководителя к подчиненному и его запросам;
-Отсутствие обратной связи (незнание подчиненного результатов своего труда);
-Неэффективное решение
руководителем служебных
-Некорректность оценки подчиненного руководителем;
Эти факторы вызывают у
рядового работника чувство
Процесс потери интереса к труду состоит из шести стадий.
Первая стадия – рассеянность.
На этой стадии появляются симптомы стрессового состояния, которое начинает испытывать новый работник. Это являются следствием растерянности. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится.
Вторая стадия- раздражение.
Разноречивые указания руководителя,
неопределенность ситуации вскоре вызывают
раздражение подчиненного, связанное
с ощущением собственного бессилия.
Поведение работника
Третья стадия – подсознательные надежды.
Постепенно подчиненный перестает сомневаться в том, кто виноват в возникших у него трудностях. Теперь он надеется на какой-нибудь неверный шаг начальника, так как после него можно аргументировано доказать правильность своей точки зрения.
Четвертая стадия- разочарование.
На этой стадии восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее, чем на остальных стадиях. Производительность труда снижается до минимально допустимого значения. Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды.