Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:36, курсовая работа
В литературе присутствуют три подхода к определению конкуренции (этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»). Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.[5]
1.2.1 Факторы внешней среды
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент.[11]
1) Экономические факторы.
Изучение экономической
компоненты макроокружения позволяет
понять то, как формируются и
2) Политические факторы.
Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение: какие программы водворяют в жизнь различные партии, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д.
3) Рыночные факторы.
Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного рыночного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.
4) Технологические факторы.
Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
5) Международные факторы.
Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать, оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах могут подразумевать усилия по защите или расширению компаний или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.
6) Факторы конкуренции.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
7) Факторы социального поведения.
Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движения в защиту интересов потребителей. Часто именно социальный фактор создает самые крупные проблемы для организации.
1.2.2 Факторы внутренней среды
Под внутренней средой понимается
хозяйственный организм фирмы, включающий
управленческий механизм, направленный
на оптимизацию научно-
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться ж в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать.
2.Анализ и оценка конкурентоспособности ООО ПКФ «ВАШ ДОМ»
2.1 Общая характеристика ООО ПКФ «Ваш дом»
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Ваш дом» (далее - ООО ПКФ «Ваш дом») было создано 20 декабря 1998 года. Юридический адрес предприятия: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Ломоносова, д.20.
ООО ПКФ «Ваш дом», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.
Учредителями ООО ПКФ
«Ваш дом» являются физические лица, из
вкладов которых образован
Основными внутренними документами, регулирующим деятельность ООО ПКФ «Ваш дом», являются Устав предприятия, Учредительный договор, коллективный договор.
Устав ООО ПКФ «Ваш дом» утвержден в соответствии с действующим российским законодательством решением Общего собрания учредителей-участников Общества. Устав общества состоит из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Права участников общества.
3. Предмет, задачи и цели общества.
4. Общие собрания участников.
5. Обязанности участников общества.
6. Исполнительный орган общества.
7. Выход участников из общества.
8. Переход доли в уставный капитал общества.
9. Учет и отчетность.
10. Реорганизация и ликвидация обществ.
Высший орган управления общества - общее собрания его участников.
Исполнительным органом является директор, избранный общим собранием; он же осуществляет организацию документооборота.
Коллективный договор
предприятия заключается
Главная задача фирмы «Ваш дом» - это получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.
Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля строительными товарами. На сегодняшний день ассортимент предлагаемой потребителям продукции включает в себя более 500 наименований, в том числе: ДСП, ДВП, вагонка, фанера, печи железные, линолеум, провода, садово-огородный инвентарь, полиэтиленовая планка, садовая земля, алебастр, рубероид, изолон, утеплитель, черепица, краски, эмали, сантехника, крепеж, двери, канат, хозяйственные товары, электроинструмент и много другое (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Ассортимент продукции ООО ПКФ «Ваш дом» за 2011 год
Общая площадь торговой фирмы составляет 650,7 кв.м., в том числе торговый зал – 430 кв.м. и подвальное помещение - 220 кв.м. В декабре 2005 года подвальное помещение было переоборудовано под торговый зал, в котором в настоящее время осуществляется торговля сантехникой и крепежом.
Планы дальнейшего развития ООО ПКФ «Ваш дом» включают строительство второго этажа для расширения торговой площади и увеличения ассортимента предлагаемого покупателям товара.
ООО ПКФ «Ваш дом» работает с крупнейшими производителями и оптовыми торговыми базами. Основными поставщиками фирмы являются:
В настоящее время численность работников предприятия составляет 30 человек.
Текучесть кадров в ООО
ПКФ «Ваш дом» не превышает 10-12%, что
является достаточно хорошим показателем
для торгового предприятия и
свидетельствует о здоровом социально-психологическом
климате и благоприятных
Организационная структура ООО ПКФ «Ваш дом» представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Организационная структура ООО ПКФ «Ваш дом»
Она позволяет эффективно распределить функции в соответствии с характером деятельности предприятия.
2.5 Сравнительный анализ
Анализ конкурентов был проведен на основе экспертных оценок. В качестве экспертов выступали: представитель поставщика ЗАО «ЧФМК», г. Череповец, генеральный директор магазина «Ремонт» и генеральный директор магазина «Хозяин».
В качестве основных конкурентов были выбраны предприятия: «Ремонт», «Хозяин», «Албена». Выбор основывается на выделении наиболее крупных на рассматриваемой нише рынка организаций (см. таблицу 1).
Информация о работе Теоритические аспекты конкурентоспособности предприятия