Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:36, курсовая работа
В литературе присутствуют три подхода к определению конкуренции (этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»). Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.[5]
Таблица 1 – Оценка сравнительных преимуществ (по 5-ти бальной системе: минимальная оценка – 1; максимальная - 5)
В баллах
Факторы конкурентоспособности |
«Ваш дом» |
«Ремонт» |
«Хозяин» |
«Албена» |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Ассортимент |
5 |
5 |
3 |
4 |
2. Качество |
5 |
5 |
5 |
5 |
3. Качество предпродажного обслуживания |
5 |
5 |
5 |
5 |
4. Гарантийный срок |
5 |
5 |
5 |
5 |
5. Цена |
4 |
4,8 |
2 |
3 |
6.Условия процента скидки с цены |
Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7%
4 |
Скидки пенсионерам. Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7% |
Накопительная система скидок 3%, 5%
3 |
Накопительная система скидок 5%, 10%,20%
4,5 |
7. Каналы сбыта |
4 |
5 |
3 |
4 |
8.Доставка товара клиенту |
1 |
1 |
1 |
1 |
9. Продвижение товара на рынках |
3 |
5 |
2 |
2 |
10. Реклама |
3 |
5 |
2 |
2 |
Общее количество баллов |
39 |
45,8 |
31 |
35,5 |
Лидером рынка является ООО «Ремонт».
ООО ПКФ «Ваш дом» отстает от непосредственного лидера на 6,8 баллов. Главными критериями, по которым ООО ПКФ «Ваш дом» уступает лидеру, являются цена, продвижение товара, реклама.
«Албена» уступает ООО ПКФ «Ваш дом» 3,5 балла, «Хозяин» - 8 баллов.
Анализ показателей ассортимента товаров показал, что относительно широкий ассортимент строительных материалов представлен в магазинах «Ремонт» и «Ваш дом» (более 500 наименований) - данному фактору конкурентоспособности на этих предприятиях присвоено 5 баллов. Хуже выбор в магазине «Албена» (350 наименований) - соответственно присвоено 4 балла. В магазине «Хозяин» широта ассортимента строительных материалов низкая и оценена тремя баллами.
Анализ качества предлагаемого ассортимента, анализ качества предпродажного обслуживания и гарантийный срок показали, что во всех четырех магазинах оцениваемая продукция соответствует базовым аналогам, представляющим научно-технические достижения, и выделенным из групп аналогов оцениваемой продукции по следующим показателям: технический уровень, эстетико-эргономический показатель, надежность, экономичность, безопасность, гарантия послепродажного обслуживания.
По такому фактору конкурентоспособности как цена ООО ПКФ «Ваш дом» уступает «Ремонту» 0,8 балла. Оценки конкурирующим предприятиям были выставлены на основе расчета коэффициента уровня цен для каждой фирмы (см. таблицу 2).
Коэффициент уровня цен (КУЦ):
КУЦ = (Цmах + Цmin)/2Цуф, (3)
где Цmах, Цmin — соответственно максимальная и минимальная цена товара на рынке;
Цуф— цена товара, установленная фирмой.
Коэффициент показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт [20].
Таблица 2 – Коэффициент уровня цен конкурирующих фирм
Продукт, реализуемый предприятиями |
Цена за 1штуку, руб. |
Коэффициент уровня цены | ||||||
«Ваш дом» |
«Ремонт» |
«Албена» |
«Хозяин» | |||||
«Ваш дом» |
«Ремонт» |
«Албена» |
«Хозяин» | |||||
Компакт «Комфорт», Россия |
2000 |
1850 |
2160 |
2280 |
1,032 |
1,116 |
0,956 |
0,906 |
Плитонит А – 25кг, Россия |
300 |
279 |
320 |
365 |
1,073 |
1,154 |
1,006 |
0,882 |
Полиэтиленовая пленка 100 мкр., ширина- 3 м., Россия |
24 |
20 |
26 |
28 |
1 |
1,2 |
0,923 |
0,857 |
Одной из причин более высоких цен ООО ПКФ «Ваш дом», по сравнению с основным конкурентом, можно считать отсутствие работы с крупным оптом, так как у предприятия нет склада.
Анализируя систему скидок предоставляемых магазинами, следует отметить, что наиболее привлекательной обладает «Ремонт», за ним следует «Албена», далее «Ваш дом». Наименее привлекательна система скидок у «Хозяина». Такое конкурентное преимущество как доставка товара клиенту отсутствует у всех четырех конкурирующих фирм.
В успешности работы любой организации не малую роль играет реклама, поскольку реклама является одним из способов увеличения объема продаж товаров путем передачи информации о товарах потенциальным покупателям. На основе данных, представленных ООО ПКФ «Ваш дом» можно проследить динамику затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы (см. таблицу 3 и рисунок 4).
Таблица 3 – Изменения затрат на рекламу, прибыли от рекламы
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | ||||
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. | |
20500 |
5800 |
20500 |
6230 |
48500 |
10580 |
Рисунок 4 - Динамика затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы
На данном этапе затраты на рекламу ООО ПКФ «Ваш дом» в несколько раз превышают приносимую прибыль. Поэтому организации необходимо пересмотреть используемые средства рекламы. Следовательно, данному фактору конкурентоспособности в ООО ПКФ «Ваш дом» присвоено 3 балла. Магазину «Ремонт» присвоено 5 баллов, так как данная фирма ведет активную рекламную компанию, используя более широкий спектр СМИ. «Албене» и «Хозяину» присвоено по 2 балла в связи с очень низкой рекламной активностью. Продвижение товара на рынок для ООО ПКФ «Ваш дом» оценено тремя баллами. Одной из причин слабого продвижения товара является отсутствие установленной стратегии предприятия.
Изучим положение
Каждая ось отражает значения восьми исследуемых факторов по четырем рассмотренным организациям. По некоторым параметрам количество баллов совпадает, различия существуют в основном по: продвижению, цене и рекламе.
Рисунок 4 – Многоугольник конкурентоспособности
Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что ООО ПКФ «Ваш дом» конкурентоспособная организация.
Однако, необходимо уделить внимание продвижению на рынке, что в свою очередь является следствием непрофессионализма руководства, ценам и рекламе.
Руководство организации должно уделить внимание повышению уровня этих критериев, дабы иметь еще более устойчивую позицию на рынке.
А самое главное, руководству необходимо разработать стратегию и цели развития организации.
2.6 SWOT-анализ предприятия ООО ПКФ «Ваш дом»
Для более глубокого анализа конкурентоспособности ООО ПКФ «Ваш дом», исследуем ее сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа. Помимо этого данная методика позволяет выделить наиболее важные возможности и угрозы, сложившиеся на рынке (см. таблицу 5)
Таблица 5 – SWOT-анализ ООО ПКФ «Ваш дом»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
|
|
Возможности: |
Угрозы: |
|
|
Таблица SWOT-анализа позволила очередной раз доказать, что в организации ООО ПКФ «Ваш дом» существует достаточное количество проблем, корень которых лежит в недостаточной компетентности руководства и отсутствии установленной стратегии предприятия. В данный момент на рынке сформировалось достаточно большое количество возможностей для развития.
Сопоставим сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами (см. таблицу 6).
Таблица 6 – Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
Возможности:
|
Угрозы:
| |||
Сильные стороны:
d. Квалифицированный рабочий персонал; e. Хорошая репутация у покупателей |
Поле «СИВ» 1.c, d, e – 1 2.b - 3 |
Поле «СИУ»
| ||
Слабые стороны:
|
Поле «СЛВ»
|
Поле «СЛУ»
|
Поле «СИВ»:
- широкий ассортимент
продукции и хорошая репутация
у покупателей позволят
- основываясь на такой сильной стороне организации, как стабильная работа с поставщиками, можно расширить ассортимент товара, для того чтобы удовлетворить больше потребностей покупателя, а также планы дальнейшего развития предприятия включают строительство второго этажа для расширения торговой площади и увеличения ассортимента предлагаемого покупателям товара;
Поле «СИУ»:
- существующей конкуренции, а так же возможности появления новых конкурентов можно противопоставить все сильные стороны организации. Наиболее важными в данной ситуации будут: десять лет на рынке, широкий ассортимент продукции, хорошая репутация у покупателей.
Поле «СЛВ»:
- отсутствие установленной
стратегии, целей развития
- снижение показателей рентабельности можно поправить, использовав, практически, все описанные возможности, главными среди них являются: расширение ассортимента товара с целью удовлетворения потребностей покупателя, периодически проводимые семинары;
- слабое управление запасами можно исключить с помощью быстро развивающихся ИТ, а именно предприятию необходимо внедрение специализированного программного обеспечения;
- профессиональную
Поле «СЛУ»:
- организация должна
разработать стратегию,
- наличие серьезных
существующих и возможность
В таблице 7 представлена матрица возможностей.
Таблица 7 - Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей |
Влияние возможности на организацию | |
сильное |
умеренное | |
Высокая |
|
|
Вероятность использования возможностей |
Влияние возможности на организацию | |
сильное |
умеренное | |
Средняя |
|
Информация о работе Теоритические аспекты конкурентоспособности предприятия