Типи ринків та їх характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Определение рынка зависит от поставленной цели -- упрощения понимания или наоборот, -- глубинного рассмотрения как экономического феномена современного хозяйствования.
Фактически рынок является полем деятельности маркетинга. Рынок - экономические отношения в сфере обмена, то есть рынок в экономическом смысле характеризуется взаимодействием спроса и предложения, и он является экономическим местом обмена.

Файлы: 1 файл

Маркетинг..doc

— 591.84 Кб (Скачать файл)

                                                        МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ ТА НАУКИ

                                              ХМЕЛЬНИЦЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ  УНІВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

                                КОНТРОЛЬНА    РОБОТА  №  1

                                   ПО ПРЕДМЕТУ:   Маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Типи ринків та їх характеристика.

 

Определение рынка зависит от поставленной цели -- упрощения понимания или наоборот, -- глубинного рассмотрения как экономического феномена современного хозяйствования.

Фактически рынок является полем деятельности маркетинга. Рынок - экономические отношения в сфере обмена, то есть рынок в экономическом смысле характеризуется взаимодействием спроса и предложения, и он является экономическим местом обмена.

Являясь ключевым элементом рыночной экономики -- рынок претерпевает в различных странах определенные трансформации как по уровню зрелости, степени развития, так и по особенностям модификации, социальным, историческим и иным условиям, определяющим его функционирование.

В частности, японская модель рынка тяготеет к «корпоративному патернализму» как форме социально-экономической политики, выражающейся в заботе собственника или администрации компании о нуждах трудящихся. Система отцы - дети требует беспрекословного подчинения, преданности и лояльности работника администрации интересам фирмы. Любой акт протеста рассматривается как нарушение «долга верности» и ведет к увольнению.

Отечественные экономисты (А. Вишневский -- ИНХП РАН) считают, что бывший СССР также являлся патерналистским государством со сложившимся в годы индустриализации тоталитарным режимом. В эти годы государство взяло на себя защитные функции слишком быстро ь разрушенной крестьянской семьи, введя систему дотирования на нужды социальной сферы. Но это осуществлялось за счет бесправия крестьянства в угоду интересов меньшинства -- горожан.

Американской модели свойственна тяга к классической -- инициативной схеме рыночной экономики .

Французская модель тяготеет к государственному «дирижизму» как форме управления, направленной на отражение в системе личностных особенностей руководителя, понимании им сущностных характеристик нововведений.

Немецкая рыночная экономика берет за основу «со- 
циальное рыночное хозяйство», ключевыми элементами 
которого являются «свобода потребления» и «принуди 
тельное распределение». Автор этой модели Л. Эрхард 
вполне обоснованно считал, что экономическая свобода 
заключается в свободе потребления, так как распределе- 
ние по природе своей принудительно всегда. Это справед- 
ливо, ибо тот, кому направлено это распределение, выс- 
тупает в роли объекта, но никогда не субъекта, и, есте- 
ственно, он несвободен. 

Фактически по пути социального рыночного хозяйства сегодня следует вся Европа и суть этого явления заключается в дополнении государством своей политикой работы рынка. Впервые эту модель на практике применил канцлер Бисмарк после кризиса 1873 года, когда все расширяющаяся бедность населения страны грозила основам общества и давала социалистам Германии возможность взять власть. Таким образом, сильная социально-экономическая политика возникает в условиях нестабильности государства. Создание «государства благосостояния» -- предполагает решение вполне реальных задач на уровне государства -- принятие ответственности за благополучие населения в таких сферах, как социальное страхование, здравоохранение, образование, жилищное строительство, условия труда, то есть большинство инфраструктур, формирующих социально-экономическую составляющую территориально-хозяйственных образований.

В условиях усиления межрегионального обмена и интернационализации рынков, интенсивного использования информации и портфелей технологий, фирмы-предприятия, наиболее эффективно усвоившие конкурентные стратегии, выходят в лидеры, находя новаторские пути кооперирования и сотрудничества. На основе краткого анализа различий в способах функционирования капитализма в США (инициативно-конкурентный менеджерский капитализм), Великобритании (личный капитализм) и Германии (менеджерский капитализм сотрудничества) вполне определенно можно сделать вывод, что немецкая модель капитализма гораздо больше подходит для достижения успеха на нынешних мировых рынках.

Разноплановое отношение к формам проявления рынка в различных странах тем не менее позволяет констатировать наличие общих признаков, базирующихся на принятии соотвествующих решений на основе децентрализации управления. Большинство американских исследователей выделяют следующие родовые признаки совершенного рынка:

-- регулярный спрос на товары и услуги,

-- мобильность факторов производства,

-- наличие свободной конкуренции,

-- информационное обеспечение участников рынка,

-- неограниченное число участников.

Но это свободный рынок -- на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время. Добиться выполнения названных условий практически невозможно, и на практике мы имеем дело с конкурентным рынком. Он, в свою очередь, требует:

- многообразия форм собственности (государственной, акционерной, частной, кооперативной);

-- наличия рыночной инфраструктуры (рынка товаров и услуг, финансового рынка, рынка факторов производства).

Давая сущностную характеристику рынка, хотелось отметить, что мировая экономическая мысль дала множество определений рынка, которые можно свести к следующим.

Рынок есть соединение спроса и предложения. И это правильно, так как ключевыми понятиями рынка являются спрос, предложение, цена. Однако такое определение не раскрывает содержательных свойств рынка и является упрощенным.

Другое определение рассматривает рынок как форму общественной связи между людьми, основанную на взаимной купле-продаже товаров. Здесь понятийный аппарат расширяется в связи с появлением персоналий, что позволяет рассматривать рынок как сферу экономических отношений индивидов, а не только соотносительные пропорции спроса и предложения.

Наиболее часто употребляется определение рынка, данное классиками мировой рыночной экономики М. Фридманом, П. Самуэльсоном и др. и гласящее, что рынок -- совокупность отношений свободного обмена товарами и услугами между независимыми продавцами и покупателями. Данное определение достаточно просто и емко по содержанию, так как акцентирует внимание на приоритете свободных отношений обмена, с одной стороны, с другой -- вводит в содержательную часть понятия рынка категорию -- услуга. В этой связи хотелось более подробно остановиться на «ключевых» категориях данного определения, а именно -- свобода, обмен, услуга.

Категория «свобода», введенная в определение понятия рынка, для нашего государства не есть отвлеченная абстракция, а вполне осознанная реальность современного и, надеюсь, будущего бытия. Много лет наша страна жила в условиях «принудительно-направляемого хозяйства», или системы «государственного всеобщего снабжения», которую мы обычно называем «административно-командная система». Заимствуя более осязаемое понятие «принудительно-направляемое хозяйство» у Л. Эрхарда, мы считаем его более точным как по семантике, так и по характеристике социально-экономических составляющих в сравнении с принятым в нашей стране сочетанием «административно-командная система». Достижения последних лет демократического развития страны, принятые Государственной Думой Конституция и законы разгра-ничили сферы взаимоотношений и ответственности предпринимателей и государства. Предпринимательство, коммерческая практика имеют практически полную свободу действий от «государственной указки и водительства», при перенесении ответственности за хозяйственную политику страны в целом на государство. Стремление же последнего добиться определенного прогресса в развитии рыночных реформ должло формироваться в рациональности использования инструментов хозяйственной политики (налогов, пошлин и др.), в открытии новых возможностей и закрытии бесплодных путей. Достижение результата в указанной постановке необходимо базировать на экономической свободе, готовности каждого принять на себя ответственность, отказе от коллективной застрахованной обеспеченности и тотального принуждения. Отказ от указанных принципов и стремление к гарантированной обеспеченности, что имеет место в популистских высказываниях ряда политиков страны, может и должно привести к усилению роли государства, его вмешательству в свободу предпринимательства, что недопустимо.

Для общества, вне зависимости от общественной формации, всегда было присуще развитие как производства, так и форм обмена результатами своей деятельности. Человеку свойственно потребление тех или продуктов, содержащих в себе определенную совокупность потребительских стоимостей. Это, в свою очередь, определяло и характер общественных отношений.

В маркетинге под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной отрасли и имеющих возможность ее удовлетворить.

Экономическая теория классифицирует рынок по разным параметрам. В зависимости от вида продаваемых благ различают рынок товаров, рынок услуг, рынок труда и рынок капитала. Для маркетинговой деятельности первостепенное значение имеют два первых рынка. Основные экономические элементы рынка: предложение, спрос, цена.

Если рынок сформирован по определенным правилам, то можно говорить об организованном рынке (например, биржа, аукцион, ОПР). По доступности для участников различают закрытые, с ограниченным доступом и открытые рынки. На рынке покупателя предложение превышает спрос (доминирует сила покупателей); на рынке продавца -- спрос выше предложения (перевешивает сила продавцов).

Отличительными особенностями рынка покупателя является:

* большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров,

* устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров,

* предприятия четко реагируют на изменения спроса покупателей,

   * высокий уровень конкуренции. Для рынка продавца характерным     является: 4   ограниченный ассортимент товаров,

    *  небольшие объемы и масштабы производства товаров,

   *   полное отсутствие конкуренции.

Существует и промежуточный (рынок не продавца и не покупателя) -- вариант, то есть такое состояние рынка, при котором фирма-изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если только будет осуществляться стимулирование спроса. Отправная точка деятельности фирмы по стимулированию рынка -- строгий контроль и учет того, что требует рынок, и выделение сегмента рынка, на котором реализуются товары фирмы.

Рыночная классификация выделяет «совершенные» и «несовершенные» (развитые и неразвитые) рынки. В учебной литературе для описания, объяснения и прогнозирования рыночных процессов были разработаны (прежде всего с точки зрения народного хозяйства) различные классификации и типизации рынков (формы рынков). В маркетинге принимаются в качестве основных следующие классификации:

1. Классификация по степени «совершенности* рынка. Идеалом рыночной экономики является * совершенный» рынок. Это рынок, который имеет следующие признаки:

* свобода участия в рыночных отношениях (это значит -- свобода   предложения и независимость потребителей);

   * максимальная выгода как цель покупателей;

   * максимальный доход как цель продавцов;

   * однородный товар (одинаковый товар без различий);

* отсутствие личных или временных преимуществ у участников рынка;

   * специализированная товарная биржа (торговый дом);

* совершенные условия конкуренции для всех участников рынка;

* быстрая реакция всех участников рынка на его изменения.

В реалиях соблюдение перечисленных условий достичь очень сложно, поэтому рынок такого типа существует только на рынке ценных бумаг (фондовые биржи). Продавец стремится установить как можно более высокую, а покупатель -- как можно более низкую цену на однородный товар, например, акции определенного предприятия. Оборот происходит на одном центральном месте (бирже), где биржевые маклеры имеют полную информацию о рынке и могут очень быстро реагировать на малейшие его изменения. На таком рынке возможна только одна цена товара в данный момент времени, то есть он подчиняется закону единства рыночных цен.

На практике рынки, конечно, несовершенны. Так, и частности, продавцы преследуют помимо основной и другие цели (например, максимизация оборота), покупатели довольны «удовлетворительными» ценами, блага различаются по своим признакам (например, автомобили), обороты осуществляются по всей стране, при этом ни продавцы, ни покупатели не имеют полной информации о рыночном процессе и не могут быстро реагировать на изменения в нем.

2. Классификация по количеству участников рынка. Чаще всего классификация связана с видимой стороной рынка и обусловливается количеством участников рынка с обеих сторон. Монополия существует тогда, когда есть один продавец и (или) один покупатель. Олигополия -- это форма рынка с немногими (относительно крупными) продавцами и (или) немногими (относительно крупными) покупателями. При полиполии, напротив, в наличии многие (относительно мелкие) продавцы и (или) покупатели .

Существуют и другие отличия рыночных форм, связанные с поведением участников рынка или с эластичностью спроса в зависимости от цены или количества товаров.

С точки зрения предприятия (фирмы), рынок сбыта является совокупностью всех реальных и потенциальных покупателей и предлагаемых предприятием товаров и услуг. Таким образом, предприятие должно определить «свой» рынок и разграничить его согласно потребностям, которые оно сможет удовлетворить. Разграничение рынка проводится по следующим признакам:

КТО? -- носители потребностей, покупатели;

Информация о работе Типи ринків та їх характеристика