Торговые предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.

Содержание работы

Введение 4
1 Торговые предприятия и их роль в экономике 6
1.1Понятие торгового предприятия, его основные признаки и значения 6
1.2 Классификация торговых предприятий 10
1.3 Структура торгового предприятия 16
2 Анализ торговой деятельности Республики Беларусь 19
2.1 Развитие торговли Республики Беларусь 19
2.2 Исследование организации продажи товаров и качества торгового обслуживания магазина на примере ОАО «Восход» и ОАО «Арма» 23
3 Перспективы развития предприятий торговли 30
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение А

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!! (ОТТ).doc

— 1.81 Мб (Скачать файл)

- ассортиментный перечень товаров;

- схема размещения оборудования и товаров;

-указание по организации расчетных узлов;

- определение зоны самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок;

-перечень дополнительных услуг;

- порядок формирования цены, предоставления скидки на отдельные товары и др.

Перед сферой товарного обращения стоит задача определения концепции развития отдельных типов торговых организаций, включая принципы формирования оптово-розничных и розничных «торговых цепей» в городской и сельской местности, создания различных типов магазинов.

Все торговые организации должны руководствоваться общепринятыми в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией на поддержание отечественных товаропроизводителей (формирование заказов; присвоение отечественным товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качеству; применение гибкой системы цени др.).

Типы торговых организаций, сложившиеся в европейских странах, с учетом тенденций, наметившихся в организации отечественной торговли, можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого населения на следующие группы:

  - организации, торгующие по относительно невысоким ценам;

- универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины «Продукты» и «Непродовольственные товары», мини-маркеты;

- специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты, гипермаркеты, магазины в центральных торговых зонах.

Особо следует рассмотреть вопрос о развитии торговых организаций потребительской кооперации. Несомненно, здесь также необходим дифференцированный подход.

В сельских населенных пунктах основным типом розничной торговой сети должны стать магазины, торгующие товарами повседневного спроса, которые одновременно должны быть организаторами посылочной торговли, торговли по каталогам, по телефонным заказам и др.

С учетом традиционных связей с сельским населением у потребительской кооперации есть все шансы восстановить и расширить свои позиции на товарных рынках.

Организации торговли являются надежной базой стабильных налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты. Их эффективное развитие — непременное условие укрепления среднего класса собственников, успешное формирование которого становится важнейшим фактором социальной стабильности в обществе. [1]

 

 

1.2 Классификация торговых предприятий

 

В любой национальной экономике функционирует множество субъектов хозяйствования, которые различаются между собой их признаками.

Систематизация и группировка организаций, в том числе и торговых, носит достаточно условный характер, так как одна и та же организация может относиться к различным группам (видам).

Таблица 1.1 -  Классификация организаций торговли

   Признаки классификации

Группы (виды) организации

Цель деятельности

Коммерческие,

Некоммерческие

Форма собственности

Государственные,

Частные

Объем деятельности

Малые,

Средние,

Крупные

Вид деятельности

Розничные,

Оптовые,

Оптово-розничные,

Питания,

Комбинированные

Участие иностранного капитала

Совместные,

Зарубежные,

Иностранные

Специализация

Узкоспециализированные,         Специализированные,

Многопрофильные

 

 

В таблице 1.1 представлена классификация организаций торговли в Республике Беларусь.

По цели деятельности торговые организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими являются организации, преследующие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие — это организации, получение прибыли у которых не является основной целью.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных управленческих целей, охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей населения, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях,

направленных на достижение общественных благ.
К некоммерческим организациям относятся организации потребительской кооперации, так как они выполняют социальную функцию по обслуживанию сельского населения, общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации, союзы, учреждения культуры, образования, здравоохранения и др.

По форме собственности организации подразделяются на государственные и частные.

Государственные организации торговли по своей принадлежности подразделяются на республиканские и коммунальные.

По размерам организации торговли делятся на крупные, средние и малые. Признаки отнесения к одной из подгрупп указываются в законодательных актах. Малые имеют стимулы по сравнению с крупными в вице налоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию и укреплению малого предпринимательства.

Основным критерием отнесения организаций к малым является численность занятых. Например, к субъекту малого бизнеса в розничной торговле относится организация с численностью до 30 человек, а в оптовой до 50 человек. Разрабатывается законодательство о малом предпринимательстве, где в качестве критериев отнесения субъектов хозяйствования к малым и микросубъектам предлагается не только численность занятых, но и объем деятельности.[3]

По участию иностранного капитала организации подразделяются на совместные, зарубежные и иностранные. Совместные организации расположены на территории страны, имеют в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Зарубежные организации представлены национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал организации, зарегистрированной в другой стране. Иностранная организация имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическому или физическому лицу другого государства.

По виду деятельности организации торговли подразделяются на розничные, оптовые и питания. Но в связи с тем что в настоящее время многие организации торговли занимаются не только одним видом деятельности, можно выделить также оптово-розничные и комбинированные организации.

Розничные торговые организации могут различаться по группам обслуживаемых потребителей:

- с ориентацией на большие возможности покупки товаров;

- с ориентацией на покупателей со средними возможностями покупки товаров;

- с ориентацией на обслуживание социально незащищенных слоев населения.

Организации оптовой торговли по праву собственности на  товары различаются следующим образом:

- с преобладающим правом собственности (оптовые базы);

- без права собственности (брокерские конторы);

- организаторы оптовой торговли (мелкооптовые рынки, ярмарки, биржи).

Организации питания подразделяются по типам на рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, буфеты, кафетерии, вагоны-рестораны и кафе-буфеты.

По характеру обслуживания потребителей организации общественного питания можно подразделить на общедоступные и закрытого типа.

По специализации торговые организации подразделяются на узкоспециализированные (занимаются реализацией товаров конкретной торговой марки), специализированные (реализуют товары определенных товарных групп) и многопрофильные или универсальные (реализация большого ассортимента товаров различных товарных групп).

С точки зрения права собственности и распоряжения имуществом определяется хозяйственно-правовая форма организации. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну форму организации от другой, являются:

- количество участников организации;

- форма управления организацией;

- способ распределения прибылей и убытков;

-источники средств, составляющие материальную основу организации;

- собственник инвестиций;

- пределы имущественной ответственности.

          Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие хозяйственно-правовые формы организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, кооперативы, унитарные предприятия  (Приложение А).

Хозяйственные товарищества представляют собой объединения вкладов лиц для создания организации. В зависимости от степени ответственности участников хозяйственные товарищества могут быть полными и коммандитными.

Полное товарищество - это форма организации, участники которой несут полную ответственность своим имуществом по обязательствам организации.

Коммандитное товарищество - это форма организации, в которой наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность, есть участники, несущие ответственность в пределах их вкладов. Однако они не принимают участия в управлении организацией.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом признается организация, уставный фонд которой разделен на доли, выраженные акциями. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Обществом с ограниченной ответственностью является организация, образованная двумя или более лицами. Уставный фонд организации разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является организация, образованная двумя или более лицами, уставный фонд которой разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Участники такого общества несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Кооператив — форма организации, основанная на взносах (паях) участников (пайщиков), которые непосредственно принимают участие в ее работе.

В зависимости от целей деятельности кооперативы подразделяются на производственные и потребительские.

Производственным кооперативом является коммерческая организация, основанная на имущественных паевых взносах участников, которые принимают личное участие в деятельности кооператива и несут ответственность по его обязательствам в равных долях, но не менее величины полученного годового дохода, если иное не предусмотрено уставом.

Потребительским кооперативом является организация, основанная на добровольном объединении граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения членами кооператива паевых взносов.

Информация о работе Торговые предприятия