Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 21:52, курсовая работа
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.
Введение 4
1 Торговые предприятия и их роль в экономике 6
1.1Понятие торгового предприятия, его основные признаки и значения 6
1.2 Классификация торговых предприятий 10
1.3 Структура торгового предприятия 16
2 Анализ торговой деятельности Республики Беларусь 19
2.1 Развитие торговли Республики Беларусь 19
2.2 Исследование организации продажи товаров и качества торгового обслуживания магазина на примере ОАО «Восход» и ОАО «Арма» 23
3 Перспективы развития предприятий торговли 30
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение А
6. В данном магазине выкладка товаров удобная, хорошая наглядность, что способствует быстрому ознакомлению с ними.
7. Большинство ценников находиться далеко от соответствующего им товара, приходится затрачивать много времени на поиск. Содержат достаточно полную информацию.
8. В данном магазине имеется инфокиоск, что способствует большему привлечению покупателей.
9. У всего торгового персонала имеется бейджи на которых имеется следующая информация: наименование торгового предприятия, занимаемая должность, имя и отчество, что позволяет ознакомится с обслуживаемым персоналом. (рисунок 2.2.1)
Рисунок 2.2.1 – Образец бейджа у работника магазина ОАО «Восход»
Персонал имеет специальную одежду, что выделяет коллектив магазина.
Сотрудники магазина не проявляют активности и не готовы помочь в выборе товара.
Скорость расчета удовлетворительная.
Характеристика торгового предприятия ОАО «Арма»
1. Магазин «Арма» расположен по адресу г. Могилев ул. Ленинская,68/1. Товарный профиль данного торгового предприятия продовольственные товары. Режим работы магазина с 7:00 до 23:00.
2. Состояние магазина удовлетворительное, торговый зал хорошо ухожен. В магазине применяется современное оборудование, в том числе холодильное.
3. Внешний вид торгового здания ухоженный, что привлекает покупателей.
Потоки покупателей направлены в одну дверь (вход – выход), но в следствии того, что площадь торгового зала небольшая, данная входная группа удовлетворяет требования, в магазине нет витрин, но благодаря большим окнам хорошо просматривается товарный профиль магазина.
В торговом зале имеется две секции: в первой – молоко и молочные продукты, хлебобулочные продукты и мясопродукты, а в другой – фрукты, макаронные изделия и крупы, алкогольные напитки.
В магазине хоть и отсутствуют указатели, но это не затрудняет знакомство с ассортиментом товаров представленных в магазине, т.к. торговая площадь магазине небольшая.
Цветовое решение данного магазина способствует совершению покупок (не раздражает покупателей), отсутствует музыкальное сопровождение, что свойственно для магазинов продовольственного профиля.
4. Для данной торговой площади ассортимент товаров достаточно широкий и устойчивый.
5. Магазин имеет небольшой торговый зал, торгует через прилавок. Покупатель, чтобы внимательно рассмотреть и ознакомится с выбранным им товаром, должен попросить продавца, который подает товар покупателю "из рук в руки", что стесняет желание покупателя в ознакомлении свойств и состава интересующего его товара и может способствовать отказу от покупки. Такой метод обслуживания используется при продаже любых малогабаритных товаров.
6. В данном магазине выкладка товаров удобная, хорошая наглядность, что способствует быстрому ознакомлению с ним.
7. Ценники в данном магазине расположены непосредственно возле товара, но из-за большого расстояния их от покупателей, затрудняет прочтение необходимой информации, особенно для людей со слабым зрением.
В целом они содержат всю необходимую информацию.
9. У всего торгового персонала имеется бейджи на которых имеется следующая информация: наименование торгового предприятия, занимаемая должность, имя и отчество, что позволяет ознакомится с обслуживаемым персоналом. (рисунок 2.2.2)
Рисунок 2.2.2 – Образец бейджа у работника магазина ОАО «Арма»
Персонал имеет спец. одежду, что выделяет коллектив магазина.
Сотрудники магазина проявляют активности и готовы помочь в выборе товара.
Скорость расчета удовлетворительная.
3. Перспективы развития предприятий торговли
Перспективы розничной торговли в Беларуси - в создании крупных структур, применяющих сетевые технологии.
Рост показателей потребительского рынка создает в Беларуси благоприятную ситуацию для развития торговых сетей, что, в свою очередь, является одним из путей повышения конкурентоспособности крупных торговых организаций. Меняются организационные формы управления торговыми организациями в направлении создания крупных структур, применяющих сетевые технологии.
В настоящее время ряд крупных торговых организаций республики используют в работе принципы сетевой торговли. К таким организациям можно отнести в Минске торговые структуры, работающие под торговыми марками "Рублевский", "Копилка", "Марко", "Соседи", в Витебске - "Веста", "Ника", в Бресте - "Продтовары".
Однако основой торговых сетей являются гипер-супермаркеты, где в просторных помещениях предлагаются высококачественные товары. В них можно найти в одном месте широкий набор товаров, необходимых для удовлетворения всех покупательских потребностей. Гипермаркеты пока еще занимают небольшой сегмент в торговой сети республики, но в последние годы ведется их активное строительство и открытие. Так, за последние два года в Беларуси с участием иностранных инвесторов открыты и успешно работают такие гипер-супермаркеты как "Гиппо", "Максимус", "Вigzz", "Простор", "Корона", "Вестер","Веста" и др. "И этот процесс нужно приветствовать, поскольку в их работе использованы все лучшие достижения европейской и мировой практики", - отметили в министерстве.[4]
Успешный опыт развертывания крупных проектов в Беларуси по строительству гипер-супермаркетов является серьезным преимуществом белорусской торговли, резюмировали в Минторге.
По данным Министерства статистики, объем розничного товарооборота в Беларуси, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-июне 2009 года составил 23 трлн., что в сопоставимых ценах на 19,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Розничный товарооборот торговли за шесть месяцев составил 21,9 трлн., или 119,8% к уровню соответствующего периода 2007 года, организаций общественного питания - 1,1 трлн., или 109,4%.[4]
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
- увеличение выпуска продукции;
- улучшение качества продукции;
- продажа излишек оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
- диверсификация производства;
- расширение рынка продаж и др.
Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки. [7]
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.
При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут затраты на подготовку производства.
В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.
Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Оптимальным дополнением к показателям прибыли и рентабельности явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученного в результате снижения себестоимости. Такое дополнение ориентировало бы первичное звено на осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию и рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии, на лучшее использование основных фондов и производственных мощностей, а в итоге - на снижение затрат на производство продукции в целом. Это не исключало бы и рост объема производства, в результате которого относительно уменьшается удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции.
Для рассматриваемых предприятий возможно некоторое совершенствование. Так, например, для ОАО «Восход» необходимо:
- более рационально разместить оборудование и усовершенствовать выкладку товаров в соответствии с правилами мерчандайзига. Это обеспечит свободный доступ к товарам, корзинки и тележки других покупателей не будут мешать;
- следить за расположением ценников и разместить указатели;
- увеличить число кассиров-контролеров в часы наибольшей покупательской активности, что будет способствовать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и увеличит товарооборот торгового предприятия, так как будет привлечено больше покупателей;
- следить за наличием персонала у весов;
Для магазина ОАО «Арма» необходимо:
- расширить площадь торгового зала;
- перевести магазин на самообслуживание;
- увеличить число работников в часы- пик для уменьшения затрат времени.
Заключение
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.
Хозяйственный механизм торговых предприятий является составным элементом хозяйственного механизма народно-хозяйственного комплекса и представляет собой совокупность методов организации торговой деятельности.
Торговое предприятие — это самостабилизирующаяся система. Таким образом, предприятие постоянно стремится найти для сохранения своего устойчивого состояния динамический баланс между внутренними возможностями и внешними факторами окружающей среды, влияющими на торговый процесс.
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.
Основной функцией торговой организации является продажа товаров народного потребления, которая характеризуется сменой товарной формы стоимости на денежную.
Для осуществления основной функции торговая организация выполняет множество сопутствующих, дополнительных (по отношению к основной) функций, таких как изучение спроса покупателей, заключение договоров на поставку товаров, организация продвижения товаров от производителей в места потребления, обеспечение хранения товаров, формирование товарного ассортимента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации и т.д.
Выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.
Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
По мере своего развития торговое предприятие может использовать различные схемы организации управления, адаптируясь к новым внутренним и внешним условиям и постепенно приводя свою структуру к наиболее удобному в конкретных условиях виду.
Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля стимулирует или ограничивает процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции. Поэтому важным является активизация сотрудничества товаропроизводителя и торговой отрасли в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста.
Торговля является одним из наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности, затрагивающим существование всех групп населения.
Одной из характерных особенностей торговли как отрасли экономики является высокая скорость оборота капитала. С одной стороны, это позволяет минимизировать инфляционные потери в нестабильных условиях переходного периода. Но с другой стороны, возможна потеря некоторой величины добавленной стоимости, вызванная снижением общей рентабельности товарооборота. Кроме того, в торговле, как ни в одной из отраслей экономики, велика доля поступления и выбытия наличных денежных средств. Это, в свою очередь, позволяет формировать неучтенный наличный денежный оборот, являющийся основой теневой экономики.
Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.
За последние 20 лет произошли изменения в торговой отрасли. Значительно увеличилась число магазинов и их торговая площадь. Появились такие торговые предприятия как торговые центры, магазины-склады.