Торговые предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.

Содержание работы

Введение 4
1 Торговые предприятия и их роль в экономике 6
1.1Понятие торгового предприятия, его основные признаки и значения 6
1.2 Классификация торговых предприятий 10
1.3 Структура торгового предприятия 16
2 Анализ торговой деятельности Республики Беларусь 19
2.1 Развитие торговли Республики Беларусь 19
2.2 Исследование организации продажи товаров и качества торгового обслуживания магазина на примере ОАО «Восход» и ОАО «Арма» 23
3 Перспективы развития предприятий торговли 30
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение А

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!! (ОТТ).doc

— 1.81 Мб (Скачать файл)

Организации потребительской кооперации принадлежат к этой хозяйственно-правовой форме.

Унитарное предприятие — это субъект хозяйствования, являющийся формой коммерческой организации, не наделенный правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные либо частные унитарные предприятия.

Имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. [6]

 

1.3 Структура торгового предприятия

 

Основная функция торговли — обеспечить обращение товаров и их продвижение от производителя к конечному потребителю.
Торговое предприятие принимает на себя ответственную задачу по выполнению этой функции, поэтому от правильности организации торгово-технологического процесса зависит эффективность торговли, оперативность и качественное доведение товаров до покупателя.
При этом основными критериями успешности выполнения поставленной задачи являются широкий ассортимент предлагаемых товаров, надлежащее качество, высокий уровень обслуживания покупателей, наименьшие временные и трудовые затраты при одновременном достижении высоких показателей экономической деятельности торгового предприятия.
От грамотно спланированной и выстроенной структуры предприятия зависит эффективность ведения бизнеса в целом. Существует несколько наиболее распространенных типов структуры торгового предприятия:
          -линейная;
         -функциональная;
         -линейно-функциональная;
         -линейно-штабная;
         -дивизиональная;
         -матричная.
         Небольшие торговые организации реализуют, как правило, линейную структуру, подразумевающую распределение полномочий сверху вниз. Среднее торговое предприятие широко использует функциональную структуру, которая подразумевает разделение управления по отдельным функциям — финансы, персонал, маркетинг и т.д.
          Линейно - функциональная структура также используется на предприятиях среднего масштаба, в которых управленческий процесс подразделяется по основным функциям, формирующим иерархию различных служб на всем предприятии.
          Линейно-штабная организационная структура заключается в создании штаба — информационно-аналитического отдела, выполняющего функцию сбора и анализа информации о деятельности предприятия, контроля, консультирования и информирования высшего руководящего состава компании. Такая схема организации работы позволяет значительно освободить руководство компании от второстепенных управленческих функций.
         Крупные торговые предприятия часто используют дивизиональную структуру, при которой организация разделяется на элементы по видам товаров, группам конечных потребителей или по географическому месторасположению.
         Матричная структура предприятия сочетает в себе горизонтальные линии связи с вертикальными линейными и функциональными. При такой структуре торгового предприятия для выполнения определенных проектов и работ организуются специальные штабы, руководители которых управляют ходом выполнения работ, устанавливают последовательность и состав необходимых работ.
         Сотрудники, являясь исполнителями работ по конкретным проектам, сохраняют свое подчинение руководителям подразделений, в которых числятся.
         По мере своего развития торговое предприятие может использовать различные схемы организации управления, адаптируясь к новым внутренним и внешним условиям и постепенно приводя свою структуру к наиболее удобному в конкретных условиях виду.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ торговой деятельности Республики Беларусь                                                                                                                                      

2.1 Развитие торговли Республики Беларусь                                               

Розничная   торговля  представляет собой тор­говлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, се­мейного, домашнего пользования, не связанного с предприни­мательской деятельностью. Основу материально-технической базы торговли составляет роз­ничная торговая сеть, представленная предприятиями розничной тор­говли. 

Торговое предприятие — это упорядоченная система, все составные элементы которой функционируют не хаотично, а в определенном порядке. Такая упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых работает предприятие.

 

Таблица 2.1  -  Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь

Показатель

1990г.

2000г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Темп роста

Магазины - всего, ед.

21180

24644

27943

29100

30966

32075

151,4

     в том числе:

17842

10085

8810

9186

10541

11025

 

     магазины самообслуживания

61,8

     с торговой площадью от 650 кв. м

136

171

210

212

230

243

178,7

     с торговой площадью от 1000 кв. м

63

81

99

107

115

124

196,8

Торговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м

2323,9

2641,7

2587,7

2674,8

2771

2968

127,7

     в том числе магазинов самообслуживания

2021,9

1213,7

1228,9

1318,6

1602,7

1658,5

82

Фирменные магазины, ед.

33

680

516

530

589

608

1842,4

Торговые центры, ед.

-

-

205

260

324

321

156,6

Площадь торговых центров, тыс. кв. м

-

-

205,8

220,5

358,6

245,5

119,3

Торговые объекты в торговых центрах, ед.

-

-

13627

16900

20119

19994

146,7

Торговая площадь магазинов и торговых центров - всего, тыс. кв. м

2323,9

2641,7

2793,5

2895,5

3129,6

3213,5

138,3

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м

 

 

286

308,5

322

342

119,6

Рынки, ед.

220

293

368

416

413

396

180

Количество торговых мест на рынках, тыс. ед.

38,8

62,3

62,4

73,6

106,1

102,8

264,9

Магазины-склады - всего, ед.

-

73

156

161

175

173

236,6

 

Как видно из данной таблицы, в республике на конец 2009 г. насчитывалось 32075 предприятий торговли всех форм собственности. Это на 1109 единиц больше, чем в 20088 г., а по сравнению с 1990 г. разница составила 10895 магазинов.

Также наблюдается рост торговых площадей магазинов традиционного метода обслуживания, и снижение в магазинах с самообслуживанием. За последнее десятилетие появились торговые центры с количеством объектов на 2009 г. 19994 единиц. Получили свое развитие рынки и магазины- склады.

По итогам 2009 г. наибольшее количество магазинов было с формой самообслуживания и составило  34,4 % от общего числа магазинов. Это говорит о том, что данный метод реализации товаров наиболее приемлемый и удобный, как для магазина, так и для покупателя, на данный момент времени.

 

Таблица 2.2 - Розничный товарооборот через  все  каналы  реализации по областям и г. Минску за  январь- март 2010 года

 

Наименование областей

Общий объем розничного товарооборота

В том числе

2010г.

2010 г. в % к
2009 г. в сопоставимых ценах

торговых организаций

индивидуальных предпринимателей и физических лиц и частных унитарных предприятий, созданных в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей, торгующих на рынках, в обустроенных помещениях, киосках и др. объектах

2010г.

2010 г.
в % к 2009 г. в сопоставимых ценах

удельный вес в
т/об

Удельный  вес в общем объеме

2009 г.

2010 г.

Брестская

1775,6

111,6

1266,9

111,9

71,3

28,7

28,7

Витебская

1577,0

110,5

1151,5

111,8

73,0

28,0

27,0

Гомельская

1629,9

113,0

1283,6

113,3

78,8

21,3

21,2

Гродненская

1501,0

112,7

1078,8

113,0

71,9

28,2

28,1

Минская

1872,1

116,7

1434,0

116,7

76,6

23,3

23,4

Могилевская

1326,6

112,8

996,2

112,8

75,1

24,9

24,9

г. Минск

4423,3

114,1

3307,7

114,5

74,8

25,5

25,2

И Т О Г О

14105,5

113,3

10518,7

113,7

74,6

25,7

25,4

 

За  январь-март 2010 года объем розничного товарооборота, учитывая все каналы реализации, составил 14105,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 13,3 %, при прогнозе на  2010 год – 114-115 %.

Снизился в целом по республике на 0,3 процентных пункта,  по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года, удельный вес товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков. За  январь-март 2010 года он составил 25,4%.  Наиболее высокий удельный вес в Брестской (28,7%), Гродненской (28,1%) и Витебской (27%)  областях.

В текущем периоде отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (106,9 %), удельный вес которых составляет 18,6% в товарообороте торговых организаций (снижение объемов продаж отмечается у следующих министерств и ведомств: Минстройархитектуры – 77,1%, Минпром – 87,6%, концерн «Беллесбумпром» - 73,8%,  концерн «Белгоспищепром» - 96,2%).

Розничный товарооборот торговых организаций, включая общественное питание, за январь-март 2010 г. составил  10518,7 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем-мартом 2009 г. в сопоставимых ценах на 13,7%. Доля товарооборота по торговым организациям государственной формы собственности составила  18,4%, что на  0,8 процентных пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 9%; по частной, включая иностранную собственность (без учета потребительской кооперации) – рост на 15,2%. Темп роста торговых организаций потребительской кооперации – 107,5% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 12,1%).

По торговой сети обеспечен рост товарооборота к уровню предыдущего года  на  14,2%, а по организациям общественного питания - на 7,2%. Удельный вес продукции собственного производства составил  96,6%.

За январь - март 2010 г. через все каналы реализации увеличилась продажа продовольственных товаров –  на 13,7%, непродовольственных на 13,8 %. В общем объеме розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров составил 57,5 %, непродовольственных – 42,5%.

Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в январе-марте 2010 г. составила 76,9%  (январь-март 2009 г. – 78,1%), в том числе по продовольственным товарам 84,9 % (январь-март 2009 г. – 85,9%), непродовольственным – 65,3%  (январь- март 2009 г. – 66,5%). [4]

Товарные запасы по состоянию на 1 апреля  2010 г. увеличились на 1 день по сравнению с началом года и аналогичным периодом предыдущего года  и  обеспечивают 44 дня торговли.

 

Рисунок 2.1.1 – Распределение розничного товарооборота торговых предприятий по формам собственности на 2009 г.

 

Как видно из рисунка 2.1.1  максимальный объем товарооборота приходится на частную форму собственности (82 %), второе место приходится на государственную -  14,3 %, третье занимает потребительская кооперация – 9,6 %, остальная часть приходится на иностранную форму собственности – 3,7 %.

На сегодняшний  день потребление товаров, как продовольственных, так и непродовольственных, равны.  Наблюдается заметная динамика перехода от потребления продовольственных товаров, доля которых в 1995 г. составляла – 62,7 %, в то время на непродовольственные товары приходилось 37,3 %.  Спустя десятилетие ситуация изменилась: продовольственные товары – 53,7, а непродовольственные – 46,3 %. В 2008 г. отклонение боль лишь 0,5 % в пользу продовольственных.

 

Рисунок  2.1.2 – Потребление товаров по годам, %  (1995 – 2009 гг.) [5]

 

2.2 Исследование организации продажи товаров и качества торгового    обслуживания магазина на примере ОАО «Восход» и ОАО «Арма»

 

Характеристика торгового предприятия ОАО «Восход»

 

1.  Магазин «Восход» расположен по адресу г. Могилев ул. Ленинская, 85. Товарный профиль данного торгового предприятия как продовольственные, так и непродовольственные товары. Режим работы магазина с 7:00 до 22:00.

         

2. Состояние магазина удовлетворительное, торговый зал хорошо ухожен. В магазине применяется современное оборудование, в том числе холодильное, кассовое и т.д.

3. Магазин имеет ухоженный внешний вид, потоки покупателей направлены в одну дверь (вход – выход), что затрудняет проход в магазин, в магазине нет витрин.

  В данном магазине неудачно расположены отделы и секции, также неудачно расставлена  торговая мебель. В магазине достаточно узкие проходы и отсутствуют указатели. Торговое предприятие оснащено оборудованием расчетного узла, данное оборудование расположено удачно. Цветовое решение данного магазина способствует совершению покупок (не раздражает покупателей), отсутствует музыкальное сопровождение, что свойственно для магазинов продовольственного профиля.

4. В магазине достаточно широкий и устойчивый ассортимент. Например, коэффициент устойчивости ассортиментного перечня молока и молочных продуктов равен 0,7. Спрос населения удовлетворяется в большей степени.

5. Магазин с самообслуживанием. В таком магазине продавцов меньше, чем в магазине, реализующих товары традиционным методом. Покупатели самостоятельно отбирают товары и доставляют их к расчетно-кассовому узлу. Здесь, как правило, продаются товары повседневного спроса, хорошо знакомые покупателям. Покупателям достаточен тот объем информации, который имеется на упаковке и ценнике. Такая форма организации торговли позволяет снизить торговые издержки и, при необходимости, назначить более низкие цены на товар.

Информация о работе Торговые предприятия