Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 21:52, курсовая работа
Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.
Введение 4
1 Торговые предприятия и их роль в экономике 6
1.1Понятие торгового предприятия, его основные признаки и значения 6
1.2 Классификация торговых предприятий 10
1.3 Структура торгового предприятия 16
2 Анализ торговой деятельности Республики Беларусь 19
2.1 Развитие торговли Республики Беларусь 19
2.2 Исследование организации продажи товаров и качества торгового обслуживания магазина на примере ОАО «Восход» и ОАО «Арма» 23
3 Перспективы развития предприятий торговли 30
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение А
Организации потребительской кооперации принадлежат к этой хозяйственно-правовой форме.
Унитарное предприятие — это субъект хозяйствования, являющийся формой коммерческой организации, не наделенный правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные либо частные унитарные предприятия.
Имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица.
Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-
Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. [6]
2. Анализ торговой деятельности Республики Беларусь
2.1 Развитие торговли Республики Беларусь
Розничная торговля представляет собой торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Основу материально-технической базы торговли составляет розничная торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
Торговое предприятие — это упорядоченная система, все составные элементы которой функционируют не хаотично, а в определенном порядке. Такая упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых работает предприятие.
Таблица 2.1 - Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь
Показатель | 1990г. | 2000г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | Темп роста |
Магазины - всего, ед. | 21180 | 24644 | 27943 | 29100 | 30966 | 32075 | 151,4 |
в том числе: | 17842 | 10085 | 8810 | 9186 | 10541 | 11025 |
|
магазины самообслуживания | 61,8 | ||||||
с торговой площадью от 650 кв. м | 136 | 171 | 210 | 212 | 230 | 243 | 178,7 |
с торговой площадью от 1000 кв. м | 63 | 81 | 99 | 107 | 115 | 124 | 196,8 |
Торговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м | 2323,9 | 2641,7 | 2587,7 | 2674,8 | 2771 | 2968 | 127,7 |
в том числе магазинов самообслуживания | 2021,9 | 1213,7 | 1228,9 | 1318,6 | 1602,7 | 1658,5 | 82 |
Фирменные магазины, ед. | 33 | 680 | 516 | 530 | 589 | 608 | 1842,4 |
Торговые центры, ед. | - | - | 205 | 260 | 324 | 321 | 156,6 |
Площадь торговых центров, тыс. кв. м | - | - | 205,8 | 220,5 | 358,6 | 245,5 | 119,3 |
Торговые объекты в торговых центрах, ед. | - | - | 13627 | 16900 | 20119 | 19994 | 146,7 |
Торговая площадь магазинов и торговых центров - всего, тыс. кв. м | 2323,9 | 2641,7 | 2793,5 | 2895,5 | 3129,6 | 3213,5 | 138,3 |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м |
|
| 286 | 308,5 | 322 | 342 | 119,6 |
Рынки, ед. | 220 | 293 | 368 | 416 | 413 | 396 | 180 |
Количество торговых мест на рынках, тыс. ед. | 38,8 | 62,3 | 62,4 | 73,6 | 106,1 | 102,8 | 264,9 |
Магазины-склады - всего, ед. | - | 73 | 156 | 161 | 175 | 173 | 236,6 |
Как видно из данной таблицы, в республике на конец 2009 г. насчитывалось 32075 предприятий торговли всех форм собственности. Это на 1109 единиц больше, чем в 20088 г., а по сравнению с 1990 г. разница составила 10895 магазинов.
Также наблюдается рост торговых площадей магазинов традиционного метода обслуживания, и снижение в магазинах с самообслуживанием. За последнее десятилетие появились торговые центры с количеством объектов на 2009 г. 19994 единиц. Получили свое развитие рынки и магазины- склады.
По итогам 2009 г. наибольшее количество магазинов было с формой самообслуживания и составило 34,4 % от общего числа магазинов. Это говорит о том, что данный метод реализации товаров наиболее приемлемый и удобный, как для магазина, так и для покупателя, на данный момент времени.
Таблица 2.2 - Розничный товарооборот через все каналы реализации по областям и г. Минску за январь- март 2010 года
Наименование областей | Общий объем розничного товарооборота | В том числе | |||||
2010г. | 2010 г. в % к | торговых организаций | индивидуальных предпринимателей и физических лиц и частных унитарных предприятий, созданных в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей, торгующих на рынках, в обустроенных помещениях, киосках и др. объектах | ||||
2010г. | 2010 г. | удельный вес в | Удельный вес в общем объеме | ||||
2009 г. | 2010 г. | ||||||
Брестская | 1775,6 | 111,6 | 1266,9 | 111,9 | 71,3 | 28,7 | 28,7 |
Витебская | 1577,0 | 110,5 | 1151,5 | 111,8 | 73,0 | 28,0 | 27,0 |
Гомельская | 1629,9 | 113,0 | 1283,6 | 113,3 | 78,8 | 21,3 | 21,2 |
Гродненская | 1501,0 | 112,7 | 1078,8 | 113,0 | 71,9 | 28,2 | 28,1 |
Минская | 1872,1 | 116,7 | 1434,0 | 116,7 | 76,6 | 23,3 | 23,4 |
Могилевская | 1326,6 | 112,8 | 996,2 | 112,8 | 75,1 | 24,9 | 24,9 |
г. Минск | 4423,3 | 114,1 | 3307,7 | 114,5 | 74,8 | 25,5 | 25,2 |
И Т О Г О | 14105,5 | 113,3 | 10518,7 | 113,7 | 74,6 | 25,7 | 25,4 |
За январь-март 2010 года объем розничного товарооборота, учитывая все каналы реализации, составил 14105,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 13,3 %, при прогнозе на 2010 год – 114-115 %.
Снизился в целом по республике на 0,3 процентных пункта, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, удельный вес товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков. За январь-март 2010 года он составил 25,4%. Наиболее высокий удельный вес в Брестской (28,7%), Гродненской (28,1%) и Витебской (27%) областях.
В текущем периоде отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (106,9 %), удельный вес которых составляет 18,6% в товарообороте торговых организаций (снижение объемов продаж отмечается у следующих министерств и ведомств: Минстройархитектуры – 77,1%, Минпром – 87,6%, концерн «Беллесбумпром» - 73,8%, концерн «Белгоспищепром» - 96,2%).
Розничный товарооборот торговых организаций, включая общественное питание, за январь-март 2010 г. составил 10518,7 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем-мартом 2009 г. в сопоставимых ценах на 13,7%. Доля товарооборота по торговым организациям государственной формы собственности составила 18,4%, что на 0,8 процентных пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 9%; по частной, включая иностранную собственность (без учета потребительской кооперации) – рост на 15,2%. Темп роста торговых организаций потребительской кооперации – 107,5% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 12,1%).
По торговой сети обеспечен рост товарооборота к уровню предыдущего года на 14,2%, а по организациям общественного питания - на 7,2%. Удельный вес продукции собственного производства составил 96,6%.
За январь - март 2010 г. через все каналы реализации увеличилась продажа продовольственных товаров – на 13,7%, непродовольственных на 13,8 %. В общем объеме розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров составил 57,5 %, непродовольственных – 42,5%.
Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в январе-марте 2010 г. составила 76,9% (январь-март 2009 г. – 78,1%), в том числе по продовольственным товарам 84,9 % (январь-март 2009 г. – 85,9%), непродовольственным – 65,3% (январь- март 2009 г. – 66,5%). [4]
Товарные запасы по состоянию на 1 апреля 2010 г. увеличились на 1 день по сравнению с началом года и аналогичным периодом предыдущего года и обеспечивают 44 дня торговли.
Рисунок 2.1.1 – Распределение розничного товарооборота торговых предприятий по формам собственности на 2009 г.
Как видно из рисунка 2.1.1 максимальный объем товарооборота приходится на частную форму собственности (82 %), второе место приходится на государственную - 14,3 %, третье занимает потребительская кооперация – 9,6 %, остальная часть приходится на иностранную форму собственности – 3,7 %.
На сегодняшний день потребление товаров, как продовольственных, так и непродовольственных, равны. Наблюдается заметная динамика перехода от потребления продовольственных товаров, доля которых в 1995 г. составляла – 62,7 %, в то время на непродовольственные товары приходилось 37,3 %. Спустя десятилетие ситуация изменилась: продовольственные товары – 53,7, а непродовольственные – 46,3 %. В 2008 г. отклонение боль лишь 0,5 % в пользу продовольственных.
Рисунок 2.1.2 – Потребление товаров по годам, % (1995 – 2009 гг.) [5]
2.2 Исследование организации продажи товаров и качества торгового обслуживания магазина на примере ОАО «Восход» и ОАО «Арма»
Характеристика торгового предприятия ОАО «Восход»
1. Магазин «Восход» расположен по адресу г. Могилев ул. Ленинская, 85. Товарный профиль данного торгового предприятия как продовольственные, так и непродовольственные товары. Режим работы магазина с 7:00 до 22:00.
2. Состояние магазина удовлетворительное, торговый зал хорошо ухожен. В магазине применяется современное оборудование, в том числе холодильное, кассовое и т.д.
3. Магазин имеет ухоженный внешний вид, потоки покупателей направлены в одну дверь (вход – выход), что затрудняет проход в магазин, в магазине нет витрин.
В данном магазине неудачно расположены отделы и секции, также неудачно расставлена торговая мебель. В магазине достаточно узкие проходы и отсутствуют указатели. Торговое предприятие оснащено оборудованием расчетного узла, данное оборудование расположено удачно. Цветовое решение данного магазина способствует совершению покупок (не раздражает покупателей), отсутствует музыкальное сопровождение, что свойственно для магазинов продовольственного профиля.
4. В магазине достаточно широкий и устойчивый ассортимент. Например, коэффициент устойчивости ассортиментного перечня молока и молочных продуктов равен 0,7. Спрос населения удовлетворяется в большей степени.
5. Магазин с самообслуживанием. В таком магазине продавцов меньше, чем в магазине, реализующих товары традиционным методом. Покупатели самостоятельно отбирают товары и доставляют их к расчетно-кассовому узлу. Здесь, как правило, продаются товары повседневного спроса, хорошо знакомые покупателям. Покупателям достаточен тот объем информации, который имеется на упаковке и ценнике. Такая форма организации торговли позволяет снизить торговые издержки и, при необходимости, назначить более низкие цены на товар.