Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа
Международные корпорации в современном мире являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Международные монополии появились еще в начале XX века в форме картелей, деливших рынки сбыта, между компаниями стран-участниц.
Формирование этих сложных по своей структуре финансово-промышленных объединений объясняется глубоким взаимопроникновением различных видов хозяйственной деятельности, объединенных воспроизводственными процессами. Интенсивное развитие транснациональных корпораций (ТНК) отражает обострение международной конкуренции и углубление международного разделения труда (МРТ).
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА: МАРКЕТИНГА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: МАРКЕТИНГ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Трансфертное ценообразование
в рамках транснациональных корпораций: понятия, модели, проблемы»
Студент: Полякова Александра, ЭМ-301
Москва 2010
Международные корпорации в современном мире являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Международные монополии появились еще в начале XX века в форме картелей, деливших рынки сбыта, между компаниями стран-участниц.
Формирование этих сложных по своей
структуре финансово-
Международные корпорации предстают как ключевые звенья разнообразной цепи мирохозяйственных связей, и с течением времени они превратились в становой хребет общехозяйственного устройства. ТНК, с одной стороны, являются адаптационной реакцией на быстро развивающиеся международные экономические отношения, а с другой стороны, сами представляют мощный и согласованный механизм воздействия на них.
Последнее десятилетие ведутся широкие споры по вопросу связи между национальными налоговыми системами и стратегическими решениями транснациональных корпораций (ТНК) относительно вопросов инвестиций, производства и управления прибылью. Причиной таких споров является мнение, что страны с низким налогообложением все более притягивают к себе деятельность ТНК из стран с высоким налогообложением. Одним из механизмов привлекающем внимание специалистов и общественности в этом контексте является трансфертное ценообразование.
Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации.
Все эти очевидные, а также многие скрытые аспекты, привлекают мое личное внимание, в связи с чем, я и веду анализ в данном направлении. Целью данной работы является исследование теоретических аспектов трансфертного ценообразования. Предполагается выявить основные подходы и описать предлагаемые модели данной системы, проанализировать роль, как элементов системы (центров ответственности), так и связей между ними (трансфертных цен). Также предполагается выявление эффективности использования механизмов трансфертного ценообразования в крупнейших ТНК мира (на примере автомобильной промышленности США). И в конечном счёте понять, для чего всё-таки нужны трансфертные цены.
Основными задачами данной работы, в первую очередь являются:
Для решения поставленных задач была изучена специальная литература: монографии, научные статьи, посвященные или касающиеся деятельности транснациональных корпораций и т.д. Перечень всех использованных материалов, приведен в разделе «Список Литературы».
Ведущие ТНК (и в первую очередь 500 крупнейших из них) координируют функционирование сформировавшихся международных производственных цепочек, фактически формируют рыночную среду, осуществляют международное перемещение финансовых и производственных ресурсов. Таким образом, производственные подразделения ТНК, внутрифирменные и межфирменные отношения (в т.ч. в рамках международного производственного кооперирования) являются ныне очень важным составным элементом организационной структуры мировой промышленности как формирующейся системы1.
Транснациональная корпорация, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.
Транснациональная корпорация
— это комплекс, использующий в
своей деятельности международный
подход и предполагающий формирование
транснационального производственного,
торгового и финансового
В англоязычной литературе по международной
экономике для обозначения
Термин «транснациональная корпорация», «многонациональная компания» (multinational corporation, multinational enterprise, MNC) как общепринятый стал применяться только с 1960 года.
Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечивать бесперебойное руководство дочерней компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерами зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учётом специфики местного рынка и в соответствии с Законодательством принимающей стороны.
Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В её функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами
Дочерняя компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия.
Ассоциированная компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стороне, в котором головное предприятие владеет не менее 10%, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но не принимает участие в контроле над этим предприятием.
Отделение – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнерства, в том числе и с местными предпринимателями и т.п.2
Проблемы совершенствования
Выделяют следующие основные критерии ТНК:
– особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;
– особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;
– особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.
В настоящее время выделяют следующие типы транснациональных корпораций:
- горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Например, производство автомобилей в США.
- вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах.
- диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации “Nestle”, имеющая порядка 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.
В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х – от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности4.
Организация Объединенных Наций первоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии. Сейчас ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:
– они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах;
– они проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством;
– ее производственные ячейки активно взаимодействуют друг с другом – обмениваются ресурсами и ответственностью.
Состав ТНК становится с течением времени все более интернациональным как по их происхождению, так и размещению. Среди 10 самых крупных фирм мира абсолютно преобладают американские фирмы. Но если посмотреть на состав 500 крупнейших ТНК планеты, то здесь американское лидерство выражено гораздо слабее.
По данным Интернет издания журнала «Fortune500», эволюция шла от абсолютного преобладания американских фирм в 1950-е к доминированию западноевропейских фирм с 1980-х. Эта тенденция заметна и по составу всех ТНК: в 1970 более половины ТНК планеты были из двух стран, Америки и Великобритании; начиная с 1980-х количество западноевропейских компаний растет, сейчас из всех ТНК на США, Японию и Нидерланды вместе взятые приходится примерно половина (252 Корпорации). Растет число и значение ТНК из развивающихся стран (особенно – из азиатских «драконов», таких как Тайвань, Республика Корея, Китай). Ожидается, что в ближайшие годы будет продолжаться увеличение среди ТНК доли фирм из новых индустриальных стран третьего мира и из стран с переходной экономикой.
Следует отметить в 1983 и 1992 гг. в список 500 крупнейших ТНК мира были включены только промышленные корпорации; а в 1995 и 2000 гг. и далее – корпорации, действующие в промышленности и сфере услуг: финансовые, страховые, транспортные, торговые и прочие компании.
Штаб-квартиры крупнейших монополий размещаются по-прежнему в основном в экономически развитых странах. Так, по данным журнала «Fortune500», среди штаб-квартир 500 крупнейших ТНК мира в 2001 г. около 190 размещались в США, более 100 — в Японии, во Франции, Великобритании и Германии — более чем по 30 штаб-квартир и т.д. В 2006 г. эти цифры отличались незначительно.