Трансфертное ценообразование в рамках транснациональных корпораций: понятия, модели, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Международные корпорации в современном мире являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Международные монополии появились еще в начале XX века в форме картелей, деливших рынки сбыта, между компаниями стран-участниц.
Формирование этих сложных по своей структуре финансово-промышленных объединений объясняется глубоким взаимопроникновением различных видов хозяйственной деятельности, объединенных воспроизводственными процессами. Интенсивное развитие транснациональных корпораций (ТНК) отражает обострение международной конкуренции и углубление международного разделения труда (МРТ).

Файлы: 1 файл

Трансфертное ценообразование в рамках транснациональных корпораций понятия, модели, проблемы.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

ТНК могут переносить штаб-квартиру (центр управления) из одного узла корпоративной сети в другой с целью получения, например, налоговых льгот. Хотя подавляющая часть (более 80%) всех ТНК и их филиалов базируется в развитых странах, корпорации в последние годы стали создаваться и в развивающихся государствах.

К концу 1990-х гг. насчитывалось более 10 тыс. азиатских, 2 тыс. латиноамериканских и даже около 170 африканских ТНК. Более 2 тыс. ТНК базируются ныне в европейских странах "с переходной экономикой". Среди 50 самых крупных ТНК развивающихся стран есть корпорации Китая, Сингапура, Республики Корея, Бразилии, Мексики, Аргентины и т.д.

Говоря о "национальной" принадлежности ТНК, следует отметить следующее. В 1970 г. более половины всех ТНК были компаниями только двух государств — США и Великобритании. Ныне менее 50% фирм «происходят» из четырех стран (США, Японии, Германии и Франции). В настоящее время среди 500 крупнейших ТНК мира по-прежнему большинство американских корпораций, хотя с каждым годом увеличивается удельный вес японских и западноевропейских компаний. В 2006 г. в рейтинг 500 крупнейших ТНК попали российские компании: «Газпром» и «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЕЭС России».

В 2008 году Ранее главным фактором, препятствующим включению российских компаний в подобного вида рейтинги, являлось отсутствие прозрачности в их деятельности. Компании недостаточно открыты, не публикуется отчетность, составленная по западным стандартам.  Теперь ряд перечисленных российских компаний «раскрывает» свои действия, в связи с чем в рейтинге 500 крупнейших ТНК мира насчитывается уже 5 российских ТНК, специалисты утверждают, что их количество постепенно будет расти.

В списке 100 крупнейших восточноевропейских  компаний, опубликованном «Financial Times»  в 2000 г., российские фирмы занимали уже 20 позиций. По мнению специалистов, крупный  российский бизнес по своим масштабам уже сопоставим с зарубежным5.

ГЛАВА 2: ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  В ТНК

 

 

Трансфертными называют цены (transfer pricing) на продукцию, передаваемую между подразделениями внутри фирмы. Используются различные виды трансфертных цен – на базе полных или предельных издержек, рыночная или договорная и др. Основная цель заключается в согласовании интересов отдельных подразделений с политикой центрального управления компании.

В первом приближении  трансфертное ценообразование - это  уточнение цены для целей налогообложения в сделках зависимых друг от друга лиц. Цели его понятны, если лица зависимы, то цена в сделке не будет определяться соображениями получения прибыли для каждой из сторон, а соображениями общей выгоды для группы. Это может привести к тому что цена будет занижена (завышена) с тем чтобы как можно больше прибыли осталось в более льготной налоговой юрисдикции. Возможны другие цели - вывоз капитала, приоритетное развитие части группы, но результатом игр с ценами почти всегда будет недополучение одной из стран налогов, по сравнению с рыночной ситуацией (независимые контрагенты)6.

2.1 Трансфертное ценообразование: понятие и цели

 

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс  установления трансфертной цены, которая  всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).

R . Anthony и J . Dearden7 определили следующие цели трансфертного ценообразования :

1) Система трансфертного ценообразования  должна мотивировать  менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и   предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно  тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль  своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.

2) Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на  прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный  критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче  товаров или оказании услуг доходы одного подразделения  превращаются в расходы другого.

3) Система трансфертного ценообразования  не должна нарушать  автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров  дополнительной ответственностью и в то же время централизованно  назначать внутренние цены.

Управление фирмой эффективно только тогда, когда между центрами ответственности существуют контрактные отношения. Можно выделить контрактные отношения между руководителями и подразделениями, контрактные отношения между самими подразделениями (например, если они оказывают друг другу услуги или покупают друг у друга продукты), а также между подразделениями и общими службами. Общие службы могут также оказывать друг другу услуги, например, иметь общую платежную ведомость. Головной офис компании не может устанавливать контрактные отношения с другими отделами. Единственная его задача – давать рекомендации Совету директоров и осуществлять контроль от его имени.

Ханс Виссема8 выделяет следующие варианты контрактных отношений (см. схема 1).

 

 

Совет директоров

Головной офис

Подразделения

Общие службы

Совет директоров

 

Х

Х

 

Головной офис

Х

     

Подразделения

Х

 

Х

Х

Общие службы

   

Х

Х


Схема 1. Виды контрактных отношений (по Х. Виссема).

 

Введение контрактных  отношений на предприятии предполагает установление таких правил “игры” между его бизнес-единицами, которые были бы выгодны всем сторонам контракта. В противном случае существование фирмы теряет смысл.

Необходимо выяснить, почему же процесс  определения трансфертной цены составляет основу внутрифирменных отношений?

Во-первых, она показывает, состоится ли внутренняя торговля вообще. В противном случае, контрактные отношения будут расторгнуты, а фирма прекратит свою деятельность.

Во-вторых, трансфертная цена определяет объем и частоту поставок товаров (оказания услуг) между бизнес-единицами.

В-третьих, она влияет на доходы и расходы бизнес-единиц, поскольку представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего.

В-четвертых, она позволяет, при внедрении соответствующих моделей рассчитать доходы и расходы каждой бизнес-единицы.

В-пятых, при использовании определенных методов (как бухгалтерских, так и математических), трансфертная цена лежит в основе определения финансовых результатов деятельности бизнес-единиц.

А, следовательно, в-шестых, служит базой для мотивации подразделений и эффективного управления экономикой всей организации.

В отличие от других внутрифирменных  переменных (таких как организационная  культура, стиль управления, психологический  климат и т.д.), которые также являются необходимым условием эффективного управления, трансфертное ценообразование представляет собой не только необходимое, но и достаточное условие эффективного функционирования фирмы. При отсутствии развитой системы трансфертного ценообразования, сама деятельность и существование фирмы в условиях современного высококонкурентного и быстроменяющегося рынка могут потерять всякий смысл.

2.2 Причина внутренней торговли и трансфертное ценообразование

 

Трансфертное ценообразование  существует там, где имеют место  трансферты товаров и услуг внутри одной организационной единицы. Таким образом, наличие внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) является предпосылкой построения системы трансфертного ценообразования. Эмпирические исследования показывают, что проблема трансфертного ценообразования существует как в секторе промышленности, так и в секторе услуг. 9

Возникает вопрос, почему возникает  внутренняя торговля и трансфертные цены, или, в терминах Коуза, некоторые  виды экономической деятельности ведутся  внутри компаний, а не между ними?

В своей работе «Природа фирмы» Р. Коуз10 утверждает, что интернационализация торговли возникает вследствие экономии транзакционных издержек, поскольку множественная рыночная контрактация заменяется более простой и дешевой контрактацией занятости. Примером издержек, которые элиминируются интернационализацией, могут служить издержки переговоров по заключению рыночных контрактов. О. Уильямсон использовал идеи Р. Коуза для построения модели рынков и иерархий, или известной как экономика транзакционных издержек.

С точки зрения экономики транзакционных издержек современная организация представляет собой экономику в миниатюре, а рынки и иерархии являются альтернативным вариантом организации экономической деятельности. В зависимости от природы транзакции, экономика транзакционных издержек предлагает либо «структуру управления», либо контрактацию. Уильямсон считает, что в случае сложных транзакций иерархии заменяют рынки по причине высоких транзакционных издержек и рисков внешнего обмена. Это особенно справедливо для неоднократно повторяющихся транзакций идиосинкразических продуктов, которые требуют инвестиций в специфические человеческие и капитальные активы. Эмпирические исследования подтверждают зависимость между характеристиками продукта и решением «производить-закупать» и выбором политики трансфертного ценообразования11. Это особенно справедливо для отраслей, подверженных сильному изменению технологий, таких как электроника, связь, проектирование информационных систем или связанных с патентным правом, например, фармацевтика. Некоторые фирмы интернационализируют торговлю на всех стадиях производства и распределения (обычно ввиду их технологической независимости) и становятся организациями с высокой степенью вертикальной интеграции, что характерно для алюминиевой промышленности.

Отметим, что перспектива цепочки  создания ценности транзакционных издержек не являются единственной причиной создания системы трансфертного ценообразования. Утверждение Дж. Хиршлейфера12 о том, что трансфертные цены представляют собой производную от децентрализации, приводит к тому, что существование и тип трансфертного ценообразования определялись на основе сущности и целей децентрализованного управления и М-структуры. Другими словами, система трансфертного ценообразования должна соответствовать бизнес-стратегии и организационной структуре фирмы. Л. Мак Аулэй и К. Томкинс13 выделили четыре взаимосвязанных группы целей трансфертного ценообразования, когда-либо упоминавшиеся в литературе:

  • функциональная необходимость;
  • экономическая необходимость;
  • организационные причины;
  • стратегические соображения

Функциональная необходимость  относится к разделению фирмы  на центры ответственности (особенно, центры прибыли). Это влечет за собой  измерение и оценку их деятельности, а также мотивацию их руководителей.

Экономическая причина заключается в необходимости эффективного распределения среди центров ответственности бизнес-процессов ограниченных ресурсов для достижения целей организации, выраженных в ее стратегических и оперативных планах.

Организационная составляющая вызвана тем, что в фирме с дивизиональной структурой система трансфертного ценообразования является инструментом интеграции и дифференциации.

И, наконец, система трансфертного  ценообразования нужна для выработки  оптимальных стратегических решений. Традиционный подход к трансфертному ценообразованию был сфокусирован на оперативных решениях (чаще всего, касающихся производства) и не учитывал стратегической составляющей.

В этом отношении трансфертное ценообразование  можно рассматривать с точки  зрения анализа цепочки создания стоимости, предложенной М. Портером14. Как инструмент оценки стратегии цепочка создания стоимости обладает тремя характеристиками. Определение источника конкурентного преимущества15 :

  • Выделение связей в цепочке создания стоимости;
  • Формулировка общих стратегий (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация) для достижения и поддержания конкурентного преимущества

Фирма достигает конкурентного  преимущества, создавая стоимость, тем  самым генерирует прибыль. Компоненты стоимости (т.е. низкие издержки, рост объема продаж и маржа прибыли) или способность фирмы создавать стоимость зависят от привлекательности отрасли, конкурентной позиции фирмы (отметим, что эти понятия также взаимосвязаны) и от выбранной стратегии.

Цепочки создания стоимости ориентированы на конкретные бизнес-единицы, которые заняты стратегически важной деятельностью для достижения и поддержания конкурентного преимущества всей фирмы. Это дает менеджерам возможность оценить, какие бизнес-единицы создают и увеличивают стоимость, а какие нет. Последние могут затем быть расформированы, а ограниченные ресурсы освобождены для альтернативного использования.

В результате внутренней торговли возникают  связи различной степени сложности  как внутри одной цепочки создания стоимости, так и между цепочками создания стоимости разных подразделений. Система трансфертного ценообразования содержит множество видов деятельности, которые составляют конкурентное преимущество фирмы. Например, интернациолизируя торговлю, компания создает барьеры вхождения на рынок конкурентам.

Информация о работе Трансфертное ценообразование в рамках транснациональных корпораций: понятия, модели, проблемы