Транснациональные компании на рынке международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Транснациональные корпорации играют важную роль в формировании и развитии мирового рынка туризма. Открывая филиалы за границей, они внедряются в экономику принимающих стран, а сами страны вписываются в интернационально организованные этими корпорациями производства туристских продуктов, другими словами, в ткань мирового туристского рынка. Деятельность туристских ТНК усиливает взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних туристских рынков отдельных стран, которые рассматриваются как сегменты единого глобального рынка туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………....3
1. Транснациональные компании…………………………………………………………………….4
1.1. Транснациональные компании на рынке международного туризма….6
1.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса………….10
2. ТНК в гостиничном хозяйстве………………………………………………………………………13
3. Влияние туристских ТНК на национальную экономику…………………………..…22
Заключение………………………………………………………………………………………………..…….33
Список использованной литературы…………………………………………………………..….35

Файлы: 1 файл

капершоДокумент Microsoft Word (4).docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

 Время  потребовало менеджеров с иным  образом мышления. Американские  гостиничные компании при подготовке  кадров исходили из генеральной  линии США на распространение  своих, национальных стандартов  в мире. Следуя этому принципу, американские гостиничные корпорации  создавали прежде всего для американских туристов привычную атмосферу и изолировали их от местной, чужеродной среды. Тем самым для американцев складывались комфортные условия путешествий.

 Однако  жизнь вынудила учитывать национальную  культурную специфику принимающей  страны. Появились первые мультикультурные фирмы. Осознавая необходимость перемен, американские гостиничные корпорации распространили среди управленческого персонала "Руководство по глобализации", которое должно помочь адаптироваться ему в меняющемся мире.

 В отличие от американского европейский подход к организации и ведению гостиничного дела изначально был более мягким и в меньшей степени ориентирован на стандартизацию. По мнению руководства французской группы "Аккор", компания добилась международного успеха благодаря гибкой системе хозяйствования и умению вписаться в инонациональную среду.

Другая модель имеет азиатское происхождение  и получает все большее распространение  в мире вместе с японскими и  сянганскими (гонконгскими) гостиничными цепями. Она всецело ориентирована на отдаленную перспективу. Одним из основных критериев жизнеспособности ТНК и всех их предприятий считается гибкость и эффективность функционирования в долгосрочном периоде. Такой подход становится особенно важным, поскольку гостиничные ТНК из Азии наращивают объемы прямых зарубежных инвестиций. По оценкам некоторых специалистов, в 2019 г. половина из 10 лидирующих гостиничных цепей в мире будут иметь азиатские корни.

В настоящее  время отмечается тенденция сближения  всех трех моделей. Происходит заимствование  наиболее эффективных управленческих методов, идет обмен инновациями. В  этой связи встает вопрос, будет  ли стратегия американских гостиничных  ТНК замещена принципиально иной или она будет модифицирована. Вопрос пока остается открытым.

Гостиничные консорциумы. В условиях острой конкуренции  со стороны "интегрированных гостиничных  цепей независимые отели объединяются в гостиничные консорциумы. Путем членства в таких организациях они получают доступ к услугам, ранее считавшимся привилегией интегрированных гостиничных цепей, и при этом остаются самостоятельными в правовом и экономическом отношениях.

 Отели  часто вступают в консорциум, чтобы стать абонентами глобальных  компьютерных систем резервирования. Все больше турагентств отказываются  от бронирования туристских продуктов  по телефону и факсу в пользу  компьютерных систем, поэтому подключение  к ним для малых частных  отелей равносильно коммерческому  успеху. Кроме того, независимые  отели совместно проводят маркетинговые  исследования, рекламные кампании, централизованные закупки оборудования, осуществляют другие виды деятельности, которые требуют больших затрат  и не всегда под силу каждому  предприятию в отдельности. Объединяя  усилия, члены консорциума выигрывают  на экономии от масштаба операций. При необходимости они могут  получить техническую помощь, консультации  по вопросам менеджмента, воспользоваться  базами данных о клиентах.

По оценкам  международных экспертов, в ближайшие  годы гостиничная индустрия будет  развиваться высокими темпами. Инвесторы  всего мира обратили внимание на эту перспективную сферу хозяйствования и уже сделали значительные вложения в обновление и расширение гостиничной базы, внедрение современных технологий, передовых форм обслуживания. Прогнозируемый бум послужит толчком к усилению процессов концентрации и кооперации, созданию новых гостиничных цепей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние туристских Транснациональных компаний на национальную экономику.

 

   С начала 80-х годов проблема экономического воздействия туристских ТНК находится в центре внимания ученых. На Западе вышло немало работ, освещающих ее разные стороны. Лучше исследовано воздействие ТНК на экономику принимающих стран. Специалисты выделяют пять главных вопросов: контроль ТНК над структурой туристского рынка, развитием индустрии туризма и отдельных ее секторов в принимающей стране; контроль над туристскими потоками; трансфертное ценообразование на туристские продукты; проблема утечки доходов от международного туризма за границу; технологическое влияние ТНК на экономику стран-импортеров.

 Иностранная  авиакомпания, обслуживающая международные  линии воздушного сообщения небольшой  страны, может препятствовать выходу  на этот рынок других авиаперевозчиков, как иностранных, так и национальных, и установить свою монополию,  которая не всегда отвечает  интересам принимающей страны. Некоторые  государства, заключив контракты  с туристскими корпорациями: "Средиземноморский  клуб" (Франция) или американскими  гостиничными цепями - не только  ограничили конкуренцию, но лишились  свободы выбора направления экономического  развития.

 Утвердив  свое монополистическое положение  в экономике принимающей страны, ТНК способна оказать давление  на правительство с тем, чтобы  оно, в частности, увеличило  расходы на инфраструктуру. Нередки  случаи, когда транснациональные  компании диктуют строительство  новых аэропортов, изменение сложившейся  системы наземного транспорта  или пересмотр структуры землепользования. ТНК стремятся определять политику  в области туризма, преследуя  собственные цели. Это хорошо  видно на примере Испании, где выгоды от развития инфраструктуры получают иностранные туристы, а местное население несет расходы на ее создание.

 Несмотря  на вышеперечисленные проблемы, некоторые страны по-прежнему  открывают туристские рынки для  ТНК, связывая с ними последнюю  надежду на преодоление отсталости. Вместе с тем правительства  становятся более искушенными  в ведении переговоров с транснациональными  компаниями. С ростом международного  туризма увеличивается число  ТНК, жаждущих расширить сферу  своего влияния, и принимающая  сторона обретает все больше  власти при заключении соглашений  с ними.

 ТНК оказывают  влияние на экономику страны-реципиента  посредством контроля над туристскими  потоками. Деятельность транснациональных  компаний в сфере туризма обусловила  сдвиги в географии туристского  спроса, изменила направленность  потоков посетителей. Вынудив  правительства пересмотреть фискальную  политику и увеличить расходы  на туристскую инфраструктуру, они  вызвали подъем международного  туризма во многих районах.

 Вместе  с тем усилия ТНК по привлечению  туристов в дестинацию нередко вступают в противоречие с интересами национальных туристских администраций. Последние часто выбирают в качестве целевого сравнительно узкий рыночный сегмент элитарных туристов, рассчитывая на высокий доход от их обслуживания. Однако транснациональной компании, руководствующейся мотивом максимизации прибыли, может быть выгоднее работать с массовым туристом. Широкие туристские потоки, организуемые и направляемые ею, заключают в себе угрозу для местной культуры и окружающей природной среды.

 Не столь  очевидные, но не менее острые  проблемы возникают, если ТНК  осуществляет контроль над узкоспециальными  потоками туристов. Она выявляет  наиболее прибыльную рыночную  нишу, в которую устремляет свою  деятельность. Количество прибытий  невелико, туризм не оказывает  разрушающего воздействия на  природу и культуру и обеспечивает  финансовые поступления. На первый  взгляд, подобная деятельность ТНК  способствует развитию местного  туристского рынка, национальной  экономики, но в действительности  и такая практика таит в  себе опасность.

 Туристские  центры попадают в зависимость  от определенной, численно небольшой  категории посетителей. Может  получиться так, что курортный  район на Багамских островах  будет специализироваться на  приеме представителей среднего  класса из Нью-Йорка, а тайский  курорт - на обслуживании молодоженов  из Японии. Эти рыночные ниши  являются слишком узкими, чтобы  обеспечить устойчивое развитие  и конкурентоспособность курортов. Последние оказываются подвержены влиянию малейших изменений во вкусах и предпочтениях целевой группы потребителей. Их работа сопряжена с большим коммерческим риском.

 Устанавливая  контроль над туристскими потоками, ТНК используют этот рычаг  для давления на принимающую  сторону с целью расширить  перечень предоставляемых ею  налоговых и иного рода льгот.

Современные ТНК отличаются глобальной стратегией поведения на мировом рынке путешествий. Она находит проявление в механизме  трансфертного ценообразования. Манипулируя  ценами на компоненты туристского продукта при совершении внутрифирменных  операций, в одних случаях завышая  их, в других, наоборот, занижая, ТНК  увеличивает корпоративную прибыль. В руках компании оказывается  механизм, который обеспечивает курсирование прибылей внутри одной большой империи, подчиняясь стратегическим целям ее деятельности.

Изменение уровня цен не изобретение ТНК, оно является обычной коммерческой практикой. По соглашению между контрагентами  устанавливается надбавка к базовой  цене или скидка с нее. В отношении  многих товаров и услуг действуют  скидки за оборот, применяемые при  оптовых закупках. В туризме также  широко используются сезонные скидки при приобретении продукта вне сезона, с помощью которых уравновешиваются спрос и предложение. Туроператоры и турагенты как посредники получают от поставщиков туристских услуг скидки по сбыту, позволяющие им выдерживать ценовую конкуренцию на рынке. Например, немецкие и британские туроператоры известны очень низкими ценами на услуги испанских и греческих отелей, а также на развлечения.

 Уровень  цен в каждом конкретном случае  складывается разный в зависимости  от договоренности между участниками  сделки. Этот принцип продолжает  действовать и при ценообразовании  на продукты ТНК. Транснациональная  компания лишь придает переговорам  определенную форму и внутрифирменный  характер.

 Механизм  трансфертного ценообразования  рассмотрим на примере. Предположим,  что некий туроператор, базирующийся  в стране А, приобретает авиакомпанию страны В и ряд туристских предприятий, включая средства размещения, в стране С. Таким образом он создает интернациональную производственную систему под своим управлением.

Туроператор предлагает инклюзив-тур по цене 1000 ам. долл. и реализует его в стране А. Все операции по купле-продаже составных частей тура протекают внутри системы. Туроператор назначает расчетные (трансфертные) цены для всех участников этого интегрированного бизнеса. Они могут отличаться от рыночных цен, а иногда не иметь аналогов на открытом рынке и использоваться туроператором для уклонения от уплаты налогов и таможенных пошлин.

 ТНК с  помощью механизма трансфертного  ценообразования искусственно увеличивают  издержки производства для филиалов, расположенных в странах с  высоким уровнем налогообложения,  и, наоборот, занижают их для  филиалов в странах с низкими  налогами. В результате, филиалы  ТНК в первой группе стран  заносят в свои налоговые декларации данные о незначительных прибылях, а в других странах фиксируется завышенная прибыль. ТНК как бы нелегально переводят прибыли из филиалов в странах с высоким налогообложением в филиалы в странах с низкими налогами и таким путем достигают чистого сокращения сумм уплачиваемых налогов.

 В нашем  примере туроператор может искусственно  увеличить стоимость своих активов  в стране С, списать самолет страны В и перераспределить накладные расходы или операции между филиалами. В итоге величина налоговых платежей снизится в 2 раза, с 40 до 20 условных единиц. Дополнительные прибыли туроператор получит, если проведет международные платежи по выгодному для себя курсу обмена валюты.

 Использование  механизма трансфертного ценообразования  в целях уклонения от уплаты  налогов подвергается критике.  Оно оборачивается огромными  потерями для государственных  бюджетов многих стран.

 Одна  из самых острых проблем, связанных  с зарубежной деятельностью ТНК,  является утечка доходов от  международного туризма из принимающей  страны. Она распадается на две  составные части: оплата импортируемых  товаров (услуг) и выплата вознаграждения  владельцам производственных ресурсов.

Проведенные исследования показывают, что зарубежные филиалы ТНК склонны импортировать  товары (услуги) в такой же степени, как и местные компании. Более  того, многие ТНК, стремясь создать  и закрепить свой положительный  имидж в принимающих странах, преднамеренно используют местные ресурсы там, где это возможно.

Вместе с  тем ТНК, особенно в туризме, поддерживают прочные связи со страной своего происхождения. Они ориентируются  на прием "родных" посетителей. Например, крупные гостиничные компании США  стали выходить за национальные границы, создавать цепи предприятий и  распространять американские стандарты  гостеприимства вслед за расширением  выездных туристских потоков и жалобами американцев на обслуживание за рубежом, которое не соответствовало сложившимся  у них представлениям и ожиданиям. Сегодня разбросанные по миру отели, объединенные в американские гостиничные  цепи типа "Ай-Ти-Ти Шератон" или "Хилтон Хоутелз Корпорейшн", в расчете на вкусы соотечественников импортируют из США пиво и сигареты. Зарубежные филиалы японских ТНК в ресторанном хозяйстве ввозят из Японии продукты питания и мебель.

Информация о работе Транснациональные компании на рынке международного туризма