Транснациональные компании на рынке международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Транснациональные корпорации играют важную роль в формировании и развитии мирового рынка туризма. Открывая филиалы за границей, они внедряются в экономику принимающих стран, а сами страны вписываются в интернационально организованные этими корпорациями производства туристских продуктов, другими словами, в ткань мирового туристского рынка. Деятельность туристских ТНК усиливает взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних туристских рынков отдельных стран, которые рассматриваются как сегменты единого глобального рынка туризма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………....3
1. Транснациональные компании…………………………………………………………………….4
1.1. Транснациональные компании на рынке международного туризма….6
1.2. Особые причины интернационализации туристского бизнеса………….10
2. ТНК в гостиничном хозяйстве………………………………………………………………………13
3. Влияние туристских ТНК на национальную экономику…………………………..…22
Заключение………………………………………………………………………………………………..…….33
Список использованной литературы…………………………………………………………..….35

Файлы: 1 файл

капершоДокумент Microsoft Word (4).docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

 Другая  причина, вынуждающая филиалы  импортировать товары и услуги, связана с глобальными процессами  стандартизации и созданием образа "родной" страны. Авиакомпания "Эр  Франс" продвигает свою французскую  марку, а паромная компания "Ройял Викинг Лайн" во всем подчеркивает скандинавское происхождение.

 Импорт  товаров и услуг по линии  международного туризма является  заметной статьей расходов в  государственных бюджетах ряда  развивающихся стран. Эти операции  хотя и сопряжены с оттоком  валюты за границу, однако не  столь большим как в случае, если транснациональная компания  предоставляет принимающей стране  факторы производства туристского продукта за плату. На вложенный капитал ТНК получает доход в виде процента, который переводит на "родину". Основная часть занятой в ее филиалах рабочей силы, особенно менеджеры высшего и среднего звена, - это квалифицированные кадры, приглашаемые из-за рубежа. За свой труд они получают высокую заработную плату, которую перечисляют по месту постоянного проживания.

 Большую  часть поступлений от международного  туризма принимающая страна теряет в результате вывоза транснациональными компаниями своих прибылей. Независимо от того, является ли ТНК собственником предприятия или управляет им по контракту, она имеет предпринимательский доход, или прибыль. С помощью механизма трансфертного ценообразования прибыль может быть переведена из одной страны в другую без видимой утечки.

 В некоторых  странах (Шри-Ланка, Филиппины,  Индонезия и т.д.) иностранным  инвесторам предоставлены гарантии  свободного и неограниченного  вывоза в свою страну доходов,  полученных туристскими предприятиями.  Например, Гамбии удается удержать  только 15% ввозимой туристами иностранной  валюты.

При очень  высокой стоимости поездки в  Африку (например, для туриста из Германии двухнедельный тур в  Кению или Того обходится примерно в 3,5 тыс. нем. марок) сама принимающая страна получает ничтожную долю от этой суммы. Европейский турист производит оплату полного комплексного обслуживания у себя на родине через туристскую фирму. С собой он берет небольшую сумму денег для покупки сувениров, которая и служит источником валютных поступлений для принимающей страны. При такой модели развития туризм никак не связан с местной экономикой. Туристский комплекс будет функционировать и при ее отсутствии, в пустыне или на Луне, за счет притока иностранных посетителей.

 Включить  международный туризм в экономику  принимающей страны возможно  путем привлечения местной рабочей  силы (речь идет о видах работ,  не требующих высокой квалификации  и специальной подготовки), использования  местных материалов при оборудовании  туристского комплекса, а также  сельскохозяйственных продуктов  для питания иностранных посетителей.  В этом случае международный  туризм будет увеличивать ВНП  страны-реципиента, способствуя ее  экономическому развитию.

Оценка влияния  ТНК на национальную экономику будет  неполной, если обойти вниманием роль транснациональных компаний в передаче знаний, опыта, технологических секретов (того, что на Западе называют "ноу-хау"). Все это - капитал нематериальный, но весьма ценный, если им правильно распорядиться.

 В настоящее  время ТНК, по существу, превратились  в "инкубаторы" технологических  нововведений. Они разрабатывают  собственные инновационные программы,  вкладывают огромные средства  в создание интеллектуального  товара и предлагают его на  мировом рынке.

Одним из наиболее ярких и убедительных примеров трансферта технологий в туризме является деятельность всемирно известной фирмы "МакДоналдс", которая считается бесспорным лидером в индустрии быстрого питания. Ее успех определяется в первую очередь фанатичной верой в идею обеспечения высокого качества обслуживания. На протяжении всей истории своего существования она методично совершенствовала каждую операцию в производственном процессе.

В конце 40-х  годов братья Ричард и Морис МакДоналды, владельцы небольшого придорожного кафе, задумались над тем, как улучшить обслуживание своих клиентов и соответственно увеличить доход. Они решили сократить число позиций в меню до трех блюд, стандартизировали технологию на основе конвейерной системы и унифицировали приготовление блюд. Например, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19% жира. Служащие были одеты в накрахмаленные белые рубашки и выполняли один вид работ: одни снимали гамбургеры со сковородки, другие макали их в кипящее масло и т.д. Подобная организация производства обеспечила рост его эффективности и снижение затрат. "МакДоналдс" создал новое поколение клиента, который точно знал: где бы он ни был, везде в "МакДоналдс" найдет прекрасное и быстрое обслуживание и привычный ассортимент блюд. Многие предприниматели, поняв и приняв это направление бизнеса, присоединились к нему. Аналогичные предприятия быстрого обслуживания стали появляться в большом количестве.

 Трансферт  технологий наблюдается не только  в ресторанном хозяйстве, но  в гостиничном, туроператорском  и других секторах туристской  индустрии.

ТНК, размещая за рубежом предприятия, зачастую инновационные, с использованием новейшей техники  и совершенной технологии, демонстрируют  свое преимущество перед национальными  компаниями. Последние перенимают управленческий и предпринимательский опыт, технологические  нововведения, повышая собственную  конкурентоспособность. В таких  странах, как Таиланд и Тунис, где передовой зарубежный опыт в  туризме распространяется особенно быстро, отмечается ускоренный рост прибылей на местных предприятиях индустрии  путешествий. Некоторые правительства  теперь отдельно оговаривают трансферт  технологий как условие деятельности ТНК на территории их государств.

 Влияние  ТНК на экономику страны базирования.  ТНК оказывают экономическое  воздействие не только в принимающей,  но и в "родной" стране. Эта,  обратная сторона интернационализации  исследована гораздо хуже. Туристские  ТНК могут изменить структуру  внутреннего рынка путешествий  и рентабельность производства  туристского продукта.

Во-первых, в  малой стране, где емкость рынка  туризма недостаточна для получения  экономии от масштаба производства, корпорации типа сингапурских авиалиний ориентируются  на "экспортный вариант" экономической  стратегии. Без интеграции в мировую  экономику они не могли бы существовать.

 Во-вторых, ТНК направляют инвестиции в  те дестинации, которые обеспечивают предельно высокие доходы и тем самым способствуют увеличению среднего размера доходов на вложенный капитал в отечественной индустрии туризма.

 В-третьих,  поставив на поток производство  продуктов выездного туризма,  они сбивают уровень цен на  внутреннем рынке.

 В-четвертых,  ТНК, специализирующиеся на выездном  туризме, получают монополистические  выгоды на рынке страны базирования.  Если он имеет олигополистическую  структуру, корпорации объединяются  в блоки для защиты своих  рыночных позиций. Открытие в  регионе отелей цепи "Ай-Ти-Ти Шератон" обычно означает скорое появление здесь компании "Хилтон Хоутелз Кор-порейшн" или "Холидей Инн Уорлдуайд".

 Наконец,  ТНК оказывают влияние на "родную" экономику опосредованно через  туристские потоки. Их присутствие  на рынке путешествий, особенно  таких мощных, как многие европейские  туроператоры, часто выступает одной  из причин активизации выездного  туризма. С увеличением же числа  поездок за границу и связанным с этим оттоком валюты из страны складывается отрицательное сальдо туристского платежного баланса. Вместе с тем именно благодаря деятельности ТНК часть вывезенной туристами валюты удается вернуть на родину. Если турист из США останавливается в отеле, входящем в американскую гостиничную цепь, то, по существу, происходит замещение импорта. Страна базирования, в данном случае США, получает доходы от обслуживания соотечественников за рубежом, аналогичные выручке от экспорта товаров и услуг, и укрепляет свой платежный баланс.

 Процессы  транснационализации в современных формах их проявления глубоко противоречивы. Горячая дискуссия о ТНК, в основе которой лежат ценностные, идеологические и политические расхождения во взглядах на природу и источники социально-экономического развития, а также на угрозу национальной безопасности, продолжается по мере роста числа транснациональных фирм и расширения их экономической экспансии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Заключение

Транснациональные корпорации стали важнейшими действующими лицами в современном мировом  хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить в системе международных экономических отношений

Для ведущих  промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые) находится  за пределами их страны базирования.

Основное  место среди ТНК занимают крупнейшие компании. Исходя из критерия абсолютного  размера продаж в 2 млрд. долл., к ним  относят около 400 компаний. Все они  входят в число крупнейших компаний мира. По объему своего оборота они  нередко превосходят ВВП целого ряда развивающихся и некоторых  малых промышленно развитых стран.

По организационной  структуре ТНК, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным  штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую  политику и контроль за деятельностью заграничных компаний и филиалов. Они обычно располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями. Стратегия ТНК основана на глобальном подходе, предусматривающем оптимизацию результата не для каждого отдельного звена, а для объединения в целом. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на каком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие факторы, как важность данного рынка в отношении перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкурировать с местными  производителями аналогичной продукции, курс валюты, торговые ограничения,  транспортные расходы. Глобальная стратегия также исходит из конфигурации отрасли и ее координации. При решении проблемы географии, территориального размещения предприятий возможен выбор от предельной концентрации до дисперсного размещения по многим странам различных функциональных блоков: исследования и разработки, материальное снабжение, производственный процесс, маркетинг, послепродажное обслуживание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. –М., Гардарики, 2005
  2. Здоров А. Б. Экономика туризма. – М., Финансы и статистика, 2004
  3. Каурова А. Д. Организация сферы туризма. – М.-С.П., Издательский дом Герда, 2004
  4. Косолапов А. Б., Елисеева Т. И. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. –М., Кнорус, 2005
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 727 с.
  6. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2006
  7. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник /Под ред. проф. д.э.н. Чудновского А.Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000.
  8. Турбизнес. – 2001. – №5
  9. Туризм: практика, проблемы, перспективы. –2001. – № 4.
  10. Щербакова С. А. Международный туризм: экономика и география. –М., Финансы и статистика, 2007
  11. Экономика и организация туризма: международный туризм. –М., Кнорус, 2005

 

 

 

 

 


Информация о работе Транснациональные компании на рынке международного туризма