Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 12:41, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Туристическому маркетингу и его особенностям в туризме».
Данная тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Введение …………………………………………………..…………...стр 3-5
Глава I. Теоретические аспекты маркетинга в туризме ……………стр 5-17
Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция …стр 6-9
Туристский продукт, как основное понятие маркетинга туризма………………………………………………………. стр 10-13
Маркетинговые коммуникации в сфере туризма ………….стр 13-16
Официальные правительства турорганизаций …………….стр 16-17
Глава II. Современные тенденции развития маркетинга туристического предприятия и маркетинговая стратегия туристических предприятий России …………………………………………………………………………….стр 17-26
2.1. Современные тенденции развития маркетинга ……………..стр 17-24
2.2. Маркетинговая стратегия туристических предприятий России ……………………………………………………………… стр 25-26
Глава III. Предложения по усовершенствованию маркетинговой деятельности в сфере туризма …………………………………………………стр 27 -30
3.1. Усовершенствование маркетинговой деятельности в целом в сфере туризма ………………………………………………………………….. стр 27-30
Заключение ……………………………………………………………… стр 31-34
Список литературы………………………………………………………..стр 35-36
-хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;
-целями организации,
которые могут быть выражены
в измеримых выражениях.
Маркетинг возникает и существует как
ответная реакция организации в условиях
свободной рыночной конкуренции при наличии
относительной свободы выбора для покупателей.
Маркетинговая деятельность направлена на:
1) маркетинговый
анализ и планирование с
2) производство
товаров или предоставление
3) координацию деятельности организации по достижению наиболее выгодной позиции на рынке;
4) определение
путей контроля по ведению
бизнеса в соответствии с
Итак, маркетинг
- это стратегическая философия фирмы,
устанавливающая, какие товары и услуги
и для какой группы потребителей должны
быть произведены. Маркетинг определяет
цели и оценивает их достижение, координируя
таким образом деятельность предприятия.
Маркетинг устанавливает дисциплину внутри
организации через постановку целей и
проведение контроля по обеспечению ее
эффективного функционирования.
Важнейшей задачей управления маркетингом
является воздействие на уровень, время
и характер спроса на одном или нескольких
целевых рынках предприятия. Наиболее
эффективное управление спросом требует
от организации ориентации на потребителя
и систематического применения технологий
и инструментов маркетинга.
1.2. Туристский продукт, как основное понятие маркетинга туризма.
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть вполне применены и в туризме.
В то же время в туризме есть своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации2
В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны3.
К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие. В то же время «туристский продукт» можно рассматривать в узком и широком смысле.
Туристский продукт в узком смысле – это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортное предприятие и так далее). В широком смысле туристский продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Туристскому продукту, наряду с общими специфическими
характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности:
1. Это комплекс услуг и товаров, характеризуемый сложной системой
взаимоотношений между различными компонентами.
2. Спрос
на туристские услуги чрезвычайно
эластичен по отношению к
уровню дохода и ценам, но во
многом зависит от
3. Потребитель,
как правило, не может увидеть
турпродукт до его потребления,
а само потребление в большинстве
случаев осуществляется
4. Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.
5. Турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.
6. Туристский
продукт создается усилиями
7. Не может
быть достигнуто высокое качество
туристских услуг при наличии
даже незначительных
8. На качество
туристских услуг оказывают
Эти специфические особенности туристского продукта оказывают
существенное влияние на маркетинг в туризме. Некоторые авторы вкладывают в понятие маркетинга в туризме глобальное содержание, как, например, швейцарский специалист Ё. Крипендорф: «Туристский маркетинг – это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли»4.
Таким образом, маркетинг
в туризме - это деятельность по планированию
и разработке туристских товаров и услуг,
продаже, продвижению товаров и услуг,
стимулированию на них спроса и ценообразованию.
Эта деятельность помогает продвигать
товары или услуги от производителя к
потребителю с целью получения максимальной
прибыли при наиболее эффективном удовлетворении
потребностей целевой группы туристов.
Специфический характер маркетинга в
туризме определяется особенностями и
отличительными характеристиками туристского
продукта (в сравнении с другими потребительскими
товарами и услугами), а также особенностью
потребителей и производителей туристских
товаров и услуг.
Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет три главные функции маркетинга в туризме:
. установления контактов с клиентами;
. развитие;
. контроль;
Установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты.
Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.
Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по
продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты
отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.
Однако маркетинг расширяет свои функции, делая особый акцент на
взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.
Туристский продукт, прежде всего должен быть хорошим приобретением. В связи с этим туристский маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленных на достижение такой цели.
1.3. Маркетинговые коммуникации в сфере туризма.
Современный маркетинг туристской фирмы означает больше, чем разработка хороших услуг, установление на них привлекательной цены и приближение к ним потребителей целевого рынка.
Туристская фирма должна также иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами. Поэтому каждая туристская компания неизбежно начинает играть роль источника коммуникации и генератора различных средств продвижения информации об услугах на рынки.
Процессы коммуникации не должны быть отданы на волю случая. Чтобы работать эффективно фирмы часто нанимают рекламные агентства для разработки эффективной рекламы, специалистов по стимулированию сбыта, подготовке программ продвижения туристского продукта и, наконец, фирмы, занимающиеся связями с общественностью, для разработки корпоративного имиджа предприятия. Для любой туристской фирмы вопрос не только в том, какую коммуникационную политику проводить, но и как много денег нужно потратить и как это сделать.
Современные туристские фирмы управляют сложной системой маркетинговых связей. Фирма имеет коммуникационное отношение со своими посредниками, потребителями и различными представителями общественности.
Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех основных средств воздействия:
Реклама - наиболее значимый элемент коммуникационного комплекса. Она оказывает большое потенциальное влияние на все остальные элементы этого комплекса (может привлекать широкие массы людей) и является самой дорогой.
Играя главную роль во всей коммуникационной системе, реклама одновременно информирует о компании и ее продукте, убеждает потенциальных покупателей остановить свой выбор на данной компании и ее продукте, усиливает уверенность у существующих клиентов в своем выборе и т. д.
По мнению западных специалистов, в туристском бизнесе от рекламы требуется выполнение следующих важных задач5:
1. С ее
помощью любая составляющая
2. Она должна обещать выгоду или решение проблемы.
3. Она должна
указывать на отличия продукта
компании от продукта ее
4. Она должна
оказывать позитивное влияние
на тех работников компании, которые
должны проводить в жизнь
5. Она должна капитализироваться с помощью устного распространения.
В туристском бизнесе, так же как и в других областях, в последнее время все больше повышается значение таких элементов коммуникационного комплекса, как паблик рилейшнз и паблисити. Некоторые туристские компании половину средств, выделяемых на рекламные цели, тратят именно на них (20 лет назад на паблик рилейшнз и паблисити тратилось средств в 2 - 3 раза меньше). Причина этого кроется в том, что паблик рилейшнз является мощным инструментом и порой может оказать больше влияния на потенциального клиента, чем реклама.
По мнению зарубежных специалистов6, эффективный паблик рилейшнз является инструментом управления, с помощью которого организация представляет свой продукт в средствах массовой информации с наилучшей стороны. Однако разница между паблик рилейшнз и паблисити заключается в том, что последний только составляет информацию (эта информация может представить организацию как с лучшей, так и с худшей стороны), предназначенную специально для средств массовой информации. Что касается паблик рилейшнз, то с его помощью организация осуществляет своего рода контроль над паблисити и следит за тем, чтобы о ее продукте создавалось только положительное мнение.
Таким образом, паблик рилейшнз является мощным маркетинговым средством, которое может определить успех организации, улучшить доверие к ней, создать новый рынок, помочь в борьбе с конкурентами, представить новый продукт на рынке, проявить лояльность к торговой марке, улучшить эффективность других элементов коммуникации и др.
Персональные продажи7 или, как их еще называют, прямые продажи для индустрии туризма являются одним из важных элементов коммуникационного комплекса. Они относятся исключительно к процессу продаж и представляют собой маркетинг, проводящийся по отношению к клиентам. Важность их предопределена возможностью продавцов встречаться с клиентами.
Персональные продажи составляют одну из статей маркетингового плана компании. Они являются чуть ли не единственным элементом коммуникационного комплекса, который обеспечивает обратную связь с клиентом независимо от того, осуществлялась ли она через персонал по продажам или непосредственно со стороны руководства компании или ее сотрудников.
1.4. Официальные правительства турорганизаций.
Составными
элементами общей системы маркетинга
в туристской области выступают: государство,
местные органы власти, национальные и
местные (региональные) туристские организации
и предприятия. Западный опыт работы показывает,
что совместные усилия частных фирм и
официальных правительственных турорганизаций
в продвижении туристской индустрии дают
наибольший, эффект. Между различными
уровнями маркетинга существует тесная
связь: государство, местные органы и ассоциации
берут данные о рынке, в том числе и из
информации, поступающей от предприятий,
а предприятия, в свою очередь, основывают
свои маркетинговые концепции на национальных
и местных концепциях туризма. Маркетинговые
разработки государства являются не директивой,
а рекомендацией, ориентиром для предприятия.
На долю национальных организаций и региональных
уровней приходятся следующие функции:
Информация о работе Туристический маркетинг и его особенности