Туристический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:26, реферат

Описание работы

Итак, целью данной работы является изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
Рассмотреть сущность маркетинга в туризме
Рассмотреть особенности использования маркетинга в туризме
Провести анализ особенностей маркетинговой деятельности на примере конкретного туристского предприятия

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты туристического маркетинга.
Маркетинг в туризме: понятие, содержание,
концепция.
Туристский продукт, как основное понятие
маркетинга туризма.
1.3 Виды и цели маркетинговых исследований
1.4 Ценообразование в туристическом маркетинге
Глава II. Анализ маркетинговой деятельности на туристском предприятии.
2.1 Общая характеристика исследуемого туристского предприятия.
2.2 Особенности маркетинговой деятельности в туристском агентстве «Волгатур».
2.3Усовершенствование маркетинговой деятельности в турагентстве «Волгатур»
Заключение
Список использованной литература

Файлы: 1 файл

Туристический маркетинг.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

МГУЭСИ

 

 

 

Реферат

по маркетингу на тему

«Туристический маркетинг»

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Казанцева Светлана Юрьевна

Выполнила  студентка: 

группы ДЭЭ-208

Мацерук Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты  туристического маркетинга.

  • Маркетинг в туризме: понятие, содержание,

концепция.

  • Туристский продукт, как основное понятие

маркетинга туризма.

1.3 Виды и цели маркетинговых  исследований

1.4 Ценообразование в туристическом маркетинге

Глава II. Анализ маркетинговой  деятельности на туристском предприятии.

2.1 Общая характеристика  исследуемого туристского предприятия.

2.2 Особенности маркетинговой  деятельности в туристском агентстве  «Волгатур».

2.3Усовершенствование маркетинговой деятельности в турагентстве «Волгатур»

Заключение

Список использованной литература

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  рассмотрению темы «Туристический маркетинг». Индустрия туризма является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые  темпы роста иностранного туризма  составили 5,1%, а среднегодовые темпы  роста валютных поступлений от международного туризма -14 %; в 1993 г. международных туристских прибытий было 576 млн. чел., а поступления  от международного туризма достигли 372 млрд. долл. США. К 2011 г. количество международных  поездок предположительно возрастет  до 937 млн. Многие высокоразвитые страны, такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. В западных странах туризм признается доходной отраслью хозяйства, находящей  поддержку государства.

В России туризм пока не воспринимается полноправным сегментом экономики  и предметом научного анализа. Российская туристская индустрия переживает период своего становления как самостоятельный  сектор хозяйствования. С каждым годом  увеличивается потребность в  квалифицированных кадрах в области  туризма, возникают многочисленные высшие учебные заведения и курсы  повышения квалификации, готовящие  кадры туризма.

В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме (как в России, так  и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так  как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют  в соответствии с имеющимся у  них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот  факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли  без особых усилий и маркетинговых  исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеком прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма.

Вместе с тем индивидуализация потребительского спроса, использование  как массово-стандартизованного, так  и дифференцированного предложения  туристских товаров и услуг, концентрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обусловливают  необходимость усиления внимания к  проблемам маркетинговых исследований, стратегий и планирования. В России такая практика начала развиваться  в канун XXI века, особенно в наиболее развитых географических районах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

Однако в отличие от маркетинга многих товаров массового  потребления маркетинг в туризме  имеет свои специфические особенности, возникающие, прежде всего из-за специфического характера туристских услуг.

Итак, целью данной работы является изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы.

Для достижения данной цели выделим ряд задач:

  • Рассмотреть сущность маркетинга в туризме
  • Рассмотреть особенности использования маркетинга в туризме
  • Провести анализ особенностей маркетинговой деятельности на примере конкретного туристского предприятия

Методология исследования, при помощи которой была написана данная работа, следующая: социологический, эмпирический и аналитический.

При написании данной работы использовались научные труды, аналитические  работы, журналы, учебники и научная  литература.

Глава I. Теоретические аспекты  туристического маркетинга.

Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция.

Слово «маркетинг» заимствовано из английского языка. Слово «маркет» (market) переводится как «рынок», а  производное от него слово «маркетинг» (marketing) – «торговая работа на рынке.

Попытаемся дать ответы на такие вопросы: что такое маркетинг? Зачем он нужен туристской фирме? Каковы его содержание и концепция?

Итак, маркетинг – это  система управления торгово-производственной деятельностью туристской фирмы  в условиях рыночной экономики.

Существует множество  других определений маркетинга. Остановимся  на наиболее приемлемом определении  его главной цели – распознать, идентифицировать и оценить существующий или скрытый спрос на туристские услуги, которые турфирма может предложить потребителю, и направить свои усилия на разработку, производство, продвижение  и продажу этих услуг в целях  получения оптимальной прибыли.

Отвечая на вопрос, зачем  маркетинг нужен турфирмам, скажем, что их деятельность в условиях рынка  и конкуренции всегда связана  с большим или меньшим финансовым риском, степень которого особенно возрастает во внешнеэкономической  деятельности, в том числе и  в области туризма. В наши дни  каждое туристское предприятие несет материальную ответственность за собственные убыточные операции. В 1995-2000гг. немало российских турфирм из-за допущенных ошибок в своей работе потерпели финансовый крах и были вынуждены прекратить свою деятельность.

Вот почему вопрос предпринимательского риска должен быть в центре внимания любой туристской фирмы. Снижение степени  этого риска может быть достигнуто только путем максимально точного  использования концепции маркетинга.

Говоря о концепции  маркетинга, используются такие понятия, как «маркетинговая позиция», «маркетинговый процесс» и «маркетинговая технология».

Маркетинговая позиция строится на том, что в условиях рынка и  конкуренции спрос определяет предложение. Следовательно, успех предпринимательства  зависит от его способности предложить туруслуги в таком количестве и такого качества, в таком месте  и по такой цене, которые бы соответствовали  действительному и потенциальному спросу.

Таким образом, исходной позицией маркетинга считается наличие определенного  рынка и потребительского спроса на туруслуги. Есть спрос на туруслуги, значит, фирма может активно разрабатывать  маркетинговую стратегию и планы  по ее реализации, а если спроса нет, то надо или искать его в другом месте, или перепрофилировать свою производственную деятельность.

Маркетинговый процесс –  это серия взаимосвязанных мер, которые начинаются с выявления  рынка и спроса и включают планирование, разработку, производство, распределение  и продажу товаров и услуг  потребителям.

Маркетинговая технология –  это управленческие методы, применяемые  предпринимателем в процессе выявления  и изучения спроса, планирования производства и продажи туруслуг и товаров.

Иными словами, маркетинг  – это система взаимосвязанных  приемов и мер, позволяющих турфирме добиваться положительных результатов  на рынке туруслуг.

Также, следует помнить, что  в туристском мире успех маркетинга зависит:

от комплексного анализа  рынка;

производства туристского  продукта;

анализа систем и каналов  реализации;

рекламы продукта.

1.2 Туристский продукт,  как основное понятие маркетинга  туризма.

Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому  все существенные положения современного маркетинга могут быть вполне применены  и в туризме.

В то же время в туризме  есть своя специфика, отличающая его  не только от торговли товарами, но и  от других форм торговли услугами. Здесь  имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%), а также особый характер потребления туристских услуг  и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации

В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это  любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и  подлежащая оплате с их стороны.

К туристским услугам относятся  гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие. В то же время «туристский продукт» можно  рассматривать в узком и широком  смысле.

Туристский продукт в  узком смысле – это услуги каждого  конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортное предприятие и так далее). В  широком смысле туристский продукт  – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней  непосредственное отношение. Основным туристским продуктом является комплексное  обслуживание, т.е. стандартный набор  услуг, продаваемый туристам в одном  «пакете».

Туристскому продукту, наряду с общими специфическими

характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности:

1. Это комплекс услуг  и товаров, характеризуемый сложной  системой

взаимоотношений между различными компонентами.

2. Спрос на туристские  услуги чрезвычайно эластичен  по отношению к уровню дохода  и ценам, но во многом зависит  от политических и социальных  условий.

3. Потребитель, как правило,  не может увидеть турпродукт  до его потребления, а само  потребление в большинстве случаев  осуществляется непосредственно  на месте производства туристской  услуги.

4. Потребитель преодолевает  расстояние, отделяющее его от  продукта и места потребления,  а не наоборот.

5. Турпродукт зависит  от таких переменных, как пространство  и время, для него характерны  колебания спроса.

6. Туристский продукт  создается усилиями многих предприятий,  каждое из которых имеет собственные  методы работы, специфические потребности  и различные коммерческие цели.

7. Не может быть достигнуто  высокое качество туристских  услуг при наличии даже незначительных  недостатков, поскольку обслуживание  туристов состоит из этих самых  мелочей и мелких деталей.

8. На качество туристских  услуг оказывают воздействие  внешние факторы, имеющие форс-мажорный  характер (природные условия, погода, политика в области туризма,  международные события и т.д.).

Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет три главные функции  маркетинга в туризме:

. установления контактов  с клиентами;

. развитие;

. контроль;

Однако маркетинг расширяет  свои функции, делая особый акцент на взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.

Туристский продукт, прежде всего, должен быть хорошим приобретением. В связи с этим туристский маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленных на достижение такой цели.

1.3 Виды и цели маркетинговых  исследований

Маркетинговые исследования имеют существенное значение для  определенной фирмы в процессе систематического сбора и анализа информации с  целью выявления угроз, слабых и  сильных черт и возможностей туристского  рынка, а также с целью выработки  соответствующей маркетинговой  стратегии для успешного ведения  бизнеса.

Исследования, проводимые в  туризме, обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений менеджерами туризма. Исследования позволяют выявить:

- проблемы, мешающие эффективному  ведению бизнеса;

- причины возникновения  проблем и возможные пути их  разрешения;

- будущие тенденции на  туристском рынке.

Исследования также позволяют: увидеть новые возможности; определить эффективные пути ведения бизнеса; лучше понять запросы рынка и  снизить вероятность риска в  соответствии с изменениями, которые  постоянно там происходят.

Исследования, которые уменьшают  риск в процессе принятия решений, в  значительной степени предопределяют успех функционирования туристского  предприятия.

Таким образом, менеджеры  могут планировать, осуществлять и  контролировать деятельность по оказанию туристских услуг более успешно, если они располагают необходимой  информацией.

Все управленческие решения  должны приниматься с учетом данных, полученных при проведении маркетинговых  исследований.

Интенсивный рост туризма  в России не способствовал проведению маркетинговых исследований и планированию маркетинговой деятельности. Однако августовский кризис 1998 г. заставил многие предприятия переоценить методы своей работы, чтобы выжить в условиях кризиса и конкуренции. Принимая управленческое решение, менеджеры  преследуют цель получения прибыли. Но, как показывает многолетняя практика работы на европейском туррынке, основными  задачами любого туристского предприятия, если оно ставит своей стратегической целью получение долгосрочной прибыли и поддержание спроса на свои товары и услуги, являются определение нужд потребителей и удовлетворение их потребностей. Маркетинговая концепция ведения бизнеса, возникшая в конце 70-х на западном рынке, предполагает проведение исследований рынка и планирование маркетинговой деятельности уже в самом начале разработки турпродукта: фирмам необходимо знать потребности потенциальных клиентов, определить возможное число покупателей продукта или услуги, как и где они хотят это купить, по какой цене и что они ждут от купленного товара или услуги. Для получения подобной информации существуют определенные технологии исследований. Туристские предприятия из множества различных подходов выбирают наиболее приемлемые.

Информация о работе Туристический маркетинг