Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:01, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – проанализировать управление брендом на примере предприятия.
В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие основные задачи:
- обосновать теорию в области брендинга и уточнить его понятийный аппарат;
- определить основные этапы по управлению процессом брендинга и его продвижению на рынок;
- рассмотреть формирование и управление брендом на примере «IKEA».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные характеристики бренда 5
1.1. Определения и характеристики бренда 5
1.2. Классификация брендов 8
2. Формирование стратегии управления брендом 12
2.1. Сущность понятия брендинг 12
2.2. Основные этапы брендинга 17
3. Формирование и управление брендом на примере «IKEA» 23
3.1. История создания бренда «IKEA» 23
3.2. Расширение бренда «IKEA» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
2. Формирование стратегии управления брендом
2.1. Сущность понятия брендинг
В рыночных условиях развитие
и изменение хозяйственных
Исследования удовлетворения потребностей населения помогают прояснить его интересы и потребности, а также проанализировать составляющие части проблемы и управленческие решения при разработке программы развития брендинга.
Таким образом, брендинг как целостный процесс организации деятельности, включая экономическую, производственную, правовую, социокультурную деятельность. Брендинг — это сложное комплексное явление, представляющее собой целостную форму организационной деятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность одной цели, связь с внешней средой. Содержание такой формы организации заключается во взаимодействии органов управления компании в процессе воспроизводства условий ее жизнедеятельности, в установлении количественных и качественных показателей, характеризующих результат деятельности компании при проведении брендинга.
Современное состояние медиатехнологий приводит к возникновению новых бизнес-моделей, которые оказывают влияние на развитие торговой марки и ее бренда, их связь с покупателями, продажу и покупку на международных фондовых рынках. Поэтому брендинг считается основным средством, связывающим всех участников процесса формирования и продвижения торговой марки и ее бренда на внешнем и внутреннем рынке.
Различные авторы трактуют брендинг по-разному и раскрывают те или иные его черты как категории. Однако, несмотря на всю полноту трактовок, в них не указывается на целостность процесса брендинга. Под брендингом следует понимать прежде всего единый и целостный процесс, основой которого является организация управления деятельностью по формированию, развитию и продвижению торговой марки и ее бренда на рынке.
Процесс брендинга включает разные виды деятельности: разработку названия торговой марки, марочного видения, марочного предложения, формирование марочного образа, процесс управления торговыми активами, марочное ценообразование, процесс формирования бренда, формирование взаимоотношений между брендом и потребителем, - что должно быть организовано в определенном объеме, качестве и в установленные сроки. Важным аспектом при этом является сохранение и развитие того особенного, что отражено в брендинге. Этим может достигаться гибкое, подвижное, динамичное единство разнообразных видов деятельности, являющееся основой стабильности развития торговой марки и ее бренда. Сохранение этого единства требует особого внимания высших органов управления компании и бренд-менеджеров и четкого разделения труда в системе управления брендингом. Такая трактовка категории «брендинг» обусловлена необходимостью корректировки приоритетов в направлении усиления внимания к проблемам развития торговой марки и ее бренда, экономически ориентированного развития компании.
Брендинговая система управления является составной частью системы управления компании и состоит из иерархически взаимосвязанных подразделений, каждое из которых выполняет особые функции.
В процессе брендинга формируются отношения, возникающие между органами и звеньями управления компании и подразделениями, осуществляющими функции брендинга, а также внутри звеньев управления производством и формирования и продвижения торговой марки и ее бренда на рынке.
Научный подход к организации брендинга тесно связан с теорией организации и управления в целом. С термином «организация брендинга» мы сталкиваемся весьма редко, а это вызывает необходимость уточнить основные понятия, что позволит более правильно осмыслить проблемы брендинга.
Организация управления деятельностью по брендингу — специальная трудовая деятельность, отличающаяся от работы собственно по управлению. Для обоснования этого положения рассмотрим вначале широко используемый термин «организация». Применительно к управленческим задачам он имеет следующие значения:5
1) конкретная организационная система (предприятие, фирма, компания);
2) установленный порядок
действий (например, организация произ-
В последнем значении этот термин применим к брендингу, организации процесса управления деятельностью брендинга и организации процесса создания условий для обеспечения согласованности действий в процессе и системе управления брендингом компании. Развитие экономики компании, обеспечение ее динамичного и сбалансированного функционирования немыслимы без организации и управления деятельностью по брендингу. Это специальный трудовой процесс, в котором на основе разделения и специализации труда, а также регламентации (распределение функций, прав, обязанностей и ответственности) формируется технология брендинга и система управления брендингом.
При организации брендинга на основе взаимосвязи теории организации и управления следует использовать научный подход. Организация, по нашим представлениям, — это совокупность способов и приемов, обеспечивающих согласованность действий в любой сфере деятельности.
Некоторые авторы сводят понятие организации к содержанию такой функции управления, как обеспечение выполнения принятого управ-ленческого решения. Однако, по-мнению З.В. Макашева, в данном случае задача иная — необходимо использовать организационные приемы и способы наряду с мотивацией и побуждением для обеспечения согласованных действий в процессе выполнения принятых решений по брендингу.
Эффективность процесса организации брендинга обеспечивается лишь в том случае, если он рассматривается как законченное целое, то есть производство продукции, формирование торговой марки и ее бренда и их продвижение на рынке. Нельзя рассматривать его по частям, обращая внимание только на отдельные его стороны или изолированные функции, исключая другие. Поэтому, раскрывая понятие организации, следует подчеркнуть, что оно тесно связано с наличием интегрированных систем производства, маркетинга, брендинга.
Организация производства и брендинга — непосредственная функция руководителя компании, причем ее выполнение зависит от того, насколько хорошо организованы и четко функционируют элементы системы управления компании. Главная задача руководителя (линейных органов управления) — управлять явлениями и процессами протекающими в системе, используя усовершенствованную систему управления. Задача функциональных органов управления — обеспечить процесс управления деятельностью по брендингу необходимой информацией.
Организация брендинга как сложная область человеческой деятельности, связанная с другими видами деятельности, привлекает пристальное внимание науки организации управления, так как ее теоретические аспекты разработаны недостаточно.
Общие представления об организации брендинга дает рис. 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Структура организации брендинга6
Комплексно-целевые программы
Принципы организации брендинга — это основные правила, которые разрабатываются для того, чтобы ими руководствоваться в процессе организации брендинга. Процесс организации брендинга выделяется как особая категория и рассматривается наряду с процессом управления компанией. Результаты процесса управления компанией будут эффективны при успешной организации брендинга. В процессе управления должны постоянно выявляться недостатки и помехи, устранение которых в процессе организации брендинга приведет к оптимизации системы управления брен-дингом. Методы организации — это способы, обеспечивающие согласованность действий в процессе организации брендинга и организации управления.
2.2. Основные этапы брендинга
Процесс формирования стратегии управления брендом состоит из следующих этапов:7
- позиционирование бренда;
- определение потребительских ценностей бренда;
- формирование коммуникаций;
- развитие каналов распределения;
- ценообразование бренда.
Рассмотрим более подробно некоторые из этапов.
Начало работы над любым брендом – его позиционирование на рынке.
Позиционирование бренда – это выделение позиции товара (услуги) по отношению к конкурентам, которую он займет в умах целевого рыночного сегмента, анализ покупательских потребностей и восприятия. Удачное позиционирование позволяет не только определить место товара на рынке, но и предоставить ему дополнительное конкурентное преимущество.
Фактически позиционирование – это то место, которое занимает данный бренд в сознании потребителя. Бренд оценивается потребителем по ряду параметров или, позиционирующих шкал. При этом для каждого вида товара и услуг набор этих параметров индивидуален. Кинотеатр, например, оценивается потребителем по параметрам цены, комфорта, качества изображения и звука, актуальности кинорепертуара, сервиса.
При планировании и формировании позиционирования бренда необходимо следовать четырем правилам:
Во-первых, позиционирование должно быть уникальным и узнаваемым. Это необходимо для успешной и четкой дифференциации от конкурентов. Нельзя выиграть конкурентную войну, предлагая потребителю то же позиционирование, которое уже занято другим, часто удачным, брендом.
Во-вторых, позиционирование должно соответствовать явным и скрытым нуждам целевых потребителей. Необходимо задавать себе вопрос, нужен ли потребителю продукт, нужны ли ему предлагаемые продуктом качества.
В-третьих, позиционирование должно быть подкреплено реальными фактами. Это необходимо для того, чтобы потребитель никогда не испытал разочарования от общения с брендом. Нарушение этого принципа ведет к ситуации, которая может быть охарактеризована как синдром неоправданных ожиданий. Обратные ситуации служат основой для успеха.
В-четвертых, позиционирование должно быть неизменным во всех элементах marketing mix. Это уже более относится к практической реализации позиционирования. Престижный бренд с высокой ценой и ожидаемым эксклюзивным позиционированием не должен продаваться в коммерческих киосках. Массовый продукт, представленный по низкой цене, не должен использовать в своей рекламной кампании сложные приемы, требующие от потребителя дополнительного умственного напряжения.
Все элементы маркетингового комплекса призваны отражать позицию бренда и трансформировать ее в подходящую для средств рекламы форму, иначе возможны расхождения, например в обещании, которое дает бренд, и его рекламе.
Следующий не менее значимый этап брендинга – определение потребительских ценностей бренда.
Торговая марка становится брендом, когда потребность в ней начинает осознавать не только ее владелец, но и покупатель. Это происходит тогда, когда потребителю предлагаются ценности и потребительские преимущества, соответствующие его нуждам и ожиданиям. Такие преимущества могут носить функциональный, социальный или эмоциональный (психологический) характер.
С точки зрения шведского исследователя Томаса Гэда, автора модели четырехмерного брендинга, бренд в сознании потребителя распадается на четыре составляющие: функциональную, социальную, ментальную и духовную. Это так называемые измерения бренда. Функциональное измерение описывает воспринимаемую пользу продукта или услуги, связанную с брендом. В эту категорию попадает все, что имеет отношение к физическому качеству и эффективности. Социальное измерение касается способности идентифицировать себя с определенной общественной группой. С точки зрения социального измерения, бренд часто создает вокруг себя культ, становится знаком социального отличия. Эта сторона гораздо более важна, чем функциональное измерение, с точки зрения которого, многие конкуренты предлагают продукты и решения лучшего или такого же качества. Ментальное измерение касается личностной трансформации, то есть выработки нового представления о себе самом. Речь идет не о том, что люди думают о вас, а только о том, что вы думаете о самом себе. Духовное измерение относится к восприятию глобальной или локальной ответственности.
Наиболее сильные бренды уважают эмоциональные потребности своих потребителей и удовлетворяют их. Они ищут подходы к основным чувствам или глубоким культурным традициям людей. Осведомленность и признание брендов – это только поверхностные показатели их эффективности. Важнее то, что хорошие бренды строят отношения с потребителями. Потребитель все чаще выбирает товар / услугу не по тем преимуществам, которые они несут, а в соответствии со своими внутренними убеждениями, самоощущениями, эмоциями, которые никак не связаны с продуктом / услугой.
Продвижение – любая форма действий, используемых фирмой для информирования, убеждения и напоминания людям о своих товарах и услугах.
Средства продвижения бренда – это способы, с помощью которых мы пробуждаем у потребителя ожидание получения выгоды, которое есть бренд. Это все предоставляющиеся потребителю возможности узнать о бренде, думать о нем, чувствовать его и реагировать на него.