Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:30, курсовая работа
В работе проведено исследование значения и особенностей государственного регулирования цен, в том числе и регулирования цен на продукцию агропромышленного комплекса; проведен анализ ценовой политики, проводимой агрокомбинатом «Ждановичи», а также рассмотрены основные направления совершенствования государственного регулирования цен и ценовой политике в Республике Беларусь в общем и на «АК «Ждановичи» в частности.
Область возможного применения проведенных исследований: ценовая политика предприятий агропромышленного комплекса Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………….…………………4
ГЛАВА 1. Формирование ценовой политики…………………………………...5
1.1. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь…….……...5
1.2. Установление цен на сельскохозяйственную продукцию………………...11
ГЛАВА 2. Характеристика МРУП «АК «Ждановичи» и его ценовая политика.16
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………16
2.2. Анализ системы управления………………………………………………. 21
2.3. Ценовая политика предприятия…………………………………………...24
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования ценовой политики……28
Выводы…………………………………………………………………………...32
Литература………………………………………………………………………..33
Приложения
Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи.
С 1 марта 1993 г. началась реализация населению по свободным ценам таких продуктов питания, как баранина, мясо птицы, ликеро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены основные продовольственные товары: свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.
Либерализация
цен имела своей целью
В результате проводимых в 90-е годы преобразований в системе ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги.
Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. [2, с. 29] Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.
Позже возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.
Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.
В качестве принципов ценообразования определены:
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в стране, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.
Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторые другие.
Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют:
Облисполкомы
и Минский горисполком обеспечивают
государственную политику в области ценообразования
в пределах административно-
В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
Органы управления в дальнейшем должны переходить к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.
1.2. Установление цен на сельскохозяйственную продукцию
В соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные и регулируемые закупочные цены. Применение свободных закупочных цен на сельхозпродукцию предусмотрено Указом Президента РБ от 06.02.1995 № 51 "О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства". Государственное регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для республиканских нужд, согласно Указу Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" [6, с. 21 - 27] (далее – Указ № 285) производится Советом Министров РБ. Кроме того, облисполкомами осуществляется регулирование закупочных цен на картофель и плодоовощную продукцию в рамках предоставленных им полномочий по регулированию цен на социально значимые товары.
Государственное регулирование цен на сельхозпродукцию в соответствии с Указом № 285 производится Правительством в форме утверждения фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и животноводства, включенную в перечень республиканских государственных нужд.
Действующие закупочные цены на продукцию животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи) утверждены постановлением Совета Министров РБ от 04.03.2005 № 243 "О закупочных ценах на продукцию животноводства, реализуемую для республиканских государственных нужд". Закупочные цены дифференцируются на молоко по сортам, на скот – по категориям упитанности в живом и убойном весе с дифференциацией.
На продукцию растениеводства урожая текущего года закупочные цены установлены постановлением Совета Министров РБ от 29.03.2006 № 427 "О закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию урожая 2006 года, реализуемую для республиканских государственных нужд" [6, c. 26]. Данным постановлением утверждены фиксированные закупочные цены на рожь, пшеницу, тритикале, ячмень, овес, гречиху, маслосемена рапса, сахарную свеклу, семена зерновых культур. При этом уровень закупочных цен на зерновые, маслосемена рапса дифференцирован по классам или группам продукции, на семена – по репродукциям, на сахарную свеклу – в зависимости от сроков реализации и качественных параметров. По установленным данным постановлением закупочным ценам производится авансирование проведения сельхозорганизациями весенне-полевых работ, а также будут осуществляться расчеты за реализуемую продукцию в сезон сбора урожая. Изменение закупочных цен на продукцию растениеводства нового урожая произведено в рамках установленных параметров инфляции в пределах 5 – 7% (кроме тритикале) к закупочным ценам на продукцию урожая прошлого года, предусмотренным постановлением Совета Министров РБ от 12.07.2005 № 769 "О закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию урожая 2005 года, реализуемую для республиканских государственных нужд".
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, реализуемую для республиканских государственных нужд, утверждаются без налога на добавленную стоимость на условиях франко-организация, осуществляющая производство сельхозпродукции.
Экономическое обоснование фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и животноводства, реализуемую для государственных нужд, составляется Минсельхозпродом и Минэкономики РБ при подготовке и внесении совместно с другими заинтересованными органами республиканского и местного управления проектов постановлений Правительства исходя из анализа фактически сложившихся в среднем по республике затрат на производство сельскохозяйственной продукции в эффективно работающих хозяйствах, нормативного расхода материальных ресурсов, прогнозируемого изменения затрат в плановом периоде, обеспечения необходимого уровня прибыли для ведения простого или расширенного воспроизводства, сложившейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, установленных параметров инфляции, анализа влияния изменения закупочных цен на другие сферы экономики. При обосновании ожидаемой рентабельности учитываются средства, выделяемые из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в виде надбавок к закупочным ценам.
В соответствии с разъяснением Минсельхозпрода и Минэкономики РБ от 28.01.2006 № 03-4-8/21-222 и № 12-05-08/926 "Об экономическом обосновании закупочных цен" (далее – разъяснение от 28.01.2006) на продукцию растениеводства и животноводства, реализуемую для государственных нужд по фиксированным закупочным ценам, производители сельскохозяйственной продукции не составляют экономическое обоснование в форме плановых калькуляций применяемых закупочных цен, утвержденных постановлениями Правительства, а подтверждают уровень указанных цен фактическими затратами из отчетов (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) по видам производимой и реализуемой сельхозпродукции.
Наряду с сельскохозяйственной
продукцией, реализуемой для