Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:30, курсовая работа
В работе проведено исследование значения и особенностей государственного регулирования цен, в том числе и регулирования цен на продукцию агропромышленного комплекса; проведен анализ ценовой политики, проводимой агрокомбинатом «Ждановичи», а также рассмотрены основные направления совершенствования государственного регулирования цен и ценовой политике в Республике Беларусь в общем и на «АК «Ждановичи» в частности.
Область возможного применения проведенных исследований: ценовая политика предприятий агропромышленного комплекса Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………….…………………4
ГЛАВА 1. Формирование ценовой политики…………………………………...5
1.1. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь…….……...5
1.2. Установление цен на сельскохозяйственную продукцию………………...11
ГЛАВА 2. Характеристика МРУП «АК «Ждановичи» и его ценовая политика.16
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………16
2.2. Анализ системы управления………………………………………………. 21
2.3. Ценовая политика предприятия…………………………………………...24
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования ценовой политики……28
Выводы…………………………………………………………………………...32
Литература………………………………………………………………………..33
Приложения
Примечание: Источник: данные отдела маркетинга МРУП «АК «Ждановичи» (согласно протоколу согласования цен 2007 г.)
При реализации в торговле непереработанной сельскохозяйственной продукции (свежие картофель, овощи, плоды, ягоды) формирование розничных цен на нее производится организациями торговли в соответствии с п. 3.6 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43, исходя из закупочной цены сельхозпроизводителей или отпускной цены заготовительных организаций, оплаченной оптовой надбавки при закупке у оптовых поставщиков, торговой надбавки, не превышающей утвержденный предельный уровень, налога на добавленную стоимость по установленным ставкам.
Рассчитаем розничную цену для огурцов, выращиваемых в теплицах агрокомбината «Ждановичи». Расчет осуществляется по следующей схеме:
Закупочная цена, в руб. за кг без НДС |
2311 |
Согласно протоколу согласования цен |
Торговая надбавка, в % |
20 |
Не выше предельной |
|
462,2 |
2311 ´ 20 / 100 |
Расчетная розничная цена без НДС |
2773,2 |
2311 + 462,2 или 2311 ´ 1,20 |
Налог на добавленную стоимость, в % |
10 |
Согласно ставке |
в руб. |
277,32 |
2773,2 ´ 10/100 |
Розничная цена с НДС, в руб. за кг |
3050,5 |
2773,2 + 277,32 или 2311 ´ 1,20 ´ 1 |
То же, с округлением |
3050 |
На предприятии розничная торговля осуществляется по двум видам цен: франко-отправленная и франко-назначенная. Франко-отправленная цена предполагает доставку продукции к точкам реализации с оплатой транспортных расходов предприятием-заказчиком. Франко-назначенная цена (только в пределах города Минска) – розничная цена + транспортные издержки, которые составляют в среднем по всем видам продукции 50 руб. с 1 килограмма. Таким образом, франко-отправленная цена 1 кг огурцов составила 3050 руб., франко-назначенная – 3050 + 50 = 3100 руб.
Аналогично рассчитаем розничные цены по остальным видам овощей защищенного грунта. Результат расчета поместим в таблицу 2.5:
Таблица 2.5. Розничные цены на продукцию МРУП «АК «Ждановичи» (за 2007 г.)
№ п/п |
Наименование продукции |
Ед. изм/ расфа совка |
Первоначальная цена без НДС (франко- отправления) |
Первоначальная цена без НДС (франко- назначения по г. Минску) |
Ставка НДС, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Огурец ср./плодный стандарт |
кг |
3050 |
3100 |
10 |
2 |
Томаты тепличные свежие |
кг |
3900 |
3950 |
10 |
3 |
Баклажаны свежие |
кг |
4270 |
4797 |
10 |
4 |
Перец свежий |
кг |
8500 |
8550 |
10 |
5 |
Капуста свежая стандарт |
кг |
508 |
558 |
10 |
6 |
Капуста краснокочанная |
кг |
785 |
835 |
10 |
7 |
Картофель продовольственный |
кг |
590 |
640 |
10 |
8 |
Морковь свежая стандарт |
кг |
459 |
509 |
10 |
9 |
Морковь свежая н/стандарт |
кг |
427 |
477 |
10 |
10 |
Свекла столовая |
кг |
563 |
613 |
10 |
11 |
Лук-репка |
Кг |
327 |
- |
10 |
Примечание: Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы, розничные цены реализации продукции теплиц МРУП «АК «Ждановичи» колеблются в пределах от 327 руб. до 8500 руб. в зависимости от вида продукции. Такая разбежка объясняется разным уровнем затрат на выращивание того или иного вида продукции.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
Стратегическим направлением
государственной ценовой
В целях расширения сферы
применения свободного ценообразования,
упрощения правил, регламентирующих
процедуры и условия
Кроме того, на 2009 год правительством не установлены предельные индексы изменения отпускных цен и тарифов, что позволит субъектам предпринимательской деятельности свободно устанавливать цены на производимые товары, работы, услуги и, соответственно, не потребуется их регистрировать в вышестоящих органах управления. Это значительно сократит документооборот, сэкономит время на процедуру регистрации цен и тарифов, на составление калькуляций, отчетов.
Важным и актуальным направлением антимонопольного регулирования является развитие конкурентной среды в экономике, выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг, отметил заместитель министра. Потому Планом первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году предусмотрена разработка проекта указа «О совершенствовании мер антимонопольного регулирования, направленных на создание конкурентных условий».
В нынешних условиях в целях обеспечения необходимых условий для эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, меры государственного антимонопольного регулирования будут направлены на выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства с применением мер ответственности в соответствии с законодательством; пресечение согласованных действий, ценовых сговоров и злоупотреблений доминирующим положением, приводящих к необоснованному росту цен; пресечение фактов запретов или ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Беларуси, иных ограничений прав юридических лиц на продажу, покупку товаров при межобластных поставках и другие меры.
Также можно привести извлечение из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2005 № 799
Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения.
Совершенствование ценообразования будет осуществляться по следующим основным направлениям:
1) совершенствование механизмов ценового регулирования, обеспечивающих эффективную работу реального сектора экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами социально-экономического развития республики;
2) повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);
3) обеспечение экономически обоснованных соотношений цен, совершенствование структуры цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском (пригородном) общественном транспорте в целях сокращения субсидий;
4) ликвидация отраслевых и других перекосов цен и тарифов в отдельных отраслях экономики в целях повышения эффективности работы реального сектора экономики;
5) гармонизация внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах для защиты экономических интересов страны;
6) усиление контроля за уровнем и динамикой затрат, включаемых в себестоимость, создание условий, стимулирующих снижение затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), поэтапное снятие ценовых ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда в целях повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;
7) обеспечение согласованности инструментов государственного ценового и макроэкономического регулирования, ценообразования с проводимой денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, ситуацией на внутреннем и внешнем рынках;
8) проведение антимонопольного регулирования в соответствии с международными нормами и с учетом открытости национальной экономики;
9) совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение функций республиканских органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования;
10) повышение роли и ответственности областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов за проведение государственной политики в области ценообразования, регулирование и контроль за применением установленного порядка ценообразования в регионах.
Что же касается интересующего
нас агропромышленного
1) поэтапное выравнивание закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение прибыли, достаточной с учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения простого воспроизводства (не ниже себестоимости продукции), а к 2010 году – расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 20 процентов к нормативно-обоснованным затратам на производство;
2) стимулирование производства продукции животноводства путем установления надбавок к закупочным ценам на продукцию, реализуемую для государственных нужд;
3) формирование закупочных цен на продукцию растениеводства, включая возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение к 2010 году прибыли, достаточной с учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 40 процентов к нормативно-обоснованным затратам на производство;
4) соотношение изменения закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции с фактическими индексами роста цен на используемые в сельскохозяйственном производстве продукцию и услуги производственно-технического назначения, прогнозируемыми индексами изменения цен производителей на сельскохозяйственную продукцию, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков.
На продукцию перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса государственное регулирование цен производится Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом с использованием способов регулирования, предусмотренных законодательством.
Совершенствование ценообразования в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса будет направлено:
а) на обеспечение приемлемого для граждан республики уровня розничных цен на основные продукты питания;
б) на поэтапное упорядочение цен в целях повышения рентабельности производства с учетом выполнения установленных заданий по снижению себестоимости;