Управление ценовой политикой в комплексе маркетинга на примере МРУП «АК «Ждановичи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

В работе проведено исследование значения и особенностей государственного регулирования цен, в том числе и регулирования цен на продукцию агропромышленного комплекса; проведен анализ ценовой политики, проводимой агрокомбинатом «Ждановичи», а также рассмотрены основные направления совершенствования государственного регулирования цен и ценовой политике в Республике Беларусь в общем и на «АК «Ждановичи» в частности.
Область возможного применения проведенных исследований: ценовая политика предприятий агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
ГЛАВА 1. Формирование ценовой политики…………………………………...5
1.1. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь…….……...5
1.2. Установление цен на сельскохозяйственную продукцию………………...11
ГЛАВА 2. Характеристика МРУП «АК «Ждановичи» и его ценовая политика.16
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………16
2.2. Анализ системы управления………………………………………………. 21
2.3. Ценовая политика предприятия…………………………………………...24
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования ценовой политики……28
Выводы…………………………………………………………………………...32
Литература………………………………………………………………………..33
Приложения

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Borisevich.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 01.07.2005 № 732 "О создании стабилизационных фондов продовольственных товаров на межсезонный период 2005/2006 года и формировании цен на продукцию растениеводства" облисполкомами устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство продуктов растениеводства, предельные закупочные цены на картофель, капусту белокочанную, морковь, свеклу, лук репчатый. Уровень предельных закупочных цен на картофель и вышеназванные овощи формируется с учетом среднесложившихся по области экономически обоснованных затрат на их производство, целесообразного уровня прибыли, конъюнктуры рынка, а также с учетом необходимости установления приемлемого для населения уровня розничных цен на указанную социально значимую продукцию, компенсирующего не только затраты сельхозпроизводителей, но и нормативные издержки оптовых или заготовительных организаций, закладывающих эту продукцию на длительное хранение, и организаций розничной торговли. Кроме того, в целях сдерживания роста цен в зимний период на основные тепличные овощи облисполкомами и Минским горисполкомом установлены предельные закупочные цены на огурцы и помидоры защищенного грунта.

На картофель и плодоовощную продукцию, на которую облисполкомами и Мингорисполкомом согласно предоставленным  полномочиям по регулированию цен  утверждаются предельные закупочные цены, производители сельскохозяйственной продукции должны составлять экономическое обоснование применяемых закупочных цен, уровни которых не должны превышать установленные в регионе предельные цены. В соответствии с разъяснением от 28.01.2006 по согласованию с облисполкомами при реализации картофеля и плодоовощной продукции по фиксированным ценам, которые соответствуют установленным в области предельным закупочным ценам, производители сельскохозяйственной продукции могут подтверждать уровни применяемых закупочных цен фактическими затратами из отчетов (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) по видам производимой и реализуемой сельхозпродукции, без обоснования плановых затрат.

В целях упорядочения вопросов ценообразования на сельскохозяйственную продукцию совместным постановлением Минэкономики и Минсельхозпрода РБ от 31.01.2006 № 19/8 утверждена Инструкция об особенностях формирования закупочных цен на продукцию сельского хозяйства (далее – Инструкция), действие которой распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией продукции растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры, лекарственные культуры, овощебахчевые культуры и картофель, овощи защищенного грунта, кормовые культуры, плодовые и ягодные культуры) и продукции животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица, яйца, кони, кролики и другая продукция). Инструкцией определено, что под термином "закупочные цены" понимаются цены на производимую сельскохозяйственную продукцию, формируемые производителями сельхозпродукции.

Данным нормативным  актом сохранен сложившийся порядок  формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (за исключением продукции, реализуемой по утвержденным в соответствии с законодательством фиксированным закупочным ценам) производителями сельхозпродукции исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли. Инструкцией предусмотрено, что сформированные производителями сельхозпродукции закупочные цены (кроме скоропортящейся плодово-ягодной и овощной продукции) согласовываются с основными (занимающими наибольший удельный вес в объемах поставки продукции) перерабатывающими, заготовительными, торговыми организациями и оформляются протоколами согласования цен. На скоропортящуюся плодово-ягодную и овощную продукцию закупочные цены утверждаются руководителями организаций, занимающихся производством указанной продукции, и помещаются в прейскуранты закупочных цен.

Также согласно Инструкции юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от подчиненности  и форм собственности, занимающиеся производством и реализацией  продукции растениеводства и животноводства (далее – производители сельскохозяйственной продукции), должны составлять экономическое обоснование формируемых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в форме плановых калькуляций себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье и материалы, заработная плата) и обоснованием накладных и других расходов. При этом определено, что экономическое обоснование составляется по всем культурам продукции растениеводства и всем видам продукции животноводства, на которые применяются формируемые производителями сельскохозяйственной продукции закупочные цены.

Принимая во внимание, что большинство производителей сельскохозяйственной продукции в настоящее время реализуют по утвержденным постановлениями Правительства фиксированным закупочным ценам на нужды производства перерабатывающим и заготовительным организациям республики (в т.ч. сельскохозяйственным) основные виды продукции растениеводства и животноводства, объемы которых не включены в перечень республиканских государственных нужд, разъяснением от 28.01.2006 определено, что при реализации на вышеуказанные цели производители сельскохозяйственной продукции в аналогичном порядке могут подтверждать уровень применяемых закупочных цен фактическими затратами из отчетов (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) по видам производимой и реализуемой сельхозпродукции, без обоснования плановых затрат. Разъяснением от 28.01.2006 предусмотрено, что обязательное составление в соответствии с законодательством плановых калькуляций с расшифровками статей затрат по обоснованию применяемых закупочных цен должно производиться на продукцию растениеводства и животноводства, по которой не утверждаются фиксированные закупочные цены, а также реализуемую не для государственных нужд по ценам, отличным от утвержденных фиксированных закупочных цен, и реализуемую коммерческим организациям. При этом установлено, что получаемый доход при реализации сельхозпродукции по свободным ценам не должен быть ниже, чем при реализации этой продукции по фиксированным закупочным ценам с учетом установленных надбавок к закупочным ценам, т.е. практически уровень свободных закупочных цен должен превышать фиксированные закупочные цены не менее чем на размер выплачиваемых из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки надбавок к закупочным ценам на продукцию животноводства и отдельные виды продукции растениеводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МРУП «АК «ЖДАНОВИЧИ» И ЕГО ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

 

2.1. Общая характеристика  предприятия

 

 

Полное название предприятия: Минское районное унитарное предприятие  «Агрокомбинат «Ждановичи».

Дата создания 1959 год.

Предприятие расположено в пригородном  Минском районе, Фрунзенском и  Московском районе г. Минска, Дзержинском районе. Через территорию предприятия проходит шоссе Минск – Гродно.

Территориально предприятие расположено  на территории 4 сельских советов. В 27 населенных пунктах проживает 6789 человек.

В 2003 году к хозяйству присоединено хозяйство имени Калинина Минского района.

В 2005 году к предприятию присоединено УП «Совхоз имени Фрунзе» Дзержинского района.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в 2007 году составила 11034 га, в том числе пашни 9217 га. Средний балл сельскохозяйственных угодий 38,6, пашни – 39,9.

Основной целью предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли  для реализации экономических интересов собственника имущества предприятия и удовлетворения социальных нужд работников коллектива.

Анализ итогов работы за 12 месяцев 2007 года показывает, что  вся работа сельскохозяйственной отрасли предприятия направлена на повышение эффективности производства, наращивание объемов производства.

Темп роста производства валовой продукции сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах за январь – декабрь 2007 года составил 127,9 % к аналогичному периоду 2006 года.

Произведено валовой  продукции за 12 месяцев 2007 года на сумму 44,9 млрд. руб. (+9,8 млрд. руб. к 2006 году).

Получено выручки от реализации продукции за 12 месяцев в 2007 году 47,5 млрд. руб. (+16,8 млрд. руб. к 2006 году); прибыли 5,2 млрд. руб., рентабельность 12,1%.

В настоящее время  важной задачей является обеспечение  эффективного использования созданного потенциала защищенного грунта. Это означает, что дальнейшее наращивание объемов производства тепличных овощей должно сопровождаться снижением их себестоимости, ростом прибыли и рентабельности, сбережением энергоресурсов и материалов.

Необходимо также обеспечить соответствие производимой овощной продукции требованием современных стандартов по биологическому составу, экологической безопасности, товарному виду. Все это в комплексе позволит поднять конкурентоспособность овощей, как по ценовым, так и по качественным параметрам. Немаловажную роль в этом сыграет повышение квалификации персонала, для чего работники должны будут пройти специальные курсы повышения квалификации.

Среднесписочная численность  работающих на предприятии в 2007 году составила 1165 человек. Среднемесячная зарплата одного работника составила 879 тыс. руб. (410 дол. США).

Основными направлениями  производственной специализации предприятия являются:

- производство овощей  закрытого грунта;

- производство зерна;

- производство овощей  открытого грунта;

- производство картофеля;

- производство сахарной  свеклы;

- производство молока;

- производство мяса  КРС.

В производстве овощей закрытого  грунта УП «Агрокомбинат «Ждановичи»  занимает 1 место в Республике по валовому производству (21,5 млрд. руб.).

Произведено продукции  закрытого грунта на 01.12.2007 – 11475,9 тонн (+3878,7 т к 2006 году), урожайность 60 кг/м2; огурцов 4182,7 т, урожайность 72,4 кг/м2 (+115 т к 2006 г); томатов 7293,14 т, урожайность 53,9 кг/м2 (+3763,7 к 2006 г).

В общем объеме производства овощей защищенного грунта в Республике продукция агрокомбината составляет 15%, в Минской области – 37%.

Общая стоимость тепличного комбината – 55,4 млрд. руб. [6]

В таблице 2.1 приведена структура товарной сельскохозяйственной продукции МРУП «АК «Ждановичи», источником приведенных в ней показателей является форма № 7-АПК «Реализация» годовых отчетов предприятия за 2005, 2006, 2007 гг. соответственно (см. Приложение 3). 

Таблица 2.1. Структура товарной сельскохозяйственной продукции.

Отрасли и виды

товарной продукции

2005 г

2006 г

2007 г.

В среднем за 2005-2007 г

млн. руб.

тыс. у.е.·

в % к итогу

млн. руб.

тыс. у.е.

в % к итогу

млн. руб.

тыс. у.е.

в %  к итогу

млн. руб.

тыс. у.е.

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Продукция растениеводства

17 194

8 000,14

67,05

18 689

8692,6

67,77

36 305

16886,05

80,61

24062,67

11191,94

73,47

Продолжение табл. 2.1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Зерновые и зернобобовые - всего

2 361

401,40

3,37

2 624

1220,5

9,51

7221

3358,60

16,03

4068,67

1892,40

12,42

 в том числе:

  пшеница

863

33,95

0,28

1 571

730,7

5,70

2865

1332,56

6,36

1766,33

821,55

5,39

  рожь

73

33,95

0,28

-

-

-

321

149,30

0,71

131,33

61,09

0,40

  гречиха

2

0,93

0,01

-

-

-

-

-

0,67

0,31

0,00

  тритикале

11

5,12

0,04

171

79,5

0,62

786

365,58

1,75

322,67

150,08

0,99

  кукуруза

-

-

-

-

-

-

1865

867,44

4,14

621,67

289,15

1,90

  ячмень

1 402

652,09

5,47

882

410,2

3,20

1384

643,72

3,07

1222,67

568,68

3,73

  овес 

8

3,72

0,03

-

-

-

-

-

2,67

1,24

0,01

ячмень пивоваренный

514

239,07

2,00

241

112,1

0,87

990

460,47

2,20

581,67

270,54

1,78

Рапс

16

7,44

0,06

228

106,0

0,83

864

401,86

1,92

369,33

171,78

0,93

Картофель

809

376,28

3,15

333

154,9

1,21

674

313,49

1,50

605,33

281,55

2,04

Сахарная свекла

597

277,67

2,33

1 248

580,5

4,53

1860

865,12

4,13

1235,00

574,42

1,77

Овощи открытого грунта

1 526

709,77

5,95

980

455,8

3,55

1200

558,14

2,66

910,00

574,26

1,77

Овощи защищенного грунта

11 727

5 454,42

45,73

13 160

6 121,1

0,02

24353

11326,98

54,07

12028,33

5594,57

50,11

Плоды семечковые

54

25,12

0,21

42

19,5

0,15

-

-

-

32,00

14,88

0,10

Ягоды, т.

12

5,58

0,05

4

1,9

00,1

20

9,30

0,04

337,33

156,90

1,03

Другая продукция растениеводства

8

3,72

0,03

13 160

6120,9

47,72

-

-

-

4389,33

2041,55

13,40

Продукция животноводства

8 448

3 929

32,95

8 890

4134,9

32,23

8731

4060,93

19,39

8689,67

4041,71

26,53

 мясо крупного рогатого  скота

1 864

866,98

7,27

2 423

1127,0

8,79

2 403

1117,67

5,34

2230,00

1037,21

6,81

 свиней

116

53,95

0,45

243

113,0

0,88

-

-

-

119,67

55,66

0,37

Продано на племенные цели и прочая продажа: КРС

145

67,44

0,57

142

66,0

0,51

104

48,37

0,23

130,33

60,62

0,40

  свиньи

62

28,84

0,24

21

9,8

0,08

-

-

-

27,67

12,87

0,08

  лошади

23

10,70

0,09

9

4,2

0,03

       

939,53

6,17

Молоко цельное

5 934

2 760,00

23,14

5 808

2701,4

21,06

6 028

2803,72

13,38

2020,00

1820,47

37,75

Мед, ц

1

0,47

0,00

10

4,7

0,04

5

2,33

0,01

5,33

2,48

0,02

Другая продукция

303

140,93

1,18

234

108,8

0,85

191

88,84

0,42

242,67

112,87

0,74

ИТОГО:

25 642

11 926,5

100,00

27 579

12827,4

100,00

45 036

20946,98

100,00

32752,33

15233,64

100,00


Примечание: Источник: собственная разработка.

Как видно из табл. 2.1, растениеводство занимает в структуре товарной продукции наибольший удельный вес – 73,47% (в среднем за 3 года). Причем наибольший удельный вес в продукции растениеводства занимает производство овощей защищенного грунта – 36,73%, т.е. продукции теплиц, а также выращивание зерновых – 12,42%. Животноводство в товарной структуре занимает всего 26,53% (из них производство молока – 11,95%) Поэтому можно с уверенностью сказать, что МРУП «АК «Ждановичи» является специализированным растениеводческим предприятием (сумма удельного веса овощей защищенного грунта и молока занимают 87,86%, что больше, чем 66,7%). В данном случае специализация предприятия следующая: производство овощей защищенного грунта с развитым производством молока.

Размеры и экономические  показатели отрасли растениеводства  отражены в тaблице 2.2 (на основании данных годовых отчетов).                                                                                      

Таблица 2.2.Размеры и экономические показатели отрасли растениеводства

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

В среднем за 2005-2007  гг.

1

2

3

4

5

Произведено продукции, т

45 385

 

72 076


64 253

72 976

60 871,33

в том числе: зерновых (масса после доработки)

19 635

23 418

27 957

23 670

рапса (семена)

18

569

200

262,33

Картофеля

3 222

3 152

4 312

3 562

сахарной свеклы

8 977

19 519

24 277

17 591

овощи открытого грунта

6 131

9 995

4 348

6 824,67

овощей защищенного  грунта

7 360

7 597

11 476

8 811

Прочее

42

3

406

150,33

Себестоимость продукции:

               зерновых:

млн.руб

тыс.у.е.

                 рапса:

млн.руб

тыс.у.е.

                картофеля

млн.руб

тыс.у.е.

                сахарной свеклы

млн.руб

тыс.у.е.

                овощей откр. грунта

млн.руб

тыс.у.е.

                овощей защ. грунта

млн.руб

тыс.у.е.

3242

1507,91

 

3

1,3953

307

142,79

526

244,65

494

229,77

8 195

3811,63


3826

1779,53

125

58,1395

404

187,91

 

1058

492,09

 

853

396,74

9 728

4524,6


6549

3046,05

634

294,88

1057

491,63

1654

769,30

926

430,70

18 999

8836,74


4539

2111,16

254

118,14

589,33

274,11

1079,33

502,02

757,67

352,40

 

12307,33

5724,34


Посевная площадь, га: зерновых

4 970

6 113

5 500

5527,67

Рапса

24

200

930

384,67

Картофеля

150

200

200

183,33

сахарной свеклы

400

400

500

433,33

овощей открытого грунта

95

220

135

150

овощей защищенного  грунта

120

120

190

143,33

Продолжение табл. 2.2.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Среднегодовая численность  работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел.

810

790

792

797

Удельный вес, %:

в структуре валовой  продукции

75,3

78,5

82,9

78,9

в затратах труда

60,0

59,7

65,8

61,8

в сумме прибыли

78,6

90,9

97,3

88,9

Информация о работе Управление ценовой политикой в комплексе маркетинга на примере МРУП «АК «Ждановичи»